В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лев Дуров: у меня рост победителя. Назад
Лев Дуров: у меня рост победителя.
У него - дворянские корни. Родословное древо Дуровых известно на Руси с 1540 года, со времени Колыванского похода. Дуров служил постельничим у Ивана Грозного, восемь стольников Петра тоже были Дуровы. Известна также девица-кавалерист - Надежда Дурова.
И цирковые артисты появились в славном роду - знаменитые Анатолий и Владимир Дуровы.
А сам он - народный артист России Лев Дуров.

- Лев Константинович, глядя на вас, никогда не подумаешь о дворянстве: настолько вы просты и открыты.
- А вы считаете, что дворяне упивались гордыней и выпендривались перед другими? Вот уж неправда. Надежда Дурова, к примеру, была рядом с Кутузовым, служила у него адъютантом, а вот не захотела никуда из Елабуги уезжать. Так там и похоронена. Да и городничий Сарапула тоже был довольно прост и все мечтал разбогатеть да 100 тысяч получить. Даже с Пушкиным советовался по этому поводу. На что получил в ответ: "А вы обращались к кому-нибудь?" "Обращался, - говорит, - к англичанам. Нет, черти, не помогли". И несмотря на свой авантюрный характер, был-таки городским головой. Ну а потом дворяне Дуровы стали и вовсе цирковыми артистами. Так что дело здесь не в самом дворянстве, а в личном интересе к жизни. И никакие звания, ордена, награды не должны сковывать и закабалять человека, ставить его в шеренгу, чтобы он вытягивался по стойке смирно и подобострастно перед кем-то склонялся. Ведь и Александр Сергеевич тоже был дворянином и камер-юнкером, но это не помешало ему наплевать на звание и закончить жизнь гордо, хотя, к сожалению, и на Черной речке. Он был гениальным поэтом и человеком, живущим страстями. В юности даже нехорошей болезнью болел, и дядя его еле спас однажды, когда он учился в лицее. Пушкин и донжуанский список вел, в котором еще не все расшифрованы. Так что дворянство и человеческие страсти - вещи совершенно разные. И думаю, что страсти здесь превыше всего: любых званий и титулов.
- Что вам дает обладание такой древней родословной?
- Ничего. Знаю только, что девиз нашего герба - служение Отечеству, о чем поведала мне двоюродная сестра Наталья Дурова, писательница и поэтесса, женщина совершенно грандиозная, блистательно знающая историю и обладающая великолепным юмором. Она всю жизнь служит Отечеству, и к тому же унаследовала от Дуровых храбрость и даже какую-то бесшабашность. Без раздумий поехала на гастроли в Израиль, когда там были теракты.
- Фамилия Дуров у вас от отца. А кто ваша матушка?
- Она у меня из купеческого сословия. Пастухов был поставщиком двора его императорского величества. Я как-то смотрел фильм "Мичман Панин" и вдруг случайно обратил внимание на то, как офицеры пьют там шампанское из туфельки, а на стельке написано "Пастухов". А это мой дед.
Знаете, какое у него было изумительное лицо! У нас в спектакле "Дети" по Найденову на сцене висит его портрет. И все говорят: "О, какое лицо!" А я гордо отвечаю: "Это мой дед!" Но отношусь к своей родословной совершенно спокойно и даже с некоторой долей иронии. И когда вижу, как сейчас вступают в дворянские собрания, получают звания князей, мне становится немножко смешно.
- Сейчас потомки дворян пытаются восстановить родовые дома и поместья. У ваших дедов-прадедов остались таковые? Не хотите их потребовать для себя?
- Знаю, что у нас в Ставрополье сохранился дом, из которого мой дедушка Пастухов бежал от революции. Говорят даже, что он где-то клад закопал с драгоценностями. Что же мне ехать туда и его искать? Или судиться с кем-то за обладание домом? Некогда и незачем: любая тяжба - это время, которое жаль терять. Думаю, возвращаться к тому, что история когда-то вздыбила, а потом сгладила, не стоит. Мы совсем не те сегодня, кем были наши предки. Я же вижу свое лицо в зеркале. Ну какой я дворянин? Я - разночинец. Конечно, если надеть мундир, нацепить ордена, которые у меня, кстати, есть, то, может быть, и выглядел бы похожим на дворянина. Но это все, по-моему, бутафория, спектакль. А жизнь - она другая.

Мой отец работал во Взрывпроме, мама была научным сотрудником военно-исторического архива. Очень скромные и верные были люди. Тетю мою репрессировали, и они знали, чем это могло грозить. Архив тогда относился к структурам МВД, и мама вообще могла вылететь с работы. А тетя не выдержала этого ареста: сошла с ума и умерла. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, там, где стоит памятник моему деду Владимиру Дурову, где он с обезьянкой.
Тетя Зина была похожа на Надежду Дурову и тоже производила странное впечатление. Плавала на ледоколе, была чуть ли не первой женщиной-парашютисткой, которая прыгнула в море. Муж ее - офицер, по национальности немец, служил в русской армии. Они вместе уходили пешком на Кавказ. И хотя он был вегетарианцем, а значит, не имел права убивать, его наградили в империалистическую войну золотым Георгиевским крестом и золотым Георгиевским оружием за то, что он в самое опасное время, когда погибло много связистов, провел связь. Вот такой русский офицер с фамилией Рихтер. Тетя Зина всю жизнь носила эту фамилию. А погиб он во время штурма, когда вел в атаку солдат и кричал "Ура!". Японская пуля ему прямо в рот попала. Тетя Зина ездила на фронт хоронить мужа и привезла совершенно грандиозную фотографию. Погибшие лежат, покрытые шинелями, а в двух шагах горит костер и солдаты едят кашу из котла. Вот вам и вся война. Трупы и трупы, на них уже никто не обращает внимания.
- Скажите, а как возникло ваше актерство?
- Совершенно случайно. Парень из соседнего подъезда затащил меня в театральную студию Дома пионеров, когда мне было лет 13. И мне там очень понравилось. Руководил студией педагог Сергей Владимирович Серпинский, который был замечательным режиссером и человеком удивительным. Он прививал нам культуру и раскрывал наши таланты. Из этой студии вышли Ролан Быков, Яша Холецкий, который до сих пор работает в Театре Российской армии, Саша Соколов, Леша Шмаков. А когда я десятилетку окончил, то пошел в школу-студию МХАТ. И меня приняли.
- Легко поступили?
- Легко. Правда, мне говорили, что в приемной комиссии вышел спор по поводу моего роста. И я уж не помню, кто тогда закричал: "А какого я роста? Ну давайте, выгоняйте меня из МХАТа! И хватит приставать к парню".
- Вы никогда не занимались пародией?
- Никогда. Терпеть ее не могу. У меня такое впечатление, что все наше телевидение - сплошная пародия. А постепенно и наша жизнь превращается в пародию. Такое ощущение, что я уже живу не в жизни, а в какой-то пародии на жизнь. Что это за социальный разрыв - миллиарды и полная нищета? В каком государстве это возможно? Оказывается, в нашем, где миллионеров больше, чем в любой другой стране. А мы-то думали: "Весь мир насилья мы разрушим". Доигрались. Но что поделаешь - это наша Родина, наша земля, наш город.
- А какой город для вас самый любимый?
- Конечно, Москва. Я ее обожаю. Она стала сейчас одним из лучших европейских городов, особенно за последние годы. А уж я посмотрел мир, знаю, что говорю. Например, приезжаю в Афины и, кроме двух древних кварталов и Акрополя, ничего не вижу интересного. Все остальное - серые бетонные не то чтобы хрущевки, но что-то, не имеющее даже названия. Совершенно некрасивый, пыльный город. Из иностранных городов мне больше всего нравится Лондон. В нем есть особенная гармония в сочетании старой архитектуры с современной. Роскошные парки, газоны. Идешь где-нибудь и вдруг видишь - на каком-нибудь клочке земли посреди домов роза торчит.
Кстати, у меня с Лондоном связана одна история. Идем с женой через мосточек. Слева - отреставрированный шекспировский театр "Глобус", справа - какая-то стройка. А нам навстречу идет огромный человек в оранжевом комбинезоне, в каске и с огромным радиотелефоном. Жена говорит: "Смотри, вот настоящий английский рабочий". И как раз в этот момент громила поравнялся с нами, и мы услыхали, как он закричал в трубку: "Коля, мать твою, забей гвоздями! Ну нет шурупов, ты понял? И перестань ты..." И тут такой мат пошел, что мы сели на этот мосточек и так стали ржать!.. Вот тебе и настоящий английский рабочий! Так что в Лондоне своих запросто можно встретить. Как и в Америке, кстати. Я когда впервые попал в Нью-Йорк, в Манхэттен, был совершенно ошарашен. Стою там и говорю: "Твою мать, какая красота!" И тут же рядом раздается: "Здравствуйте! Вы откуда, из России?"
"Елки-палки, - думаю, - рот раскрыл и сразу на русского наткнулся". Так что видел я много, а вот спроси меня: хотел бы я там где-нибудь жить? Нет. Только в Москве. Это потрясающий город. Кто давно здесь не был, рот открывает: такая красота. Автомобильные развязки, как в Токио. Дома реставрируются, а новые кварталы какие!
- Лев Константинович, вы человек влюбчивый?
- Наверное. У меня, правда, нет донжуанского списка, чтобы потом наследники не сказали: "Ай-яй-яй, дедушка, как тебе не стыдно!"
- А вы ревнивец?
- Да. И с ревностью у меня связана очень смешная история, когда я был совсем еще молодым. У моей жены было тогда редкое пальто, какого-то нежно-розового цвета, с тонкими плетеными пуговицами, которое было куплено по случаю. И вот как-то еду я в троллейбусе и вижу, что моя жена в этом самом пальто стоит с мужчиной на Гоголевском бульваре и на глазах у всех с ним обнимается. Пока ехал до дому, думал, умру от ревности. Помню только одну мысль, одно слово в голове: "Убью!" Открываю дверь, а навстречу... жена. "Что это, - спрашивает, - у тебя с лицом?" "Потом, - говорю, - расскажу".
- Так это была не она на улице?
- Нет, конечно. Она бы не успела приехать так быстро. Просто оказалось похожее пальто. Но я точно тогда ехал домой Отелло.
- Что, действительно могли бы убить?
- Вполне возможно. И когда говорят, что Отелло не ревнив, а доверчив, - это хренотень. Конечно, ревнив. И с ума сошел от этого. Так же, как сошел с ума, влюбившись, а потом - поверив в измену. А "Маскарад" Лермонтова - что это? Тоже любовь, которая как сумасшествие, как непреодолимая болезнь. Она сносит все на своем пути. Так же и ревность. Сколько убивали - и из любви, и из ревности, - если по истории пройтись. Конечно, мы с женой хохотали потом, но чтобы отойти и от ревности, и от шока, который я испытал тогда, мне надо было время.
- А где вы повстречали свою будущую жену?
- Она приехала к нам в Школу-студию МХАТ на 3-й курс из Киевского театрального училища. Конкурентов у меня было много: за ней все ухаживали.
- И как же вы ее завоевали?
- Да запросто. Захотелось - и завоевал. А потом мы с ней придумали одну шутку. Когда к ней кто-нибудь прилипал, она его спрашивала: "А у тебя болберка есть?" Все отвечали: "Нет". А она говорила: "А вот у Дурова есть". Подходили ко мне: "Лева, признайся, что такое болберка?" Я начинал мяться: "Ну, это такое... интимное. Я вам не могу сказать". И они отваливали.
- Сейчас можете сказать?
- Конечно. Болберка - это поплавок от морской сети из пробкового дерева с дыркой посередине. Я часто тогда в Махачкале отдыхал и нашел как-то эту пробку на берегу моря. Она у меня сохранилась и до сих пор на полке лежит. Кстати, очень красивая штука.
- У вас с женой никогда не было творческого соперничества?
- Нет. Со мной вообще трудно соперничать. Я никогда не боялся вторых составов. Меня можно было ставить на одну роль с кем угодно, мне все равно. Я кое-что умею, к тому же - работяга, вкалывальщик в своем деле и очень серьезно отношусь к профессии. В душе у меня всегда была уверенность в том, что я все смогу. Ведь подмостки, куда мы выходим, это тот же ринг.
- И кто побеждает?
- Тот, кто засадит в челюсть. А у нас - кто точнее попадет в роль. Обычно я был точнее. Я - попадал.
- Вы согласны, что в спортивной игре тот из соперников побеждает, кто настроен на победу?
- Это верно. Наши футболисты вечно выходят на поле с обреченными лицами, с глазами проигравшей команды. А бразильцы выбегают радостные, улыбающиеся, как будто говорят: "Мы забьем, сколько захотим, а нам - сколько смогут". Так и получается. А как выходит на ринг Костя Цзю? У него лицо ребенка, который верит, что выиграет эту игру. И это происходит.
- Значит, вы по натуре победитель?
- А у меня рост победителя. Геракл был такого же роста, как я, а ведь он - канон физического совершенства, у него голова шесть раз укладывается в туловище. Мне часто задают вопрос: "А вам рост никогда не мешал?" И я отвечаю, когда сильно достанут: "Да отвяжитесь вы, у меня рост победителя. Изучайте лучше искусство древних и поймете, что все великие люди были маленького роста". Ленин, Сталин, Гитлер, Наполеон. Много, конечно, было среди них чудовищ, но все они - победители.
- А что еще нужно для победы? Ведь дело, наверное, не только в росте?
- Нужно ощущать в душе особую, оптимистическую, тональность. И тогда все будет нормально.
- Вы - смелый человек?
- Скорее безрассудный. Были и дырки в спине от финки, и в море бросался в шторм, спасая человека. Вышли однажды к морю с женой. Слышим крики: "Помогите!" Я, в чем был, прыгнул в море, доплыл до утопающего и понял, что мы уже не выплывем: шторм был 8 баллов. Но, к счастью, рядом находился военный санаторий, а там - спортсмены. Они увидели мое безрассудство и клином приплыли к нам - несколько человек. И все мы с трудом выбрались на берег. А человек, который тонул, оказался писателем и потом мне свою книжку подарил с надписью: "Моему спасителю".
- А дырка в спине откуда?
- В Киеве шел в гостиницу со студии Довженко, где снимался, и услышал женский хрип: пытались изнасиловать девочку. На остановке люди стояли, военные, но никто не сунулся. Ну, я и прыгнул туда, в кусты. Девочку отбил, она уже дар речи потеряла, совсем дыхание у нее перехватило. Я вмазал тому, что на ней одежду рвал. И не заметил, что за деревом стоял другой. Он меня сзади и ударил. Я сначала не понял чем. Девочке остановил машину, она с трудом сказала, где живет. Попросил таксиста отвезти ее, а сам пошел в гостиницу. Снимаю одежду, смотрю: что-то мокрое. Кровь. К счастью, на мне дубленка была, так что финка хоть и попала под лопатку, но ничего страшного не случилось. Мне больше стыдно было за тех мужчин, что стояли на остановке.
- А чего-нибудь в жизни боитесь больше всего на свете?
- Болезни. Я прошел через это, и мне больше всего на свете не хотелось бы стать обузой самому себе и окружающим. Я "там" был, врачи знают. И скажу, что ничего страшного нет - "туда" уходить. Просто этот мир становится тебе совершенно безразличным, вот и все. Как вышел оттуда? Думаю, что благодаря воле. У меня случился тяжелый инсульт. К сожалению, многие мои коллеги с гораздо меньшими потерями, чем у меня при этой болезни, не выкарабкивались. А мне зять жердочку дал, и я просто заставлял себя не трусить: или умру, или выкарабкаюсь. Заново учился ходить, говорить. И на десятый день доснялся в картине, сбежав из больницы, ничего не видя, не понимая, где право, где лево. И вот, тьфу, тьфу, тьфу, - семь лет уже функционирую. Две книжки написал, спектакли поставил, в картинах снялся.
Я знаю человека, который силой своей воли рак уничтожил. Он заставил врачей сказать ему точный диагноз. Спросил, сколько ему осталось жить. Ему сказали: "Два месяца". Он ответил: "Вот вам... и вот ему..." Продолжал курить и в течение дня несколько раз материл свой рак: "Я - бывший летчик, и ты меня, сволочь, не сломаешь. Ничего у тебя не выйдет". Через два месяца приходит к врачам: "Давайте ваши сраные анализы, ваш рентген. И смотрите: нет у меня ничего". Они сунулись, а там, где было раковое яйцо, - зарубцевавшаяся рана и никаких метастазов. Так что воля в человеке - это очень много.
- Умеете ли вы дружить?
- Думаю, что да. Дружба - это не только замечательное и высокое чувство, но и тяжелая работа. Однажды Михаил Светлов позвонил в 3 часа ночи своему другу: "Я хочу тебе прочитать стихотворение, которое только что написал". Тот ответил: "Миша, ты спятил: сейчас 3 часа утра". На что Светлов сказал: "Я думал, что дружба - понятие круглосуточное". И больше никогда к этому человеку не обращался. Так что если тебе позвонил друг и сказал, что ты ему нужен, лети!
- И вы летите?
- Лечу. Хотя, может быть, в это время полно своих забот. Однажды у меня была ситуация, когда по трагическим семейным делам нужно было вылететь в другой город. А денег нет. И кто-то из ребят ко мне приехал и привез деньги взаймы. Лишь потом я узнал, что один их них продал свою кожаную куртку, тогда это была большая редкость, другой - часы. Все поснимали с себя, продали и тут же привезли деньги. Хотя они были такими же нищими в то время, как и я.
- А как вы относитесь к алкоголю? Можете "принять на грудь" и сколько?
- Хорошо отношусь, и принять могу изрядно. Дело в том, что у меня такой организм: все перегорает и вылетает, и похмелья нет, и голова не болит. По утрам не говорю: "Ой, надо бы сейчас пивка!" Никогда в жизни. Меня никто никогда не видел пьяным. А если и видел, то только более жизнерадостного и дурака валяющего. И у меня все лучшие репетиции были после самых больших пьянок. Однажды прихожу в театр, а один молодой актер еле шевелится. Я давай на него орать: "Ты что как сонная тетеря ходишь по сцене!" А он мне в ответ: "Лев Константинович, у меня вчера был творческий вечер в ВТО. Знаете, когда я заснул? В 2 часа ночи". "Стоп, - говорю я ему. - Скажи, пожалуйста, я - в форме?" "В форме", - отвечает он, ничего не понимая. "Так вот, я заснул в 4 часа утра, перебив половину посуды, которую пытался вымыть после гостей". Он не верит. "Вечером будем играть спектакль с актером, - говорю я, - который вчера был у меня дома. Спроси у него. Так что не умеешь пить - не берись".
- Какой ваш самый радостный день в жизни?
- Когда родилась дочка Катька. У меня есть фотография, сделанная в этот день на улице Горького, где я стою с совершенно идиотским лицом.
- А самый печальный?
- Наверное, когда прощался с папой и мамой. Они умерли в один год. Для меня потеря была колоссальная. Они так любили друг друга и всю жизнь прожили вместе, что друг без друга уже не могли быть. И я знал: мама недолго будет оставаться без папы.

Наша справка
Лев Дуров родился 23 декабря 1931 года в Москве. В 1954 г. окончил Школу-студию МХАТ. В 1954-1963 гг. - актер Центрального детского театра, в 1963-1967 гг. - Ленкома, с 1967 г. - Театра на Малой Бронной. В 1978 году окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе.
Снимался в фильмах: "Доброе утро", "Я шагаю по Москве", "Время, вперед!", "Ехали в трамвае Ильф и Петров", "Бумбараш", "Семнадцать мгновений весны", "Калина красная", "Странные взрослые", "Д`Артаньян и три мушкетера", "Не бойся, я с тобой!", "34-й скорый", "Джек Восьмеркин - американец" и др. В 2000 году стал двукратным лауреатом Московского кинофестиваля за фильм "Луной был полон сад".
Поставил в Театре на Малой Бронной спектакли: "Обвинительное заключение" Н. Думбадзе, "Жестокие игры" А. Арбузова, "А все-таки она вертится" А. Хмелика, "Золушка" Е. Шварца, "Весельчаки" Н. Саймона, "Жиды города Питера" А. и Б. Стругацких, "Лес" А.Н. Островского, "Полонез Огинского" Н. Коляды.



17.10.2007
www.levdurov.ru

Док. 522621
Перв. публик.: 17.10.07
Последн. ред.: 19.11.08
Число обращений: 89

  • Дуров Лев Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``