В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Папа Римский Иоанн Павел II и его миссия Назад
Папа Римский Иоанн Павел II и его миссия
Н. БОЛТЯНСКАЯ - У микрофона Нателла Болтянская, в нашей студии генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер Курии в Москве Игорь Ковалевский. Здравствуйте, Игорь Леонидович.

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Добрый день.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - И говорим мы о миссии папы Римского, но я хотела бы начать с того, что, конечно, я думаю, что все наши слушатели и мы все просто желаем ему здоровья. Хочется очень надеяться на то, что все будет хорошо, Игорь Леонидович, вопрос к вам, какова роль этой, действительно, значимой фигуры мирового процесса?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Я, прежде всего, конечно, хотел поблагодарить за пожелания здоровья для святейшего отца Папы Римского Иоанна Павла Второго. Однако, с другой стороны, мы должны все-таки осознавать, что каждый из нас когда-то предстанет перед Богом, каждый из нас когда-то закончит свой земной путь. И в этот момент, именно в очень ответственный момент жизни человека необходимо особое молитвенное внимание к нему. По этому случаю епископ Иосиф Верт, наш епископ Преображенской епархии в Новосибирске, председатель Конференции католических епископов России, выпустил обращение ко всем верующим католикам России, которое я позволю себе зачитать. "Возлюбленные во Христе Господе братья и сестры, сегодня утром мир узнал печальную новость о резком ухудшении состояния здоровья святейшего отца Папы Иоанна Павла Второго. По словам пресс-секретаря Ватикана Хоакина Наварро Вальса, этой ночью у Папы произошел септический шок и сердечно-сосудистый криз. Уже с самого утра сотни людей прибывают на площадь Святого Петра, чтобы узнать информацию о состоянии здоровья понтифика, а также молиться за него. Без преувеличения можно утверждать, что Иоанн Павел Второй стал знаковой фигурой и в истории Церкви, и в истории современного мира. Прежде всего, благодаря своей небывалой активности. Посетив большинство стран мира, понтифик приблизил христианские ценности миллионам людей, проживающим в различных уголках нашей планеты. Девиз "totus tuus", "всецело твой", стал девизом всего понтификата Иоанна Павла Второго, несмотря на тяжелейшие ранения, болезни и преклонный возраст. Особое значение понтифик сыграл в духовном возрождении стран Центральной и Восточной Европы, народы этих стран особым образом благодарны святейшему отцу за внимание, отеческую заботу и поддержку. Дни человека как трава, восклицает псалмопевец. Судьба каждого человека находится в руках божьих. И каждый из нас когда-то достигнет такого момента своей жизни, когда должен будет подготовиться к уходу из этого мира и к встрече с Господом. Папа угасает спокойно, продолжая оставаться в сознании, соединяясь в своих страданиях со Христом, страдающим на кресте. Наш христианский долг любви призывает соединяться в молитве с тяжело больным понтификом и молить Бога о милосердии и укреплении надежды на вечную жизнь. Наша вера помогает понять смысл страданий, смысл несения креста. Христиане воспринимают страдание в контексте пасхальной тайны господа нашего Иисуса Христа, тайны, над которой верующие католики особым образом размышляли на прошлой Страстной неделе. Но жизнь человека не сводится только к страданиям. Христос воскрес и упразднил смерть. И этот фундаментальный факт истории спасения является для нас источником надежды, надежды, превозмогающей все страдания. Призываю всех священников, монашествующих и членов общества апостольской жизни, а также всех верующих католиков России молиться о святейшем отце, вверяя его божьему милосердию. Пусть пресвятая Дева Мария, которой Иоанн Павел Второй препоручил свое служение, испросит у своего сына, Господа нашего Иисуса Христа, обилия благодати для святейшего отца в этот особо важный момент его жизни".

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вы знаете, несколько минут назад поступило сообщение, по сведениям итальянского агентства "АДН Кронос", все служащие Ватикана прекратили работу, готовятся к прощанию с Папой Римским. С чем идут эти люди?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Прежде всего, они как христиане идут с молитвой. Я еще раз хочу подчеркнуть, не надо здесь создавать какую-то сенсацию, ведь это совершенно естественное окончание земной жизни каждого человека. Для нас, христиан, важно, как уходит человек из этого мира, как он готовится к вечной жизни и к встрече с Богом лицом в лицо. И наверняка все люди доброй воли, все христиане также молятся сейчас именно о святейшем отце. У нас существуют даже специальные обряды молитв над умирающим человеком, существуют специальные обряды, благодаря и целью которых является укрепление умирающего в надежде на жизнь вечную, а также утешение для его близких, родственников, для тех, кто скорбит по уходящему из этого мира человеку.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Пришло сообщение по Интернету из США со следующим содержанием: "Я хочу сказать только одно, Папа Иоанн Павел останется в памяти людей как пастырь, друг и брат. Его преследовали нацисты и коммунисты, но он оказался сильнее, хотя у него и не было армии, тайной полиции и прочей нечисти. У него была любовь к людям, талант быть свободным человеком и вера". Я попросила бы вас сказать несколько слов о пути понтифика.

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Да, действительно, понтифика преследовали и нацисты, и преследовали и коммунисты, не только нацисты или коммунисты, можно сказать, что ведь католическая церковь сейчас в мире сталкивается со многими трудностями. Ведь церковь - это всегда некий знак в мире, знак для всего мира, знак того, что существуют ценности более высокого уровня, ценности, которые мир не всегда желает принять или слышать о них. Поэтому путь любого епископа, особенно епископа Рима, как знаковой, особой фигуры в церкви католической, конечно, путь тернистый. И несмотря на этот крест, несмотря на эти тернии, тем не менее, вера, глубокая вера, глубокий оптимизм, который исходит именно из веры, здравый оптимизм, не дешевый, а именно здравый, также любовь к Богу и людям, независимо причем, к людям, независимо от их вероисповедания, независимо от их политических ориентаций, независимо от их цвета кожи, это именно присуще нынешнему понтифику.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я напомню, что в нашей студии отец Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер Курии в Москве. Мы продолжим нашу беседу сразу после выпуска новостей. Вы можете задавать вопросы и присылать свои сообщения. Виктор задал вопрос, Игорь Леонидович, отвечать на него вы будете уже после новостей: "Возможно ли причисление к лику святых Папы?" Я прошу вас отвечать на этот вопрос сразу после перерыва на новости.

НОВОСТИ

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Мы продолжаем разговор, и перед новостями был задан вопрос, присланный из Москвы, возможно ли причисление к лику святых Папы Иоанна Павла?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Теоретически к лику святых может быть причислен любой католик, который умирает в состоянии благодати. И в небе гораздо больше святых, чем тех, которые канонизированы церковью.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Бывший посол России в Ватикане Вячеслав Костиков заявил, что при Иоанне Павле Втором католическая церковь после длительного перерыва снова стала влиятельной политической силой. Что можете сказать по этому поводу, Игорь Леонидович?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - На самом деле, католическая церковь всегда имела некое влияние в обществе, большее или меньшее. И в настоящий момент также имеются и трудности католической церкви во взаимоотношениях с миром, особенно западноевропейским, либеральным миром. Так что я бы не стал все здесь, все рисовать в таких прекрасных красках. Трудности, перипетии всегда были в церковной истории. Церковь всегда шла через тернии в этом мире даже в те времена, когда, казалось бы, католическая церковь вообще правила всей Европой, тоже было множество трудностей.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Игорь Леонидович, одна из важных, очень важных миссий понтифика - это то, что он сделал для примирения, причем примирения, речь идет не о конкретно тех или этих, а о таком состоянии мира как примирение. Как вы считаете, каковы перспективы не прекращения этой традиции?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - 2000 год в церкви был объявлен юбилейным годом, т.е. годом особой благодати. И по случаю юбилейного года понтифик провозгласил испытание совести и покаяния. Католическая церковь имела мужество принести покаяние за те ошибки ее представителей, ведь Церковь - это люди, не только Христос, но и люди, люди везде слабые и грешные. Кстати, Папа Римский не является здесь исключением. Но люди, за те прегрешения, за те ошибки, которые совершили члены, чада католической церкви по отношению к представителям других конфессий, в частности, к другим культурам, к другим людям. Ведь надо было проявить смелость и великое мужество, попросить прощения, например, за антисемитизм, попросить прощения перед чадами православной церкви, попросить прощения перед другими людьми. Это касается, например, коренных народов Америки и т.д. Это знак для Церкви, ведь Церковь, на самом деле, через покаяние она обновляется духовно. И хочется надеяться, что эта традиция будет продолжаться в Церкви.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - По мнению того же уже упомянутого Вячеслава Костикова, одна из задач понтифика - борьба с тоталитаризмом. Костиков считает, что Иоанн Павел преуспел в этом. Как думаете вы?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Я полностью согласен. Дело в том, что тоталитаризм чужд христианскому мышлению, чужд христианскому менталитету, хотя, конечно, многие христиане, с другой стороны, имеют искушение к этому тоталитаризму, имеют искушение навязывать, навязывать силой, считать, что только они правы, например, не умеют вести диалог с представителями других, например, культур, воззрений, религий и т.д. Понтифик, конечно, преуспел в диалоге. И в этом огромная его роль в борьбе с тоталитаризмом, с любыми проявлениями, ведь понтифик, само богословие нынешнего понтифика, оно глубоко гуманистично. Оно основано на библейской концепции достоинства человеческой личности как образа и подобия божьего. И эта концепция достоинства, свободы человека, которая должна быть ответственной, она во всех пастырских посланиях, во всех энцикликах практически понтифика прослеживается. Все из этого исходит.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Игорь Леонидович, перед тем, как мы с вами вошли в студию, мы беседовали в гостевой. И вы рассказали о том, что помните о том, как понтифик катался на горных лыжах. Т.е. все понятно, что человек, существующий в современном мире, он все равно меняется вместе с этим миром, хотя в восприятии кого-то могут быть какие-то, знаете, такое некое непонимание. Насколько современный человек Папа Римский?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Я бы сказал, что он вполне современный, несмотря на то, что ему 84 года, несмотря на преклонный возраст, несмотря на очень тяжелое состояние здоровья. Он шел, действительно, в ногу со временем. Но это не означает, что он опускался и опускал церковь к уровню ценностей только мира сего и времяпреходящих ценностей. Он как бы постоянно пытается, наоборот, этот мир одухотворить, одухотворить ценностями Христа. А это очень важно. Очень важно ведь проповедовать Евангелие современному человеку, современным языком, который бы этот человек понимал, проповедовать Евангелие в культуре, в которой мы живем. Понтифик этого не боится. И в этом огромная его заслуга, ведь представьте себе, приезжать с пастырским визитом в Африку и использовать фактически уже местные традиции, которые в католической же мессе существуют, но использовать местные некие традиции. Ведь и активно их использовать для того, чтобы приблизить Евангелие той культуре. Согласитесь, не каждый на это решится.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вы знаете, я сейчас смотрю на наш пейджер, обращаю внимание на такую интересную вещь, что очень многие сообщения начинаются со слов - при том, что я не согласен со многими высказываниями Иоанна Павла Второго. Т.е., как бы сказать, воспринимают его не как главу католической церкви, а как некого человека, мнение которого имеет значение, к мнению которого можно прислушаться, а можно с ним и поспорить. Как вообще он реагировал на несогласие с его мнением?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Вы знаете, очень многие, на самом деле, в том числе и католики, и богословы католические, спорили и спорят с Иоанном Павлом Вторым, ни для кого это не секрет. Но одновременно выражают к нему глубочайшее уважение, этот человек, действительно, способен к диалогу, к конструктивному диалогу и открыт на него. В России очень часто воспринимают Папу как некого идола, как некого бога, высказывания которого безошибочны полностью, который, даже так переведено на русский язык, безгрешность, непогрешимость, извиняюсь, непогрешимость Папы Римского. Это совершенно неправильный перевод. Папа Римский безошибочный в высказываниях, имеет такую харизму, но только при определенных условиях, когда он именно использует полноту власти как верховный глава всех христиан в вопросах веры и обычаев, императивно высказывает. Это только в истории папства один раз произошло, когда Пий XII торжественно провозгласил догмат об успении пресвятой Девы Марии. Тот догмат, в принципе, учение, которое подобно и к учению православной церкви, в частности. А так, высказывания Папы, конечно, они имеют вес, они имеют огромный вес, поскольку все-таки это епископ Рима. Но, тем не менее, они не являются, не все высказывания Папы, не все они являются неким таким...

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Догмой и истиной в последней инстанции?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Догмой и истиной в последней инстанции. И не все они имеют харизму безошибочности. Это не означает, что они ошибочны, но они не все имеют харизму безошибочности. Т.е. поэтому споры, дискуссии, они к ним открыты, прежде всего, из-за методологии, которая используется, способов философствования, которые используются, это в богословии католическом широко дискутируемая тема. Но это не означает, что кто-то настроен против Папы.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Несколько пришло вопросов, связанных с непростыми взаимоотношениями католической и русской православной церквей. На ваш взгляд, каковы перспективы?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Папа Иоанн Павел Второй прикладывал огромные усилия для достижения взаимопонимания между католической и православными церквами. И многие из этих усилий успехом увенчались. Я могу совершенно открыто заявить, например, достаточно хорошие отношения существуют между Римской католической церковью и Константинопольским патриархатом и Румынской православной церковью. Понимаете, когда мы говорим католическо-православные отношения, мы должны иметь в виду, о чем мы говорим.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я сказала о РПЦ.

И. КОВАЛЕВСКИЙ - А православие - это не только РПЦ. Поэтому для улучшения католическо-православных отношений, прежде всего, каждая конфессия должна сначала решать собственные внутренние проблемы. И православный мир, и католический.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Означает ли ваше высказывание, что тот факт, что папа Римский не смог приехать в Россию, связан с нежеланием приложить усилия к этому со стороны РПЦ?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Проблемы во взаимоотношениях между Римской католической и Русской православной церковью, конечно, существуют. Намечаются, уже наметились тенденции к их улучшению. Причем весьма позитивные тенденции. Однако я бы это интерпретировал как некую волю божью, вы знаете, это мое личное мнение, но Россия не готова оказалась к приезду понтифика, не готова просто.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я могу вас попросить несколько подробнее? Что значит не готова?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Понтифик приезжает в страну, там, где подавляющее население не являются католиками, только по приглашению духовных лидеров подавляющей конфессии. Он приезжал в мусульманские страны, когда его приглашали также лидеры ислама, приезжал в Израиль, также было приглашение от раввината. В православные страны приезжал также, по крайней мере, либо по приглашению, либо по согласию, по согласованию с местными православными церквами. Здесь у нас в отношениях между католической и православной церковью России существовали и до сих пор еще остались некие проблемы, которые мы пытаемся решить. Но и я бы так сказал, не только здесь роль РПЦ, а вообще всего общества российского, насколько, действительно, общество готово принять Папу. Либо просто ради сенсации, Папа Римский приехал, представьте себе, в страну, где никогда вообще не было Папы Римского, где католиков очень мало, действительно, нас очень мало здесь. Или же, действительно, он приезжает в эту страну, чтобы что-то сказать этим людям, не католикам, обратите внимание. Не проповедовать католичество, не прозелитировать, не обращать в католичество, а сказать некие, о некоторых вещах, которые, вообще говоря, нас всех объединяют, провозглашать идеи мира, идеи добра, любви, справедливости, как это будет воспринято обществом? Если это будет восприниматься опять как прозелитизм некий, приехал папа и будет собирать, в католичество всех переманивать, то вряд ли, вы знаете, я один случай такой знаю. Я не хочу говорить, от кого, от какого-то, но один из детей, который был на приеме у Папы Римского, русских детей, его потом православный один владыка спрашивал - тебе Папа Римский не предлагал ли перейти в католичество? Папе Римскому и в голову это не приходило, такой вопрос задавать. Вы понимаете, т.е. я вижу, это знаки того, что пока мы еще не готовы. А раз мы не готовы, то зачем нам торопить события? Надо молиться в терпении. Вообще, экуменизм невозможен без терпения, без молитвы, именно в таком ожидании. Ожидании в молитвенном терпении, можно так сказать. Поживем - увидим, на все воля божья. Я уверен в том, что, конечно, отношения эти улучшатся. Я думаю, что православная сторона полностью поддержит, по крайней мере, из наших разговоров, контактов с православной церковью это постоянно прослеживается, эта мысль. У нас нет другого пути просто, как к сближению. Но пока, к сожалению, надо констатировать факт.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Время еще не пришло?

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Время просто еще не пришло.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ну что же, а нам остается еще раз пожелать понтифику здоровья, добра и покоя и поблагодарить нашего сегодняшнего гостя, генерального секретаря Конференции католических епископов России, канцлера Курии в Москве Игоря Ковалевского. Спасибо.

И. КОВАЛЕВСКИЙ - Спасибо.
01.04.2005
Передача :     Интервью
Гости :     Игорь Ковалевский
echo.msk.ru

Док. 522161
Перв. публик.: 01.04.05
Последн. ред.: 18.11.08
Число обращений: 257

  • Ковалевский Игорь Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``