В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Житинкин: Человек-аншлаг теперь не посторонний Назад
Андрей Житинкин: Человек-аншлаг теперь не посторонний
Андрей Житинкин - самый молодой главреж Москвы

В последнее время наша газета не один раз писала о том, что все больше московских театров работает без художественного руководства, что власть директоров растет, хотя даже самые "сильные" из них, способные справиться с новыми экономическими обстоятельствами, мало что могут решить, то есть изменить к лучшему, в плане творческом.

Писали и о том, что новые режиссеры, даже те из них, в которых помимо таланта заложен ген лидерства, у которых есть художественная идея, очень медленно выдвигаются на решающие позиции. Среди других "невостребованных" называлось имя Андрея Житинкина.

Ныне - свершилось. Питомец вахтанговской школы Андрей Житинкин назначен главным режиссером Московского драматического театра на Малой Бронной.

Предложение поступило не от Московской мэрии, а из самого театра. И контракт на два года заключен не с департаментом культуры города, а между новым главным и старым - старейшим из столичных директоров Ильей Коганом, "правившим" еще в эфросовские времена, сыгравшим не последнюю роль в трагедии великого режиссера.

В Москве появился самый молодой - всего лишь сорокалетний - главный режиссер. Легкий, удачливый человек пришел в неблагополучный театр, о котором даже подумывали: "Не закрыть ли его в назидание подобным"

О Житинкине известно, что он - самый продуктивный из новой режиссерской генерации, "трудоголик", за десять лет профессиональной работы поставивший в Москве, на периферии, за границей то ли тридцать, то ли сорок спектаклей, "сколотивший" себе достаточно громкое имя.

- Какие качества необходимы режиссеру, чтобы он смог быть главным? - спрашиваю я его.

- Воля. На Бронной мне нужно спокойно и осторожно со всем разобраться. Я не трону никого из старичков. Жизнь в стране такая страшная сегодня, а социальной защиты человека почти нет. У нас есть свободные вакансии, можно приглашать талантливую молодежь и звезд. А все, кто сегодня числится в штате театра, пусть остаются и спокойно работают. Я добавлю новых одаренных молодых и найду дело и место старшим. Самых пожилых, которые уже не выходят на сцену, мы просто-напросто будем материально поддерживать.

- Насколько я знаю, ты считаешь, что режиссер должен работать много. На Малой Бронной ты будешь работать больше или меньше, чем всегда?

- Больше. Став главным режиссером, я потерял обычную мою мобильность. Теперь привязан к одному месту. Я потерял в деньгах, потому что разовые приглашения оплачиваются куда лучше. Зато я приобрел ощущение дома, репертуарную свободу. Я работал на разные театры, везде обеспечивал аншлаг. Меня даже прозвали "режиссер-аншлаг". Это прекрасно. Но я вдруг заскучал. Как человека творческого меня задевает, когда люди думают, что они про Житинкина все знают, что заранее известно, чего от него на сцене следует ожидать.

- Ты принадлежишь к тем уже немногим деятелям театра, которые на самую обидную критику реагируют мирно. Ты человек добродушный или притворяешься таким?

- Это только актеры могут нервничать, начитавшись статей. У меня другая задача. Мне было бы грустно, если бы обо мне и моих спектаклях вообще ничего не писали. Значит, ничего в них не происходит. Полемика для меня - "кайф"! Но я расстраиваюсь, когда критика обижает актеров, когда она не анализирует роль, а судит внешность, частную, интимную жизнь исполнителя, с кем он живет, сколько пьет В остальном же я принимаю любое суждение. Особенно когда пишут красиво, стильно, с хорошей иронией, изящным юмором.

- Тебя часто ругают за спешку, за нарушение вкуса, недостаточность режиссерской культуры. На посту человека, который отвечает за театр, ты будешь что-то корректировать, улучшать в себе?

- Думаю, чем более цельным и верным себе я останусь, тем будет лучше. Ведь я уже есть, мой "лейбл" сложился. Зачем его менять? Меня пригласили на Малую Бронную, потому что я - Житинкин. Пока Житинкин модный, пока он способен обеспечить аншлаги, я им, то есть театральным директорам, нужен. Зачем же я буду меняться? Если окажется, что актерам интересно со мной, в будущем я попытаюсь строить более элитарный театр, для избранной аудитории, с более сложной драматургией. Мечтаю, например, поставить "Постороннего" Камю. Но это следующий этап, а сейчас, несмотря на то что заявленные мною пьесы являются высокой литературой, это и литература интриги, почти детективного сюжета. Я хочу, чтобы в полупустой зал Театра на Малой Бронной вернулась молодежь Я вообще стараюсь уходить от банального, расхожего репертуара. Девяносто пять процентов зрителей в большом зале Театра имени Моссовета не знали "Венецианского купца" Шекспира, которого я поставил с Михаилом Козаковым в главной роли и который очень давно не шел на московской сцене. И это незнание лишь подогревало интерес людей.

- Ты так решительно объявил репертуар двух предстоящих сезонов. В начале века знаменитую "Лулу" Ведекинда, которая сегодня интригует и манит многих режиссеров, на постановку которой никто пока не решается. Мало известную в России пьесу Дюрренматта - "Метеор", "Портрет Дориана Грея" Уайльда. И, наконец, - "Анну Каренину". Для "Анны Карениной" как минимум нужна актриса на главную роль. Ты уверен, что найдешь ее?

- Абсолютно уверен. Там будут прекрасные мужские роли и несколько великолепных женских. Основная моя ставка - на труппу.

- Но ее считают слабой, постаревшей, усталой

- Я уверен, что внутри театра есть живые творческие силы. Они очень хорошо играли у Эфроса

- Но когда это было?!

- Молодежь, конечно, придется приглашать. Труппа возрастная, но не циничная, не изверившаяся, страстно желающая работать. Я это понял по "Нижинскому", которого на Малой Бронной ставил. Известные, опытные актеры - Анна Антоненко-Луконина, "эфросовец" Геннадий Сайфуллин, Олег Вавилов легко согласились даже на небольшие роли.

- Ты вообще никогда не устаешь? Вот сейчас собираешься работать над двумя спектаклями сразу?

- Если я переключаюсь со спектакля на спектакль, я лучше придумываю А у некоторых другой путь. Они могут работать, лишь сосредоточившись на чем-то одном Я так не умею. Мне становится скучно.

- Твой "Нижинский, сумасшедший, божий клоун" имел и имеет очень большой успех. Это был твой единственный спектакль в Театре на Малой Бронной

- "Нижинский" идет два года. И это единственный спектакль сплошных аншлагов в этом театре. Лет десять, чуть ли не со времен Эфроса, они не ездили на гастроли, на фестивали. После поездки в Петербург, в Польшу переменилось отношение ко мне. Потому что вернулся праздник. Они как бы вспомнили то свое давнее счастливое состояние, когда в эпоху Эфроса их театр был самым любимым, почти "культовым" в Москве.


www.selavi.ru

"ВЕК" N 7, 16-23 Февраль, 2001 г.

Вера Максимова

Док. 522218
Перв. публик.: 23.02.01
Последн. ред.: 18.11.08
Число обращений: 286

  • Житинкин Андрей Альбертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``