В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Я и бросился в издательство с просьбой сделать хоть несколько экземпляров` Назад
`Я и бросился в издательство с просьбой сделать хоть несколько экземпляров`

`Я и бросился в издательство с просьбой сделать хоть несколько экземпляров`Под обаяние нашего нового автора - Николая Николаевича Гусарова, попал сразу весь наш коллектив, как только он переступил порог Издательства. Человек разностороннее одарённый, он известен как актер, режиссёр, сценарист. А его книга "Телега на квадратных колёсах" открыла миру ещё и хорошего писателя. Любите и жалуйте: Николай ГУСАРОВ, наша издательская удача.

- Николай Николаевич, судя по Вашей трудовой биографии, Вам тесно в рамках одной профессии.

- Никогда не задавался целью стать писателем. Просто сейчас появилось свободное время, я начал для себя что-то записывать. И знаете, понравилось. Потому что в слове таятся неограниченные возможности выражения, это самый пластичный материал.

А вообще в моей жизни многое определял случай, стечение обстоятельств. Я, например, до 10 класса не знал, кем буду. Но как-то наш класс готовил вечер самодеятельности, я сам поставил для концерта одну сценку и сыграл в ней хулигана. По реакции зала понял, что получилось. И захотелось связать свою жизнь с театром.

Далее всё развивалось по классическому сюжету. Из донской провинции едет простой парень покорять Москву

В институт поступил только с третьего раза (пока не понял что к чему), попав на курс к Виктору Ивановичу Коршунову (ныне он - директор Малого театра).

После института, поколесив по стране, осел в Ижевске. Там в театре работал народный артист, очень активный человек, Михаил Алешковский. Однажды он купил кинокамеру и начал меня подзуживать: мол, давай напиши что-нибудь, мы это снимем. Я написал один сценарий, другой. Так появились наши первые фильмы - пародии "Дорога на Оклахому", "Три мушкетёра", "Робин Гуд", трагикомедия "Скоморохи".

Руководство нашего театра на эти эксперименты смотрело сквозь пальцы: чем бы артисты ни тешились, лишь бы водку не пили!

Вскоре обо мне услышали на Свердловской киностудии, рекомендовали на Высшие режиссёрские курсы с последующей работой на киностудии. Разумеется, я согласился. Это была мечта!

Здесь я снял 12 художественных фильмов, написал несколько сценариев. Когда Свердловская киностудия уже фактически развалилась, перешёл в Театр Эстрады, где сейчас и работаю режиссёром-постановщиком.

- Вы - потомственный казак, и основная тема Вашей книги - история казачества. Как собирали материал? Информации, наверное, никакой не было даже в архивах?.

- Действительно, когда я писал сценарий "Дикого поля", ещё не было издано ни одной книги на эту тему, не считая, конечно, Шолохова и гоголевского "Тараса Бульбы". Но где-то на интуитивно-подсознательном уровне я понимал логику событий, как бы "провидел" прошлое. Может быть, гены мне подсказали.

Помню из детства такой эпизод. Дед сидит в избе что-то подшивает, бабка возится у печи, а мама вслух читает "Тараса Бульбу". Я слушаю, и у меня такое ощущение, словно я всё это уже знаю, мне только сейчас напоминают. Спрашиваю: "Дед, а мы из казаков?" Он: "Не-е, какие там казаки" Бабка - возмущённо: "Як же не казаки? Все же писались - казаки". Дед: "Молчи, дура!"

Тогда опасно было даже говорить об этом, за одно слово "казак" могли забрать. Сколько человек посадили лишь за то, что они носили штаны с лампасами? По приказу Свердлова было расстреляно 4 миллиона казаков. Кстати, обращали внимание на памятник перед Университетом? Сама поза Свердлова словно говорит: "Все вы у нас там будете!" Жаль, что он является чуть ли не символом города. Установить бы одиозные статуи большевиков в каком-нибудь одном месте, например, в Историческом сквере. Кто-то придёт, помолится, кто-то плюнет

Но вернусь к Вашему вопросу. Сейчас я досконально изучил историю казачества, у меня только книг на эту тему - стеллаж в полстены. И удивительное дело - оказалось, что в "Диком поле" я в целом события отразил верно. Были ошибочки, но незначительные, которые потом исправил в "Казачьей были". Сейчас казаки, читая книгу, говорят молодым: "Учитесь! Вот законы наших предков".

- Ваши повести создают впечатление, что казачество - это первый демократический институт на Руси..

- Абсолютно верно! Со времён Золотой Орды и по сей день демократия на Руси существовала только в 16-17 веке - у казаков. В атаманы они выбирали самых мудрых и ответственных людей, которые пеклись о благополучии всего рода. Собираясь в поход, назначали походного атамана - опытного бойца, стратега, которому вручали свои жизни и подчинялись беспрекословно. При этом казачий Круг мог в любое время поправить атамана, наказать его за проступки, а то и вовсе снять с должности.

Донское казачество с Москвой было в дипломатических отношениях - в позиции равных государств. Принимали столичных послов, отправляли подарки. Так продолжалось до Петра I. Подавив восстание Кондратия Булавина, он заставил казаков подчиняться наказным атаманам - генералам из Москвы. Однако и при последующих правителях казачество сохраняло определённую независимость и демократический уклад. Отсюда - их внутренняя свобода, достоинство. Русский крестьянин всегда смотрел на казаков с завистью, как на людей из другого мира - более гуманного и справедливого. Только Советская власть сумела истребить казачий этнос.

- "Скоморохи" - роман о древнерусских бродячих актёрах. XVI век, но он созвучен сегодняшнему дню. Узнаваемы и ситуации, и персонажи. У Вас были прототипы? .

- Мои герои - это, по сути, я сам. Если разобраться, то в моём характере есть все их черты. Непримиримость с судьбой, непокорность власти, как у Якова, да и пьянство его тоже. Лицедейство Фалалея, нежелание думать о высоких материях и сложных проблемах. Никита Гусляр - его странная, необъяснимая тяга к искусству, которая неизвестно откуда взялась у простого парня? Ерёма - образчик патологической лени, когда утром не хочешь вставать и мечтаешь найти кучу денег, чтобы ничего больше не делать. Всё это мои ипостаси.

- Вы очень сурово обходитесь со скоморохами, подводя их к трагическому концу..

- Дело в том, что всякая скоморошья, и вообще актёрская судьба трагична изначально.

Вы читали, что газеты писали недавно о жизни и смерти Михаила Кононова? Мы учились с ним вместе. Да кого ни возьми из наших: Олег Даль, Витя Павлов, Виталька Соломин - они курсом старше шли. Потом мы - Вася Бочкарёв, Людмила Полякова. Следом - Инна Чурикова, Боря Клюев. Удачных актёрских судеб нет.

Со стороны может показаться: вот у такого-то вполне благополучная жизнь. Но внутри каждого актера - вечный душевный разлад, раздрай, надлом.

И так всегда: либо в личной жизни тупик, либо творческий кризис, либо вообще химера какая-нибудь мнится, неосуществимая мечта покоя не даёт.

У творческого человека вообще не может быть счастливой судьбы, потому что он всё время неудовлетворён. Как Фалалей, который много лет мечтал устроиться в дом к богатому помещику. И вот сбылось: покой, сытая жизнь. А радости-то и нет, одна тоска

- Николай Николаевич, кому Вы подарили свою книгу? И как её приняли?.

- Когда Малый театр приезжал в Екатеринбург, я понял, что если не покажу своим эту книгу - просто не выдержу. И бросился в Издательство "Филантроп" с сумасшедшей просьбой: сделать мне хоть несколько экземпляров! А основной тираж был ещё в печати. Не знаю уж, кто и как там колдовал, но 50 книг мне сделали, как просил. И я успел подарить свой труд всем нашим, а это для меня было крайне важно.

Их мнений пока не знаю, увидимся - скажут. А казаки прочитали с большим интересом. Но они люди простые, чувства выражают в основном междометиями: "Да! О!"

Подарил книгу нашим атаманам, своим друзьям, знакомым и, конечно, Александру Анатольевичу Козицыну . ОАО "Уралэлектромедь" выступило спонсором издания, но дело не только в этом. Он ещё и по-человечески поддерживал меня в этом начинании.

Обязательно отвезу книгу родственникам и знакомым на Дону - персонажам "Телеги на квадратных колёсах". Правда, старики уже умерли, но остались их дети, внуки.

- Наверное, мало кто знает, что Гусаров - ещё и неплохой художник. Вы ведь сами делали иллюстрации к книге?.

- Да, я рисую всю жизнь. Это для меня естественно и привычно. У нас в школе был замечательный учитель рисования - Дмитрий Петрович Чередниченко. Он организовал кружок и учил нас живописи. С тех пор не расстаюсь с карандашом и красками.

Даже задумал одно необычное издание. У меня есть 24 картины - это история казачества в иллюстрациях. Я попытался изобразить ключевые события (например, высадку Черноморских казаков в Тамани, великое Азовское сидение, Поход яицких казаков на Хиву и т.д.), а также сделал портреты выдающихся личностей - Ермака, Семёна Дежнева, Степана Разина. Хочу издать журнал или календарь с этими картинами и краткими аннотациями к ним.

- По-моему, очень интересный проект. А какие у Вас писательские планы?.

- Сейчас пишу новую повесть "Чудеса в Кукуеве" - иронически - доброе повествование о заштатном уральском городишке. Есть ещё замысел написать в таком же ироническом ключе историю из театральной жизни - как ставили спектакль "Три мушкетёра". Называться она будет "Атласные подвязки королевы".

- Уже хочется прочитать! От души желаем Вам успеха..

- Спасибо.

Тамара Бондарева

http://www.idfilantrop.ru/

Док. 522719
Перв. публик.: 19.07.07
Последн. ред.: 28.10.09
Число обращений: 107

  • Гусаров Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``