В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России В.И.Воронкова на расширенном заседании Постcовета ОБСЕ, Вена, 14 ноября 2008 года Назад
Выступление директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России В.И.Воронкова на расширенном заседании Постcовета ОБСЕ, Вена, 14 ноября 2008 года
Уважаемый господин Председатель,

Прежде всего, позвольте выразить слова признательности финскому председательству за подготовку расширенного заседания Постсовета. Воспринимаем его как окончательную "сверку часов" перед СМИД в Хельсинки.

Само название столицы Финляндии настраивает на поиск решений в области безопасности на евроатлантическом пространстве, которые соответствовали бы изначальному предназначению Хельсинкского процесса.

В этом смысле проведение СМИД-2008 в Хельсинки не только символично, но и своевременно. Состояние дел в области безопасности, обеспечение которой является основной задачей ОБСЕ, внушает все большие опасения. Прежде всего, это касается военно-политического измерения, на котором после натовских бомбардировок Югославии в 1999 году наблюдается отход от приверженности соблюдению норм международного права и принципов ОБСЕ.

В этой связи мы предлагаем в этом году изменить классическую форму проведения СМИД и сделать эту встречу тематической, посвятив ее наиболее насущной проблеме современности - состоянию и перспективам европейской безопасности. Отмечаем позитивную реакцию зарубежных коллег на инициативу Президента России Д.А.Медведева о разработке юридически обязывающего Договора о европейской безопасности, а также предложение Президента Франции, Председателя Евросовета Н.Саркози об организации в 2009 году общеевропейского саммита.

Наше приглашение к совместной работе над Договором о европейской безопасности продиктовано ответственностью за общее европейское будущее. Сегодня как никогда востребована надежная система коллективной безопасности на основе принципов полицентричности, верховенства международного права и центральной роли ООН, единой и неделимой безопасности для всех государств, недопустимости изоляции кого-либо и появления зон с разным уровнем безопасности. Адаптированная таким образом архитектура военно-политической безопасности будет призвана зафиксировать основы равноправного взаимодействия между будущими участниками Договора - как государствами, так и международными организациями.

Хочу подчеркнуть, что мы не стремимся подорвать или ослабить структуры, действующие в сфере безопасности на евроатлантическом пространстве. У нас нет никакой скрытой повестки дня. Напротив, мы приветствовали бы их участие в разработке Договора. При этом важно, чтобы строительство новой архитектуры европейской безопасности было свободно от блокового мышления.

Убеждены, что если переговоры по Договору будут проходить в духе взаимопонимания и откровенности, то они самим своим фактом будут способствовать оздоровлению ситуации в сфере военно-политической безопасности. Настроены на тесную совместную работу со всеми партнерами по ОБСЕ над будущим Договором.

Предлагаем Действующему председательству отразить тематику Договора в проекте Политдекларации СМИД в Хельсинки, включая обозначение той роли, которую могла бы сыграть ОБСЕ в реализации этой идеи.

Господин Председатель,

Российская Федерация готова конструктивно работать над всеми проектами документов СМИД в Хельсинки в рамках своих международных обязательств и национальных интересов. Несколько замечаний в этой связи.

Прежде всего, мы обеспокоены общей ситуацией с подготовкой документов СМИД в Хельсинки. За две с половиной недели до начала министерской встречи не согласовано практически ни одного проекта, а по некоторым работа даже не начиналась. Предлагаем не устраивать "цейтнота" и не делать СМИД "заложником" тех или иных проектов, которые в крайнем случае можно было бы принять на уровне Постсовета после министерской встречи.

Если посмотреть на общий список проектов, бросается в глаза явный крен в сторону решений в области человеческого измерения. Это очевидное свидетельство сохраняющегося функционального дисбаланса в деятельности ОБСЕ.

В то же время удивляет, что в проектах не нашли отражения вопросы повышения эффективности ОБСЕ. Мы выступаем за продолжение работы на этом направлении. Считаем важным приступить к разработке Устава ОБСЕ, заняться коллективным согласованием общих правил наблюдения за выборами, совершенствованием работы Секретариата, институтов и миссий (в том числе работой БДИПЧ по наблюдению за выборами), оптимизацией мероприятий ОБСЕ во всех трех измерениях и участия в них НПО, улучшением программно-бюджетного планирования. Необходимо также усовершенствовать процедуру назначения глав миссий. Этот вопрос в последнее время приобретает особую остроту. Такая корректировка должна лучше учитывать интересы принимающей стороны.

В контексте усилий по решению вопроса о международно-правовом статусе ОБСЕ, поддерживаем идею создания поста Спецпредставителя Действующего председателя по данной проблематике при том понимании, что в задачи этого Спецпредставителя войдет разработка Устава Организации.

Поддерживаем проекты решений СМИД, нацеленные на укрепление сотрудничества в военно-политической области в рамках Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, включая совершенствование мер доверия, активизацию усилий по контролю над вооружениями.

Было бы важно акцентировать в решениях министерской встречи приоритетность работы на антитеррористическом треке, которая должна включать развитие партнерства государств, бизнеса и гражданского общества.

Подтверждаем нашу заинтересованность в усилении антинаркотической работы ОБСЕ. Необходимо продолжить в 2009 году практику проведения наркоконференций ОБСЕ в Вене. Выступаем за продолжение и развитие бюджетного проекта ОБСЕ по подготовке афганских наркополицейских.

В области экономико-экологического измерения готовы работать над проектом решения СМИД о безопасности морского и речного транспорта.

В отношении же проекта о роли ОБСЕ в противодействии изменению климата у нас сохраняются большие сомнения. Россия является активным участником "климатического процесса" и последовательно выступает за консолидацию усилий на этом направлении. Мы за то, чтобы этим вопросом занимались международные форматы, обладающие необходимым для рассмотрения данной проблемы экспертным потенциалом. ОБСЕ к числу таких организаций явно не относится.

В области человеческого измерения считаем важным продолжение работы над проектами решений по борьбе с торговлей людьми, укреплению верховенства права, защите прав рома и синти. В целом позитивно относимся к развитию сотрудничества между ОБСЕ и инициативой "Альянса цивилизаций".

Мы полностью разделяем важность Всеобщей декларации прав человека, которой в этом году исполняется 60 лет. Ее юбилей широко отмечается в рамках ООН, и мы в принципе не возражаем против отражения значения Всеобщей декларации в документах СМИД ОБСЕ. Вместе с тем, нам непонятна выбранная авторами проекта форма ознаменования юбилея Декларации. Может сложиться впечатление, что они ставят под сомнение обязательства в области человеческого измерения ОБСЕ, добиваясь их переподтверждения. Насколько мне известно, ни одна из стран-участниц не отказывается от этих обязательств. Поэтому такой подход при выработке документа, на наш взгляд, лишен логики.

Если наши партнеры ставят вопрос о необходимости переподтверждения обязательств ОБСЕ, то это надо делать не выборочно и не в рамках одного человеческого измерения, а по всем трем "корзинам", включая военно-политические и экономические аспекты.

В отношении возможных региональных заявлений подтверждаем нашу позицию о том, что их содержание должно служить общему делу урегулирования конфликтов, а не поднимать на поверхность проблемные болевые вопросы, что может быть контрпродуктивным.

В рамках подготовки к СМИД в Хельсинки стала активно обсуждаться идея проведения саммита ОБСЕ. Называются 2009 и 2010 годы. Для нас главное - не год проведения саммита, а его содержательное наполнение действительно актуальной для всех государств - участников ОБСЕ субстанцией, которая была бы достойна вынесения на высший уровень.

В заключение хотел бы пожелать финскому председательству успешной министерской встречи.

Благодарю за внимание.



18 ноября 2008 года
www.mid.ru

Док. 522378
Перв. публик.: 18.11.08
Последн. ред.: 19.11.08
Число обращений: 25

  • Воронков Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``