В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Житинкин: Чисто российский стриптиз Назад
Андрей Житинкин: Чисто российский стриптиз
Современный театр жаждет современной пьесы, хотя порой открыто в этом не признается. Причем тоскует он не по постмодернистским изыскам "новой драмы", которая существует в избытке, но по нормальному произведению, которое бы внятно отразило реалии нынешней действительности.

Казалось бы, очередная пьеса Юрия Полякова - то, что надо. К тому же само ее название - "Хомо Эректус" - явно способствует притоку массового зрителя в театральный зал. И что с того, что переводится оно, как нам разъяснили персонажи, всего-то как "человек прямоходящий". Ищущая пикантных развлечений публика непременно учует в нем намек на нечто этакое, клубнично-эротическое. И в зачине действа, организованного модным режиссером Андреем Житинкиным, это и получит. Зато потом все повернется совсем в другую сторону.

Помнится, гуляла некогда по Москве пьеса с не менее пикантным названием "Поза эмигранта". Поза и впрямь оригинальная: российский эмигрант, вызвав проститутку, предается не хорошо оплаченным плотским утехам, но душевным излияниям на тему "пропала жизнь". Нечто подобное происходит и с героями пьесы Полякова: собравшись на вечеринку, дабы по-американски посвинговать (то есть добровольно обменяться на вечерок мужьями и женами), они в конце концов целиком отдаются другой, чисто российской забаве - срыванию всех и всяческих масок, эдакому душевно-социальному стриптизу.

А масок, кои надлежит сорвать, у Полякова предостаточно. Беря на вооружение еще одну отечественную драматургическую традицию "говорящих" фамилий, он выводит на сцену представителей разных социальных слоев и занятий: бандюка-бизнесмена Кошелькова (Юрий Васильев), продажного журналиста Гранкина (Антон Кукушкин), коррумпированного депутата Говорова (Олег Вавилов) и бесфамильного пролетария Васю (Александр Чернявский). Плюс дополняющие социальную картинку дамочки: новорусская жена-бездельница Маша (Алена Яковлева), без пяти минут доктор психокультурологических наук Валерия (Светлана Рябова) и юная студентка Кси (Елена Подкаминская) - модернизированный вариант Сонечки Мармеладовой. На десерт - отставной военный Николай Егорович (Владимир Носачев) с супругой (Валентина Шарыкина). Заметим сразу: после череды разоблачений и собственных душевных обнажений на сцене явятся сплошь "свиные рыла", за редкими дамскими исключениями. В общем, чистый Гоголь.

"Хомо Эректус" Полякова - вещь забавная и непростая. Кто-то скажет: наболело, кто-то припечатает: конъюнктура. Наверное, тут есть и то, и другое, и третье с десятым. И как вообще, скажите, обо всем этом сегодня писать - цинично, патетично, саркастично? Страшненькие на самом деле социально-политически-духовные метаморфозы стали столь привычным и обыденным явлением, что их никто и не воспринимает всерьез. Политиков не слушаем, журналистам не верим, бизнесменов не любим. И ничего, как-то живем.

Андрей Житинкин добавляет в бытовую стихию пьесы фрагментики метафорические, весьма, впрочем, претенциозные. На сцене - кусочек элитного пентхауса с видом на Москву-реку: роскошно накрытый стол, элегантная мебель, рояль, навороченные душевые кабинки (сценография Андрея Шарова). В прологе же в полной темноте бабахнет громовой раскат, по синему небу на заднике побегут легкие облачка, а в душевых кабинках высветятся ни много ни мало силуэты Адама и Евы. После антракта бабахнет еще раз, а пьяненький Гранкин - Кукушкин, скорчившись в кабинке, вдруг зачтет пушкинское "Я вас любил. ..". Ясное дело, "социалки" режиссеру показалось мало для полноценного спектакля, где "непременно должна быть любовь".

Впрочем, подобного рода пьесы режиссеру тоже знакомы - на сцене Театра сатиры он некогда поставил спектакль "Поле битвы после победы принадлежит мародерам" по пьесе Э. Радзинского. Не думается, что подобные произведения уж слишком влекут Житинкина. Но "Хомо Эректус", написанный не сегодня, долго дожидался в Сатире своего часа. Менялись режиссеры, пока Житинкин наконец-то не воплотил идею в жизнь. И лишенный привычных сценических изысков и мелодраматических надрывов (хотя, справедливости ради, они и здесь есть), осуществил, что называется, "хорошо сделанный спектакль". А это для Театра сатиры, пробавляющегося в последнее время всяческими полупрофессиональными "капустниками", само по себе большой плюс.

Ведь никуда не деться от того, что "Хомо Эректус" смотрится с неподдельным интересом, несмотря на явную перегруженность пьесы и затянутость действия. Все равно безумно любопытно - что еще выкинет тот или иной персонаж? К тому же все это весьма зрелищно: герои пляшут на столах и роялях, играют в бутылочку на раздевание, готовятся "пытать" Васю, припершегося на буржуазно-продвинутый свинг с красным знаменем, щеголяют в изысканных нарядах.

Кстати, практически все артисты, при заданной "масочности" их персонажей, пытаются отыскать в них двойное дно. Кто-то менее удачно, как, например, Е. Подкаминская в роли явно штампованной студентки-проститутки Кси. Кто-то более: С. Рябова - Валерия сыграла целую жизнь своей то закомплексованной ученой дамы, то раскрепощенной поневоле женщины. И Ю. Васильев - хамоватый Кошельков, и О. Вавилов - сдержанный циник Говоров, и А. Чернявский - гротесковый Вася, и А. Кукушкин - неуверенный в себе Гранкин - все они с явным удовольствием включаются в игру, грамотно и азартно ведут свои партии, парируя сценические удары друг друга.

В общем, что ни говорите, а спектакль этот обречен на зрительский успех. Конечно, "Хомо Эректус" вряд ли можно счесть великим событием на безбрежных театральных просторах Москвы. Но в контексте самого театра - это явный шаг вперед.

Ирина Алпатова, 17.02.2005

stdrf.ru

"Культура"

Док. 522254
Перв. публик.: 17.02.05
Последн. ред.: 18.11.08
Число обращений: 134

  • Житинкин Андрей Альбертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``