В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лев Дуров: Как Седой стал артистом Назад
Лев Дуров: Как Седой стал артистом
Лев Дуров о своей хулиганской юности.
Константинович родился 23 декабря 1931 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ (1954), Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (1978). В 1954-1963 гг. - актер Центрального детского театра, в 1964-1967 гг. - актёр театра им. Ленинского комсомола, с 1967 г. - актер драматического театра на Малой Бронной. Народный артист СССР (1990). С 2003 года главный режиссер Театра на Малой Бронной.

Мы разговаривали с Львом Дуровым несколько раз: какие-то беседы публиковались, другие кассеты ложились в стол - на будущее. А потом, 7 декабря минувшего года, на репетиции спектакля "Кавалер роз" Дурову стало плохо, и он попал в больницу с диагнозом "микроинсульт". Этот материал писался, когда он лежал в палате сосудистого отделения НИИ имени Склифосовского - на пленке Лев Дуров рассказывал о своей молодости.

- Артист Каневский как-то сказал, что на сцену Дуров попал случайно. Легла бы карта иначе - и стал бы он паханом...

- В детстве я знал все ворье района, но у меня никогда не поднималась рука на чужое. Если бы меня не взяли в Школу-студию МХАТ, я пошел бы на завод, стал бы токарем или слесарем.

- Ваш прапрадед, саратовский градоначальник, обставил Пушкина в карты, а вы были готовы идти на завод. Род Дуровых опростился?

- После 1917 года вспоминать о своих корнях было небезопасно. А знаменитые братья Дуровы, к примеру, вообще не ощущали себя дворянами - трудно помнить о своем родословном древе, выходя на сцену в клоунском колпаке. Мой отец работал взрывником, мать - сотрудницей военно-исторического архива, а я был уличным лефортовским парнем.

Сперва были обычные дворовые игры: казаки-разбойники, двенадцать палочек, штандер, пристеночек. Потом голубятня - там пошли дела посерьезней. Были и криминальные дела, голубятни "подснимали". Приходим однажды к себе, а голубятня пустая - всех птиц украли...

- Как разбирались с теми, кто "подснимал" голубятни?

- Шли ночью и "подснимали" его собственную. Иногда хозяин выскакивал с топором в руках - один наш парень, испугавшись топора, спрыгнул с крыши и сломал обе ноги.

Было одно табу: запрещалось тормозить окольцованных голубей, ходивших с почтой. Ни один голубятник, даже приблатненный, отмотавший срок, не позволил бы себе этого сделать.

- Много было таких?

- Примерно половина. Тогда ведь сажали за любую мелочь, в том числе и за прогулы.

- Лефортово было криминальным районом?

- Тогда было три криминальных района: Марьина Роща, Лефортово и Измайлово. Там и "малины" были, и "хазы" - все, как полагается. Между собой они не враждовали, "держали зону". Наша зона была между Новослободской, кинотеатром "Третий интернационал" и Елоховской церковью. Тут меня никто не мог тронуть, но за пределами "зоны" могло произойти что угодно. Обычно отношения выясняли за сараем: "Стыкнемся?" - "Стыкнемся". Кровь пошла - и ладно. Но у взрослых все было гораздо серьезней.

У меня был вяхиревый голубь-скакун. Это мутант, выродок голубиного племени: он сидит, и башка у него крутится, как локатор. Увидев чужого голубя, скакун взлетает и бьет его, пока не посадит. Если этот голубь тебе не нравится, ты его продаешь. Или если он ценной породы, обрезаешь ему маховые перья и оставляешь себе. Пока перья отрастают, он привыкает к твоей голубятне, а затем ты выпускаешь его в грохот со стаей.

Мой голубь сел на чужую голубятню. Хозяин, большой сильный мужик, принес его мне: "Седой (так меня звали в Лефортове), давай деньги, а то скакуну твоему башку оторву". Я сказал: "Подожди, сейчас придут взрослые, откуда у меня деньги..."

Но он ждать не стал и на моих глазах оторвал голубю голову - взял его за шейку и ударил о колено. Со мной случилась истерика, и я сказал ему все, что малолетке не полагалось говорить мужику. Вот его друзья и отмесили меня сапогами.

Когда я поправился, взрослые взяли меня и пошли разбираться. Те играли в карты. Наши подошли и стали рядом: "Надо извиниться перед малолеткой". Началось толковище, один из игроков потянулся за картами, но взять их не успел. Ножницами, лежащими на соседней полке, ему пришпилили руку к столешнице и страшно, до полусмерти избили всех, кто там был. А потом, встречая эту братву на улице, взрослые нормально с ними общались - произошел расчет.

Законы в Лефортове были жестокие - тому, кто был в чем-то виноват, говорили: "Отдержись!" И три раза били его чем ни попадя: ногой в пах, дубиной, кирпичом по голове. Если ты выдерживал, то вина снималась. Если завыл и попросил пощады, тебя больше не было - Лефортово такого человека выбрасывало.

- Как же в вашей жизни возник театр?

- После очередной драки меня затащили в Дом пионеров - там был детский театр, и он мне понравился. Прозанимался три года, сам делал декорации, у всех отбирал роли - и в конце концов из меня выбили улицу. Она ко мне претензий не имела: "Седой в артисты подался, человек театром занимается..." За спиной, конечно, посмеивались, но в лицо грубить боялись - можно было и по зубам получить.

А когда я поступил в Школу-студию МХАТ, об улице просто пришлось забыть: времени не хватало ни на что.

- Почему после института вы пошли в Центральный детский театр, а не остались во МХАТе?

- Меня собирались брать в Художественный театр. Но у нас преподавал Олег Ефремов, и он агитировал за Центральный детский: "Иди к нам, не ходи во МХАТ". Я согласился - там была одна из лучших московских трупп.

Потом были Театр имени Ленинского комсомола, а затем Бронная - здесь я вырос, здесь состарился, тут и завершатся мои театральные дни.

- Кто из партнеров по сцене запомнился вам больше всего?

- Андрей Миронов в "Продолжении Дон Жуана" Радзинского. Я думаю, что это была одна из лучших его ролей. У Андрея был неправильный состав крови - результатом этого стал тяжелый фурункулез. Когда он снимал кафтан Дон Жуана, у него вся рубашка была в крови. Ему было жутко больно, но он и вида не показывал: доставал из кейса чистую рубашку, надевал ее и уходил - жизнерадостный и веселый...

- Чего вы хотите от жизни?

- Помните слова старой песни: "Если смерти - то мгновенной, если раны - небольшой..." Я желал бы себе первого.

Несколько лет назад у меня был инсульт, я заново учился ходить. После него у меня периферийное зрение улетело, я не вижу ни справа, ни слева, ни вверх, ни вниз, но машину все равно водил. А на сцене ориентируюсь по запаху - я же их всех, сволочей, уже по тридцать лет знаю...

Да ладно. Прорвемся. Что об этом вспоминать, давайте-ка я вам лучше анекдот расскажу....

Недавно Дуров вышел из больницы. Премьера спектакля "Кавалер роз" состоится 11 марта, в день юбилея театра на Малой Бронной.


15.03.2006
www.levdurov.ru

Док. 522668
Перв. публик.: 15.03.06
Последн. ред.: 19.11.08
Число обращений: 125

  • Дуров Лев Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``