7-8 марта в театре "Дайлес" покажут прошлогоднюю премьеру московского Театра Сатиры - спектакль "Хомо эректус" по пьесе Юрия Полякова в постановке Андрея Житинкина. В Москве год назад спектакль вышел ко Дню святого Валентина, гастроли в Риге приурочены к неофициальному для Латвии Женскому дню.
Правда, спектакль-то не о любви и не о женщинах даже, а о судьбах России, разумеется. Ибо в России даже групповой секс (ради которого собираются вместе герои пьесы) не обходится без разговоров о родине. Верней, за разговорами-то до секса дело и не доходит. Почти. Разговоры вокруг да около секса и родины ведут актеры Алена Яковлева, Светлана Рябова, Елена Подкаминская, Юрий Васильев, Олег Вавилов, Антон Кукушкин, Александр Чернявский.
Невозможно не процитировать умную и злую Елену Ямпольскую, написавшую по сему случаю: "В России, как известно, секса нет. Ни парного, ни группового, ни транссупружеского. Всякая попытка заняться сексом в России неумолимо сводится к тезису а поговорить?. Всякий разврат упирается в рефлексию. У нас человек начинает расстегивать штаны, а утром его находят в районной психбольнице - без штанов, но в смирительной рубахе". Это из ее рецензии на премьеру Театра Сатиры.
Любитель эпатажа Андрей Житинкин, конечно, не сомневался, что двусмысленное название уже будет разить зрителя наповал. "Фи, непристойность!" - думают одни. "Надо сходить!" - советуют другие, уже отхохотавшись. На всякий случай, если кто забыл школьную программу, напоминаем: homo erectus - это значит "человек прямоходящий" или дословно - "выпрямленный".
В пьесе же известного писателя, а ныне главного редактора "Литературной газеты" Юрия Полякова не только заголовок, но и древко от красного знамени приобретает двусмысленный оттенок. Когда-то Поляков прославился как автор очень острых, почти скандальных по своей актуальности повестей - "Сто дней до приказа" и "ЧП районного масштаба". Теперь Поляков соединил скандальность прямо-таки сальную с вполне социальной сатирой.
Четыре пары - представители всех социальных слоев - собираются в роскошных апартаментах для свинга. Новый русский с женой-домохозяйкой, бывший честный журналист с супругой-культурологом, депутат, продажная совесть нации, с уличной проституткой, выдаваемой за жену. В честную компанию нечаянно вливается пролетарий Вася с красным флагом
Что из этого всего получается - увидим. Московская публика на спектакль вовсю ломится. О чем та же Елена Ямпольская в "Русском курьере" честно пишет: "Зал на Хомо эректусе забит до отказа. Лично я на протяжении трех часов ни разу не улыбнулась, но это мои проблемы. Народ хохотал, бил в ладоши, повизгивал и в антракте, тыча друг другу в спины мороженым, бурно изъявлял свои восторги. Житинкин выпустил настоящую кассовую премьеру со снайперским расчетом на целевой эректорат Театра Сатиры".
Не "клубничка", а экстрим
Удивительно, но самым серьезно-положительным образом на одиозную премьеру отреагировал "Московский комсомолец": "Комедия приобретает трагические черты, из чего ясно, что свинг, популярный в Америке, в России не пройдет, потому что чреват не телесным, а душевным стриптизом, осложненным непростой российской ментальностью. А Житинкин вовсе не спец по клубничке, а большой мастер работать на грани, острие и в экстриме. Смех в зале переходит в напряженное молчание, особенно в монологах и диалогах героев о своих грехах".
Неумолима "Независимая газета": "Как всегда у Житинкина, шокирующая тема оправдывает все недостатки. А недостатки - обычные, которые сопровождают режиссера, что бы и где бы он ни ставил: актеры разведены по углам сцены, но совершенно не знают, как им вступать в разговор и как реагировать на чужие реплики, почти все без исключения мизансцены схематичны, а игра актеров в итоге - прямолинейна и груба".
Приговор "Коммерсанта" взвешенно точен: "И если этот спектакль можно назвать вульгарным, коммерческим, скандальным и даже политически ангажированным, то скучным его никак не назовешь".