В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Житинкин: Российский `Псих` потряс даже автора Назад
Андрей Житинкин: Российский `Псих` потряс даже автора
Премьера в Театре под руководством Олега Табакова выпущена режиссером Андреем Житинкиным, известным своим неординарным прочтением запретных или хотя бы скандальных тем. Самый шокирующий его спектакль - "Игра в жмурики" М. Волохова, самый неожиданный - "Мой бедный Марат" А. Арбузова. На этот раз выбор режиссера пал на роман Александра Минчина "Псих".

Нетрудно догадаться, что речь в одноименном спектакле идет об обитателях сумасшедшего дома. "Псих" - это русский вариант "Полета над гнездом кукушки" эпохи застоя, младший сын "Палаты N 6" и брат "Вальпургиевой ночи" Венедикта Ерофеева. Жизнь изгоев, тайных революционеров и ниспровергателей, интеллектуальных маргиналов и одиночек, обреченных и балансирующих "бездны мрачной на краю" с беззаботной улыбкой смертников, - это совершенно особая, цельная и независимая тема отечественного театра. Сказать в ней свое свежее слово - задача не из легких, учитывая бесспорные достижения недавнего прошлого - "Палату N 6" Юрия Еремина в ЦАТСА, "Вальпургиеву ночь" Валерия Беляковича в Театре на Юго-Западе, великолепный фильм с Джеком Николсоном.

Спектакль Андрея Житинкина, выдержанный в жестком энергетическом ритме сменяющих друг друга эпизодов, привлекает ярко выраженным игровым началом и неизменным ощущением затягивающего ужаса, происходящего на фоне веселого безумия психиатрической лечебницы. Тонкое ощущение соразмерности актерской свободы и материализованного кошмара в огромной степени зависит от чутья и вкуса исполнителей. В этом у режиссера подобралась отличная команда: Саша, главный герой "Психа", в исполнении Сергея Безрукова (лауреата премии "Московский дебют"); элегантная врач-убийца, с присущим ей гротеском сыгранная Евдокией Германовой; друг и коллега по лечебнице, виртуоз джаза в больничных условиях, талантливо воплощенный приглашенным из "Ленкома" Сергеем Чонишвили.

Среди актеров спектакля "Псих", рассказывающего о студенте, легкомысленно переступившем порог психушки, чтобы получить "академку" и заняться на досуге литературным творчеством, по праву лидирует Сергей Безруков. Актер, дебютировавший в "Последних" (постановка А. Шапиро в Театре Табакова) и сыгравший теперь роль Есенина в спектакле Театра Ермоловой "Жизнь моя, иль ты приснилась мне" (в полном и абсолютном отрыве от литературного монтажа постановки), может стать одним из лидеров молодого театрального поколения. Излучаемые им свет и безграничное обаяние, удивительным образом передающиеся от актера персонажу, становятся точнейшими и ярчайшими характеристиками героя. Саша, неуклонно погружающийся в бездну быта психушки, шаг за шагом теряющий уверенность в обретении свободы, внимающий историям обитателей лечебницы, физически меняется на глазах. Из светлого, остроумного мальчика, дважды "из любопытства" вскрывшего себе вены, герой превращается в загнанного беглеца - заикающегося, бессонного, держащегося лишь из гордости и остатков самоуважения.

В мире лечебницы, выстроенном в геометрической чистоте художником Андреем Шаровым, происходят события комические и ужасные: своеобразные дискотеки, джем-сейшены, обходы, лечение электрошоком, самоубийства, насилия, совращения, романы. Справедливости ради стоит сказать, что по глубине, многоплановости, захватывающему дух веселому трагизму "Псих" уступает "Вальпургиевой ночи". Разница, правда, в том, что герой Венедикта Ерофеева - бунтарь и ниспровергатель, альте-эго поколения диссидентов, а герой Александра Минчина - наивный и бескомпромиссный юноша, противостоящий обстоятельствам.

Страстное желание вырваться за пределы тюрьмы, на которую он обрек себя сам, и способность сохранить чистоту сердца позволили герою Сергея Безрукова продержаться "до освобождения". Но стремление к свободе - сквозь борьбу, отчаяние, любовь и бесконечную стойкость - оказалось единственным порывом, на который хватило сил его измученной душе. Ожидание свободы в рискованном балансировании на грани разума и безумия вылилось в полное опустошение. Естественным и потрясающим финалом спектакля, его последней мизансценой стал тогда опрокинувшийся стул, выбитый из-под ног повесившегося.

Сам автор романа, прибывший на премьеру, был взволнован до сердечной боли, помешавшей ему сказать хоть что-то актерам, в чью плоть и кровь вошел его роман.

Наталия Колесова, 28.11.1995

stdrf.ru

Вечерний клуб

Док. 522262
Перв. публик.: 28.11.95
Последн. ред.: 18.11.08
Число обращений: 421

  • Житинкин Андрей Альбертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``