В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лев Дуров: Играть людей а не типажи. Назад
Лев Дуров: Играть людей а не типажи.
Лев Дуров хоть и занят сейчас одновременно в четырех спектаклях и одной антрепризе, является еще и руководителем театра На Малой Бронной. Его просили возглавить родной театр сразу после смерти гениального режиссера Анатолия Эфроса, так как много лет Дуров был его правой рукой. Но Лев Константинович отказывался, говоря, что для этого ему не хватает административного таланта. И театр возглавил режиссер Житинкин. Но что-то у того в отношениях не сложилось с труппой, были взаимные обиды В конце концов, 24 актера официально выразили режиссеру недоверие. Он ушел. И тогда уже Дуров, выручая свой театр, возглавил его.

В понедельник, находясь в Томске, Лев Дуров встретился с местными коллегами в театре Скоморох. Он отвечал на вопросы коллег, рассказывал о себе, о друзьях и знакомых из столичной театральной среды. В целом беседа эта была профессиональной, но кое-что, думаю, будет интересно и нам, простым смертным.

Москва и провинция

- А какая разница?! Какая разница, в Тамбове, в Томске или в Москве? Мы ведь все учились в одних театральных училищах, а туда принимали только талантливых ребят. Из училищ в театры принимали только талантливых актеров И если при всем при этом актер не может играть, значит, виноват режиссер. В том, что не работал с актером, и тот разучился, дошел до дисквалификации.

Знаете, бывает, что и в Москве, в каком-нибудь прославленном театре режиссер, особенно новый режиссер, вдруг не находит в своей труппе подходящего на роль актера и начинает искать на стороне Я этого не понимаю! Работать можно с кем угодно. Если актера приняли в труппу, значит, он может! Да, для кассы, бывает, нужен какой-нибудь Домогаров Но ведь такую звезду за глаза коллеги называют обезьянкой или свадебным генералом, что же в этом хорошего?

Долго Тарханова не пускал в театр родной брат Москвин, наговаривал Станиславскому и Немеровичу-Данченко, что, мол, он нам испортит школу, он провинциальный артист А ведь еще не известно, кто из них артист посильнее - Москвин или Тарханов. Если посмотреть их работы, хотя бы даже на пленке, то Не знаю У меня бы весы на них были бы ровненькие. Потому мне вякать вам, что я что-то такое знаю, чего вы не знаете, это смешно и глупо с моей стороны.

Актер и режиссер

- Я сам был в ситуации, когда чуть было не разучился играть. Я пришел за Анатолием Васильевичем Эфросом в Ленком и год там не играл, был на побегушках. Я подушку от тоски рвал зубами по ночам. Но я не запил, я ждал, я говорил себе: Только не психуй. Когда настанет твой час, ты должен быть в форме. Правда, однажды не выдержал, подал заявление об уходе, но его со смехом разорвали. А мне-то было не до смеха А потом вдруг режиссер Миша Туманишвили сказал: Я хочу, чтобы это сыграл Дуров. И я выскочил, как черт из табакерки! И сразу замучил режиссера вопросами.

Миша Туманишвили, он такой тонкий красивый грузин. Он мне говорил: Вы ходите по сцене и ловите бабочек. А я: Скажите, Михаил Иванович, а зачем я ловлю бабочек? Он сразу начинал грустить. И все как-то не складывалось. Потом мы были на гастролях, гуляли с Эфросом по лесу, и он меня спрашивает: Что там у тебя с Туманишвили? Он пишет мне, что ты замучил его вопросами. Что за вопросы ты ему задаешь? Я отвечаю: Он сказал, что я должен ловить бабочек, а я спросил его, зачем. И тут Эфрос вдруг как заорет: Режиссер сказал тебе, ловить бабочек, лови!!! Когда поймаешь, тогда поймешь зачем!!!

А когда вернулись в Москву, мы встретились с Туманишвили и вдруг почему-то кинулись друг к другу обниматься. И дело сразу пошло, и спектакль получился замечательный Наверное, нам нужна была эта разлука, чтобы понять друг друга.

Секреты Эфроса

- Рассказывают, что, мол, приходишь к Анатолию Васильевичу чуть ли не на генеральную репетицию, и возникает ощущение, что спектакль не готов совсем, не собран, все играют, кто в лес, кто по дрова, а он подходит к актерам, что-то им тихонько шепчет А на следующий день на премьере все играют просто потрясающе Нет, это не правда. Это чушь.

Во-первых, каждый актер знает, что когда из репетиционного зала труппа переходит на сцену, спектакль разваливается и создается ощущение, что никакой работы, никакого разбора не было. Но потом быстро возвращается в норму. Это законы сцены. Возможно, человек, который это рассказывал, как раз и застал такой момент, такой перелом. Эти законы наукой не подтверждены, но они работают, например, что зуб во время спектакля проходит, но после начинает болеть с удесятеренной силой.

Я многое знаю о работе Эфроса, ведь я много лет ходил у него в подмастерьях, и было даже два спектакля, на афишах которых было написано Постановка Эфроса-Дурова. Прежде всего, это непрерывный труд, продумывание, проработка Помню, когда с ним случился первый сердечный приступ, я приехал к нему в больницу, чтобы сказать слова соболезнования Но только я рот открыл, он сразу меня остановил: Да подожди ты И я смотрю, вся его палата завалена исписанными листами. Это были экспликации. И он говорит: Лева, я решил ставить женитьбу. Я удивился: Мы же это уже делали в детском театре, и я там у вас играл. А он: Нет, это все было не правильно, мы все совершенно иначе

Он относился ко мне очень щедро, до тех пор, пока я не начал заниматься режиссурой самостоятельно. Тут все сразу изменилось. Как-то он меня встретил в коридоре и сказал: Вот не начал бы заниматься режиссурой, стал бы Москвиным, а теперь не станешь, не станешь, не станешь!.. Но это нормально, когда от мэтра кто-то отпочковывается, есть и недоверие, и ревность. Но я не об этом хотел сказать. Я хотел сказать, что одним из главных секретов Эфроса был скрупулезный психологический разбор роли. Никто так точно и так тонко не делал такого разбора.

Кое-что о профессии

- Нужно играть людей, характеры, а не типажи. Я когда ставил Думбадзе Обвинительное заключение, я сказал: Ребята! Никакого грузинского акцента, никаких кепок, никаких вах-вах-вах. Не вздумайте играть грузинов! И приехал Думбадзе на спектакль, посмотрел и спрашивает: Лева, почему они у тебя все грузины на сцене? Я отвечаю: Да, это точно - половина евреев, половина русских. Тогда почему?! Потому что нет ни одной кепки, нет акцента, нет вах! и ручек вверх И он тогда говорит: Конечно!

Я как-то взялся ставить замечательную пьесу Саймона Весельчаки. Это про двух эстрадных артистов, которые всю жизнь ссорились, скандалили И я искал партнера. Позвонил Юрскому: Сережа, ты знаешь пьесу Весельчаки Саймона? А он как закричит: Лева! Не называй при мне эту пьесу! Мы с Пляттом репетировали ее два года и провалили! Я поразился: Как ее можно было провалить? Там же играть нечего! Два прописанных характера Не подступай ко мне с этой пьесой! Это ужас! Я погубил два года, Плятт потерял два года!.. Я стал думать, как же так, почему они провалили ее? И понял. Они стали играть американцев. Вот в чем была их ошибка.

Непростая актерская душа

- Профессия мазохистская. В какой-то мере мы и проститутки, потому что мы продаемся. Но из тысяч профессий по какой-то там английской шкале мы стоим на пятом месте по психологической трудности, по нервным затратам. На первом шахтеры, потом летчики-испытатели, на третьем не помню кто, потом акушеры, а потом мы - актеры. А на каком месте режиссеры, не знаю, они, наверное, вне этой шкалы. А за что я люблю и уважаю нашу профессию, это за то, что мы даем человеку возможность дореализоваться, прожить свою жизнь эмоционально полнее - досмеятся то, что он в суете не досмеялся, доплакать настоящими слезами

Жуткая была сцена. Закончились съемки картины Прощание с Матерой. Картина хорошая, но успеха зрительского она не имела. После премьеры по инициативе режиссера Элема Климова, царство ему небесное, состоялся грандиозный банкет в Славянском базаре. Тосты, тосты И Леша Петренко, который там играл Все ему: Леша, скажи и ты, что-нибудь. А Леша, вы ведь знаете, это такой шкаф, мнется: Не, не, я не люблю говорить А ему: Ну скажи, скажи Тогда он встает и говорит: Что сказать, Элем Ты мне не нравишься, картина твоя мне не нравится Не, я выпью, конечно, картина-то кровавая, все погибают, есть кого помянуть Но никогда больше я у тебя сниматься не буду. Климов: А я тебя никогда и не приглашу. Петренко: Ну, я же первый сказал

Минут двадцать после этого момента банкет не мог войти в нормальную колею. А Петренко хоть бы хны: сел и стал пить есть.

Олег Даль был очень сложным человеком. Я даже в грим-уборную к нему не любил заходить. В своих дневниках он написал: Надоели все. И Фрося (это он так Эфроса про себя называл), и Волков, и Дмитриева Всех перечислил. А под конец: И даже Дуров.

С Леней Филатовым мы очень дружили. Грандиозный был артист, а в Театре на Таганке не прижился потому, что Любимову нужны были актеры-шпингалеты. Они были грандиозные шпингалеты, но всегда запоминались великие сцены, но никогда не великие роли А Леня выпадал из этой обоймы. О его чувстве юмора вы знаете, это и по его литературным работам можно судить. Но вы не знаете о его независимости упрямстве У него инсульт, инфаркт, донорская почка, мы с Кочаном заехали к нему в гости, сидим три часа, а он лежит и курит - одну за одной, одну за одной, сигарету от сигареты прикуривает Я говорю: Леня, а чего ты дома сидишь, тебе же врачи разрешили гулять. А он в ответ: Вот пусть и гуляют!

О сегодняшнем дне

- Меня часто спрашивают, кто из нынешних режиссеров мне нравится. Не знаю, что и ответить. Очень трудно. Мне иногда говорят, сходи дуда-то, это ого-го! Я иду Потом пытаюсь понять, что там могло человека зацепить И не понимаю.

Сейчас, к сожалению, ходят на что-то экстремальное. Там все ругаются матом! Там голые девки! Там восемь голых мужиков! Кстати, прекрасная пьеса, Шамиров ставил, про то, как восемь шахтеров не могут найти себе работу, и вынуждены стать стриптизерами Но бегут ведь не на эту драму, а посмотреть, как восемь мужиков размахивают пиписьками. Там пиписьки! И вся Москва бежит туда.

Артист и свобода

Есть в нашей профессии и рабство - от режиссера, от драматурга, но, в то же время, есть и, возможно и иллюзорное, ощущение свободы. Вам не нужно каждый день мчаться куда-то к восьми утра и долбиться на службе от звонка до звонка. В крайнем случае, вы всегда можете позвонить, что, мол, я плохо себя чувствую и не буду сегодня в театре А главное, мы всегда можем кого угодно послать куда угодно. Когда артист попадает в какую-то официозную компанию, он явственно чувствует, как ему завидуют.

Владимир Владимир Владимирович Путин награждал меня. Говорит:

- Мы вас очень любим. Все.

Я говорю:

- А вас не все.

Он:

- А я знаю.

Здесь и там

Эфрос приехал из Америки подавленный. Он говорит: Там есть такая должность - выпускающий спектакля. И вот он говорит мне: Толя, тебе нужно, чтобы что-то на сцене во время спектакля двигалось само по себе? Я удивился, но для интереса говорю: Да, мне надо, чтобы стол сам выехал. Он говорит: Да, сегодня. Я не понял. Но кончается репетиция, он говорит: Садись. Я сел. Он хлопнул в ладоши, и из-за кулис на сцену выехал стол, покрутился и уехал. Он спрашивает: Окей? Я говорю: Окей

На следующий день выпускающий опять спрашивает: Что-нибудь еще? Мне стало интересно. Я говорю: А можно, чтобы стол был накрыт - чтобы угощение было, шампанское?.. Он говорит: Сегодня. И еще репетиция не кончилась, в перерыве он подходит: Смотри. И выехал стол - с фруктами, с шампанским, покрутился, уехал Он говорит: Может быть еще что-то? Мне стало еще интересней. Говорю: А можно, чтобы накрытый стол выехал, покрутился, и двенадцать бутылок шампанского на нем сами открылись - и одновременно выстрелили? Он говорит: Это завтра

Ну вот. Надеюсь, Вам было интересно. А еще интереснее, думаю, будет посмотреть пьесу, которую Лев Дуров поставит в Томске, в театре Версия, к открытию своего здания этого театра, которое состоится в октябре.



05.02.2004
www.levdurov.ru

Док. 522688
Перв. публик.: 05.02.04
Последн. ред.: 19.11.08
Число обращений: 175

  • Дуров Лев Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``