В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Психотерапия от Житинкина Назад
Психотерапия от Житинкина
После скандальных спектаклей - "Калигула", "Игра в жмурики", "Внезапно прошлым летом", "Поле битвы после победы принадлежит мародерам" - один из самых молодых режиссеров Москвы Андрей Житинкин "добрался" наконец до психушки. Премьерой спектакля "Псих" - сценическая адаптация одноименного романа Минчина, впервые изданного в США, - открыл свой очередной сезон Театр-студия п/р О. Табакова.

Сразу скажем, Олег Табаков в который раз поразил своим чутьем на все новое и неожиданное. Абсолютно ангажированный юбилейной кампанией (мэтру отечественного театра исполнилось 60) он отдал почти весь свой театра двум Андреям - Житинкину и Шарову (постоянный сценограф последних спектаклей молодого режиссера).

Почти вся труппа театра, а также студенты курса Табакова играют в "Психе". Около 25 ролей сыграны так азартно и заразительно, что невольно думаешь: в каком другом столичном театре еще есть такая сильная команда молодых профессионалов.

Александр Минчин - один из последних писателей русского зарубежья, чье триумфальное возвращение на родину начинается только сейчас. Сразу в трех московских издательствах выходят все его русскоязычные романы и в том числе один из самых лучших - "Псих". Этот роман в издательстве "Ардис" еще успел выпустить Карл Проффер, а Вера Набокова посвятила ему проникновенные строки.

Но Житинкин не настолько наивен, чтобы показать зрителям очередную инсценировку когда-то запрещенного автора. Это абсолютно современное, иронично, веселое и грустное, подчас шокирующее зрелище, построенное по принципу ассоциативного коллажа.

Главные герой - молодой писатель (С. Безруков) - попадает в сумасшедший дом по ошибке и, как это часто бывает, остается в нем навсегда. Еще Чехова волновала судьба талантливого интеллигента, отправляющегося в это "адское приключение", чтобы собрать материал и изучить досконально эти сферы, и безжалостно поглощенного этой средой. Такие эксперименты не проходят бесследно. Человеческая психика, тем более уникальная психика художника, хрупка, тонка и совершенно незащищена. Житинкина абсолютно не волнует социум, действие развивается вне определенного временного контекста, в замкнутом белом пространстве, но присутствие системы, подавляющей личность, ощущается почти физически. Подлинный Художник (необязательно Гений, опережающий время) не выживает в борьбе с режимом, причем любым (!) режимом. В этом смысле герой Безрукова трагически изначально обречен и, словно предчувствуя что-то, сам подталкивает себя к бездне. Режиссер излюбленным экзистенциальным алгоритмом насыщает и эту "далекую-близкую" прозу автора-эмигранта, создавая именно русскую психушку, наверное, самую страшную в мире. Роман Минчина открывает фраза "Всем сумасшедшим домам мира посвящаю". "Театральный роман" Житинкина посвящен именно русской ментальности в условиях отлучения от мира, по-своему абсурдного и жестокого. Иногда совершенно невозможно понять, кто более ненормален - те, кого лечат, или те, кто лечит.

Бесспорные удачи - образы медперсонала, сыгранные с долей остранения и здорового сарказма: жестокие санитары (А. Воробьев, Ю. Крюков), сестры (М. Шульц, И. Петрова, К. Лаврова) и, конечно, врачи: Лина, "врач-убийца" (филигранная работа Е. Германовой), Терпсихора - "спасительница, псевдосурова" (точная работа Л. Улановой).

Как всегда, поразительны детали - "фирменно блюдо Житинкина", несущие двойной метафорический смысл. Невозможно забыть трогательную сцену танцев "психов" и "психичек", сцену с инсулиновыми шоками, сцену наркотического балдежа "двух йогов" (С. Чонишвили, В. Егоров), сцену бунта замордованного психа Сулина (А. Зуев). Даже небольшие по объему роли имеют свою тему и сыграны сочно, с отдачей - раздатчица тетя Шура, "олицетворение лучшего в народе" (И. Журавлева), уголовник Игорь (Я. Бойко), "солдат, хохол, комиссованный в дурдом" (Д. Никифоров), Анна Ивановна, "сама доброта" (замечательная работа О. Блок).

Как ни странно, в этом спектакле много любви. Может быть, замкнутое пространство способствует обострению именно этих эмоций. Вся вторая часть смотрится как единая "лав стори". Вообще Житинкин, активно и ярко использующий эротический элемент в своих спектаклях, после "Моего бедно Марата" в Театре им. Моссовета стал более скуп и целомудрен. Творчество режиссера, кажется, обретает еще одну заметную тенденцию. После работы с корифеями русского театра и звездами - Всеволодом Якутом, Иннокентием Смоктуновским, Людмилой Гурченко, Александром Ширвиндтом, Ниной Дробышевой, Валентиной Талызиной, Георгием Тараторкиным, Михаилом Державиным - он обратил внимание на актеров своего поколения. Последние спектакли - "Мой бедный Марат" и Моссовете и "Псих" в "Табакерке" - тому подтверждение. В "Психе" А. Житинкин открыл новую театральную звезду - Сергея Безрукова, чуть потеснившую уже признанных табаковских звезд мужчин Машкова и Миронова. Обязательно запомните это имя, и, как говорили в старину, "спешите видеть". Не пожалеете.

Елена Курбанова, 22.11.1995

Московская Правда

stdrf.ru

Док. 522224
Перв. публик.: 22.11.95
Последн. ред.: 18.11.08
Число обращений: 413

  • Житинкин Андрей Альбертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``