В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эльдар Рязанов: `Больше всего на свете я боялся советской власти` Назад
Эльдар Рязанов: `Больше всего на свете я боялся советской власти`
Российскому кинорежиссеру Эльдару Рязанову, создателю культовых фильмов "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или с легким паром", "Служебный роман", "Вокзал для двоих" и многих других, 18 ноября исполняется 80 лет. Главный подарок Эльдар Александрович преподнес себе сам: в конце юбилейного года он выпустил на экраны свой 25-й по счету полнометражный художественный фильм, как всегда, по собственному сценарию, но впервые - не на отечественном материале - о великом датском сказочнике Гансе Христиане Андерсене. Уже в юбилейном году публике была представлена телеверсия этого фильма и опубликован роман - с тем же названием: "Андерсен. Жизнь без любви".

Первый ремейк Рязанова

Помимо андерсеновской эпопеи, Рязанов, как сам говорит, написал еще "какое-то количество стишков, сделал еще кое-что по мелочи". Под этим "кое-что" насмешник и фантазер Рязанов, очевидно, имел в виду колоссальную по объему работу - ремейк "Карнавальная ночь-2". Официальная премьера фильма состоялась в Москве 13 ноября.

Тому, что он вдруг переделал собственный фильм, принесший ему известность, мэтр сам несказанно удивляется. "Ситуация уникальна, - заметил он в одном из интервью. - Через полвека сделать ремейк своей картины. Подозреваю, подобное не удавалось никому в истории кинематографа". Истины ради следует сказать, что в истории кинематографа многое из того, что сделал и делает Рязанов, не удавалось никому.

Например, создать фильм, который в течение 20 лет будет главным событием новогодней ночи для миллионов советских людей. А чуть позднее - уже у несоветских россиян - все равно оставаться в обойме главных новогодних передач. Просто потому, что не могут люди в нашей стране остаться под Новый год без этой удивительной, поэтической, смешной и трогательной "рождественской сказки", вошедшей в наши дома в ночь под Новый 1976 г. под названием "Ирония судьбы, или с легким паром!".

На первых, еще нелегальных просмотрах рязановского "Гаража" (1979 г.) зрители сначала падали со стульев от смеха, а потом плакали навзрыд. По-настоящему сатирическая комедия Рязанова была снята как бы документально, в форме репортажа с собрания гаражно-строительного кооператива, члены которого готовы были перегрызть друг другу глотки "за жестяную коробку, в которую можно было спрятать другую жестяную коробку". Люди, отсмеявшись, действительно начинали плакать, осознав, в кого превратила их власть и система.

Рязанова называют "королем комедии, раздвинувшим границы жанра до немыслимых пределов". Его фильмы - лирические, музыкальные, бытовые, эксцентрические, героические, сатирические. Сам он большинство своих картин называет "городскими сказками", а "Иронию судьбы" определил как особый жанр - "медленная, музыкальная, лирическая комедия".

Случайный выбор

Для всех без исключения фильмов Рязанова характерно на удивление органичное переплетение смешного и грустного, веселого и печального, фарса и трагедии. По сути, любимый его жанр - трагикомедия, которая сопровождается музыкой и стихами высочайшего качества как классическими, так и современными, среди авторов последних - и сам Эльдар Александрович с его всенародно теперь известными "У природы нет плохой погоды".

Непостижимо, как Рязанову, работающему только в жанре комедии, удалось, создать на экране, по сути, реалистическую энциклопедию российской жизни, точнее - нравов, быта людей, обусловленных реальными обстоятельствами.

А еще более непостижимо думать, что никаких таких фильмов рязановских могло и вовсе у нас не быть. Потому что режиссером он стал совершенно случайно. В своей первой биографической книге "Неподведенные итоги" Рязанов так начал собственно биографический раздел: "Я с детства любил читать. Читать я научился в три года. Помню, как разложив на полу газеты и лежа на них, я бормотал газетные заголовки, не понимая их смысла. Меня интересовало само чудо - как из букв составляются слова".

Эта любовь к "составлению слов" привела его позднее к мысли, что лучшая профессия на земле - писатель. Еще одной светлой мыслью юный Элик был обязан Джеку Лондону. Прочитав роман "Мартин Иден", Рязанов понял: чтобы писать, надо знать жизнь. А где ее лучше познать, как не на корабле, бороздящем моря и океаны. Чтобы не терять времени даром, он сдает экстерном экзамены за 10-й класс и направляет заявление с просьбой о приеме в Одесское мореходное училище. "Шел сорок четвертый военный год, почта работала плохо. Ответ из Одессы все не приходил. А терять целый год, выигранный сдачей экзаменов за 10-й класс, мне не хотелось. И я решил пока поучиться в каком-нибудь другом институте".

И тут опять - случай. Он встретил на улице товарища, который как раз шел сдавать документы в институт.

- В какой? - спросил Элик.

- Во ВГИК.

- А что это такое? А, давай я пойду с тобой.

Так 16-летний Элик оказался студентом режиссерского факультета. Через два года его решили отчислить. "Все-таки больно вы маленький еще, - объяснили. Рязанов резонно ответил: "Но когда вы два года назад принимали меня, я был еще меньше". Его оставили.

В Киев с 15 копейками в кармане

Кто-то из критиков заметил однажды, что кинематограф Рязанова - живая иллюстрация к знаменитым ахматовским строчкам: "Когда б Вы знали, из какого сора растут стихи..."

Да, парадокс, но сюжеты почти всех лучших фильмов Рязанова (а сценарии большинства из них писал он сам или в соавторстве, или по собственным пьесам) выросли из какого-то анекдота или случая.

На городском анекдоте про "благородного" угонщика машин основан фильм "Берегись автомобиля". Замысел "Гаража" появился у Рязанова после того, как он побывал на собрании гаражного кооператива. "Вокзал для двоих" тоже снят на основе реальной истории, рассказанной Рязанову кинодраматургами Валерием Фридом и Юлием Дунским. В 1953 г. их, живших на поселении (после пребывания в заключении), навестил еще находившийся в лагере и отпущенный в увольнение приятель, поэт Ярослав Смеляков. Наутро после "дружеской встречи" они проспали и почти тащили ослабевшего Смелякова на себе, чтобы он не опоздал в лагерь на утреннюю поверку, что, естественно, грозило увеличением срока заключения.

В "Вокзале для двоих" есть еще история из жизни: пианистом, взявшим на себя вину жены, сбившей человека (персонаж Олега Басилашвили), был Микаэл Таривердиев, невероятной красоты музыка которого привлекла к фильму "Ирония судьбы...", наверное, не одну тысячу женских душ.

Да и сама поэтическая "Ирония судьбы" выросла из анекдота, происшедшего в реальной жизни: известный остряк, композитор Никита Богословский как-то рассказал в компании, что однажды он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане.

Из таких вот случайных событий рождались невероятные, экстравагантные истории. Погруженные мастером в бытовые реалии, они давали ощущение подлинной, сиюминутной правды. Особенно ярко и открыто эта особенность его творчества проявилась в постперестроечные годы. В фильмах "Забытая мелодия для флейты", "Небеса обетованные", "Старые клячи" Рязанов не просто отображал, а предвосхищал события, подчас весьма конкретные.

"Ничего в жизни я так не боялся, как советской власти, - признался Э.Рязанов. - Советская власть могла любому сломать жизнь. Я прекрасно понимал: этот строй шутить не будет. И все же оставался внутренне свободным в абсолютно не свободном государстве. Да, надо мною много измывались, резали картины, клали на полку. Но я не малодушничал, не делал того, с чем был не согласен. Мне нечего стыдиться".



http://www.alebedev.ru/life/art/index.php?life=5533

16 ноя 2007

Док. 522100
Опублик.: 18.11.08
Число обращений: 19

  • Рязанов Эльдар Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``