В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ганс Христиан Андерсен: интервью с Эльдаром Рязановым Назад
Ганс Христиан Андерсен: интервью с Эльдаром Рязановым
В сказках он брал реванш у жизни

- Эльдар Александрович, рабочее название вашего нового фильма - Андерсен. Фантазия на тему. Ваша неудержимая фантазия хорошо всем известна, а тут ещё не менее бурное воображение соавтора сценария - Ираклия Квирикадзе... Может ли хоть что-нибудь обуздать творческий полет двух знаменитых фантазеров? Например, проверенные факты биографии Андерсена или свидетельства о его стране и эпохе?

- На самом деле все далеко не так безудержно и сказочно вдохновенно, как может показаться на первый взгляд. Все наши действующие лица - подлинные исторические личности. Все они так или иначе фигурировали в биографии гениального сказочника, влияли на него по мере сил и так далее... Однако вы правы в том, что не все события фильма, не все поступки персонажей были именно таковы в реальности. Мы вовсе не пытаемся подменять художественное кино документальным. Хотя многое, очень многое берём из воспоминаний самого Ганса Христиана Андерсена...

Есть много исследовательской литературы по Андерсену - и нашей, и датской. Но опирались мы, в основном, на его автобиографию, она называется Сказка моей жизни. Разумеется, там тоже далеко не всё правда, и своё название эта книга вполне оправдывает - по крайней мере, события его жизни там довольно сильно... не то, что приукрашены, но, скажем так, изрядно сглажены. Он ведь был добрый человек и не хотел никого слишком уж огорчать своими откровениями. И потому деликатно опускал наиболее сильные, травматичные моменты. Объясню на примере одного эпизода из нашего фильма. Надо вам сказать, что маленький Ганс Христиан замечательно пел, у него был высокий чистый голос, как у Робертино Лоретти. Так вот, однажды бабушка привела его на ткацкую фабрику, и он там начал петь. Ткачи были в восторге, а потом какой-то хмырь сказал: смотрите-ка, это же девочка! И дальше, по-видимому, произошла безобразная сцена, о которой Андерсен говорит подозрительно сдержанно: эти добрые ткачи, мол, почему-то стали меня обижать, приставать ко мне... Мы хорошо подумали над тем, о чем великий сказочник решил умолчать, и сочинили сцену, где эта толпа стягивает с мальчика штаны... Честно говоря, сильная сцена получилась - и притом она из его автобиографии. Ну, и так далее. Намечено много интересного. Вот одна из самых трагических историй жизни Андерсена: его угораздило влюбиться в лучшую певицу XIX века, колоратурное сопрано Йенни Линд. У нее была невероятная всемирная слава, её называли шведским соловьем, она была молода, красива, на 15 лет моложе Андерсена. И отказала ему. Потому что гастролирующая по всему миру оперная дива и нищий литератор-филантроп, который неистово верит в Бога, искусство и прочие романтические идеалы да к тому же ещё и сочиняет какие-то странные фантастические истории, - это, конечно, превосходный сюжет для новой сказки. Но не для жизни. Как известно, Андерсен вообще умер девственником...

- А это обстоятельство имеет значение для вашей концепции его судьбы?

- Понятно, что все сказки он писал на самом деле про себя. И в этих сказках брал реванш у жизни. Там ему всё удавалось, там было все: слава, любовь женщин, богатство, покой, комфорт... Он ведь знал очень трудное, полуголодное детство и очень трудный путь наверх. Он слишком долго был несчастным, его слишком долго совсем не принимали как писателя, и ему пришлось пережить очень много горестей и страданий, прежде чем стать знаменитым. К тому же его истинное призвание было скрыто даже от него самого. Андерсен был уверен, что он драматург, настоящий взрослый &романист, а оказалось - сказочник. А ведь детская литература тогда еще вообще не почиталась за серьезное творчество. Поэтому сказки, которые вплетаются в ткань нашего фильма, продолжают и особым образом иллюстрируют его биографию. Автор сам играет всех принцев, и в сказочной жизни этих принцев все кончается хорошо.

- История Андерсена - это ваш давний замысел?

- Да, он возник у меня ещё в семидесятые годы. Я долго не мог его осуществить, потому что там, помимо всего прочего, присутствует важная еврейская тема. Один только погром в начале сценария чего стоит... И есть ещё знаменитая легенда времен фашистской оккупации Дании - о том, как сам король надел желтую звезду в знак протеста, и все датчане последовали его примеру. Ведь во время войны они вывезли многих евреев в нейтральную Швецию и таким образом спасли. Эта история произошла, как вы понимаете, через 70 лет после смерти нашего героя. Но нам она очень важна, и героического короля играет сам Андерсен. Это ведь и есть то самое абсолютное христианское добро, которое проповедуют миру его сказки - и которое впитала нация, воспитанная на них.

- Вы долго искали своего Андерсена?

- Это еще одна история, очень сложная и запутанная. Искал Андерсена, а нашел двух. Сначала я предполагал и юного, и взрослого героя поручить одному актеру. Но потом понял, что молодой актер не сможет по-настоящему точно сыграть человека, которому лет 50-60. Будет видно, что он весь склеенный, ряженый, накрашенный. Человек с годами матереет, с ним происходят всякие физиологические изменения - это не сыграешь. Поэтому у нас два Андерсена. Старшего играет Сергей Мигицко. А младшего долго не могли найти. Но когда появился Стас Рядинский, тут же выяснилось, что они с Мигицко невероятно похожи, словно отец и сын. У них даже ухмылка одинаковая. К тому же Стас оказался замечательно талантлив.

- Кто из них появляется в сказках?

- Оба. В одних - молодой, в других - взрослый. Вдвоем они играют только Тень.

- В Мигицко и Рядинском и правда есть определенное портретное сходство не только друг с другом, но и с Андерсеном. Вообще, вы стремились к такому сходству персонажей с их историческими прототипами?

- Нет, мы не делали из этого самоцель. Разве что Иоганн Штраус очень похож.

- Сейчас основную аудиторию кинотеатров составляют подростки, им лет пятнадцать. Те, кто родились в семидесятые, шестидесятые и раньше, ещё что-то понимают про Андерсена. Но этим-то, нынешним, интересно про Гарри Поттера, а совсем не про Андерсена. Разве нет?

- Не знаю. Это не моя проблема. Ничего, может быть, подрастут и тогда уже мой фильм посмотрят. Я никогда не пытался гнаться за модой. Пусть она за мной гоняется. Есть замечательное выражение: Мода - это кусок материи, который ползает по телу женщины: то выше, то ниже. Не вижу, чем бы я тут мог поспособствовать. Если же говорить серьезно, то положение просто отчаянное. Растет поколение, в котором слишком много невежд, прагматиков, циников. Замечательные, святые люди есть и будут всегда, в каждом поколении, - только в этом их как-то совсем уж мало. Если только они и будут нашей аудиторией, то мы попросту прогорим.

- У вас дорогой фильм?

- Увы, нет. Это совместная продукция с ФАККом, а хотелось бы - чтобы с Первым каналом, Газпромом, ЛУКОЙЛом, Абрамовичем и Потаниным... Я ко многим ходил, меня все тепло встречали, радушно провожали, а денег как не было, так и нет. А ведь все эти чиновники, которые решают финансовые вопросы, все эти бизнесмены - они же на сказках Андерсена выросли.

- И на ваших фильмах тоже.

- Вот я и думаю: какие же дерьмовые фильмы я ставил, если на них выросло такое поколение.

- Сейчас у вас не только новый соавтор сценария, но и новый оператор Евгений Гуслинский, новый композитор - Алексей Рыбников... Не означает ли это, что в результате мы получим нового Рязанова?

- Возможно. Хотя мне кажется, что в новой картине будет многое из того, что мне самому дорого в моих прежних работах. Квирикадзе подключился, когда уже сложилась концепция фильма, когда многое было уже придумано. Но мне нужен был человек, который бы меня не дублировал, а дополнял. Человек с каким-то другим видением. Впрочем, работали мы очень дружно, у нас оказались очень похожие взгляды на искусство, и результатом я доволен.

- Фильмы, которые вы снимали, - они ведь тоже сказки, только современные. Так что вы сами - сказочник. Можно ли считать этот фильм хоть в какой-то мере вашим автопортретом?

- Нет, что вы! Я искренне восхищаюсь своим героем, но у меня к нему масса вопросов и критических замечаний. Персонаж должен получиться весьма и весьма противоречивый.

- А вы разве не противоречивый?

- Нет. Я очень хороший и абсолютно цельный. А вот Андерсен - разный.




"Чайка" #22(57) от 18 ноября 2005 г.
http://www.chayka.org/article.php?id=972

18 ноя 2005

Док. 522068
Опублик.: 18.11.08
Число обращений: 13

  • Рязанов Эльдар Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``