В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трагический клоун Лев Дуров Назад
Трагический клоун Лев Дуров
Всеми любимому народному артисту Советского Союза Льву Дурову - 70! Дата более чем весомая для любого человека. Однако Лев Константинович все так же полон энергии, весь в делах и заботах, и "отловить" его для того, чтобы задать несколько вопросов, было чрезвычайно трудно. Впрочем, упорство в достижении цели обычно вознаграждается, и вот мы беседуем в гримерке в Театре на Малой Бронной

- Лев Константинович, вопрос неоригинальный, но напрашивающийся: как будете отмечать 70-летие?

- Андрей Житинкин, наш новый главный режиссер, специально для меня ставит пьесу Фридриха Дюрренматта "Метеор". Пьеса очень интересная, сложная, немножко совпадает с юбилейными делами, но Будем надеяться, что 23 декабря, в день моего рождения, у нас будет хороший спектакль. 24-го уже придут мои друзья-актеры, будет небольшой "междусобойчик".

А 26 декабря у меня будет бенефис в театре "Школа современной пьесы", где я тоже много работаю. Буду играть отрывки из спектаклей, в которых я участвую, тоже придут друзья; может быть, поздравят

- А из каких спектаклей отрывки будут?

- "Чайка" чеховская, "Чайка" акунинская, "Дон-Кихот", "Миссис Лев", "Все будет хорошо, как вы хотели", где мы с Ириной Алферовой играем. Названий много.

- В кино сейчас что-то делаете?


- Сейчас - нет. Последней по времени была работа в третьей части "Бандитского Петербурга", которую снимал режиссер Виктор Сергеев. Недавно она прошла по телевидению, но я ее не видел, поскольку был на гастролях, так что даже не знаю, что у меня в итоге получилось.

- Персонаж-то у Вас интересный. Жалко только, что линия его какая-то "конспективная"

- Да, киллер с трагической судьбой, так его можно охарактеризовать. Ветеран войны, по какому-то стечению обстоятельств спрятавший свои боевые награды и вставший на этот путь. Только когда милиция нашла эти спрятанные награды, там поняли, с кем имели дело.

- Биографию свою немного не напомните - для незнающих?..

- В 1950 году я поступил в Школу-студию МХАТ, в 1954-м ее закончил. Меня брали в Художественный театр, но тогда там ходил Олег Николаевич Ефремов, работавший в Центральном детском театре, и говорил: "Не ходи во МХАТ, не ходи во МХАТ. Это братская могила. Приходи к нам"

Тогда же на меня "положил глаз" директор ЦДТ, Константин Шах-Азизов. Он увидел меня в дипломном спектакле (я играл трубача в "Егоре Булычове"), встретился со мной в коридоре и не узнал. Спрашивает: "Как мне увидеть Дурова?" Короче, пригласил он меня в свой театр, и я ничуть об этом не жалею. Там судьба меня свела с Анатолием Васильевичем Эфросом, мы с ним были вместе 27 лет, и я не отходил уже от него ни вправо, ни влево. Когда Анатолий Васильевич перешел в Театр Ленинского Комсомола, то взял с собой четырех актеров ЦДТ - меня в том числе. А потом, когда его сняли с поста главного режиссера в Ленкоме, 20 актеров театра подали заявления об уходе. Шок тогда это вызвало немалый! Из двадцати Эфросу разрешили взять с собой на Малую Бронную десять человек, в числе тех десяти был и я. Так я попал в Театр на Малой Бронной, где работаю до сих пор.

- А в кино Вы пришли одновременно с приходом в театр?

- Чуть раньше. Летом 1954 года я снимался в картине "Доброе утро", а осенью переступил порог ЦДТ.

- Сейчас многие критики сравнивают Житинкина с Эфросом. Как Вы сами относитесь к такому сопоставлению?

- Отрицательно. Сравнивать художников, тем более таких разных - дело крайне неблагодарное.

- И все же, Вам с кем работать интереснее?

- Понимаете, Эфрос - гений. И если ты когда-то работал с гением, то потом будешь оценивать все немножечко по-другому. Но! У каждого талантивого режиссера есть свое лицо. Житинкин - человек безусловно талантливый. Мне с ним работается легко, плодотворно. Ни одна репетиция не заканчивается безрезультатно. Пока все получается.

- Потом Вы сами занялись режиссурой. Как это получилось?

- Меня Эфрос втянул в это дело. Долгое время я был у него ассистентом, на многих спектаклях он заявлял меня режиссером Я даже об этом не знал! И сегодня, разворачивая старые афиши, нередко делаю подобные открытия

Потом у нас были две совместные (пардон за наглость) постановки - это только его щедрость. Понимаете, если написано "постановка Эфроса - Дурова", то это дорогого стоит. Я очень горжусь этим.

- И какие это спектакли?

- "Каждому свое" и "Снятый и назначенный".

- А потом?

- Потом я стал работать самостоятельно, поставил спектакль "Занавески" по пьесе Михаила Варфоломеева. По-моему, это была первая за долгое время правдивая пьеса о деревне. Там наличествовало все, чего при Советской власти как бы не было - пьянство, воровство, насилие, самоубийство девочки

- И его не пытались запретить?

- Его всячески пытались снять с репертуара, но - на словах. Я человек упорный, меня на испуг взять трудно, и я говорил: "Давайте приказ, и я спектакль сниму". Но приказ - это документ, на это недоброжелатели "Занавесок" пойти не решались. "Обломавшись" со мной, они шли к директору театра и говорили: "Спускайте на тормозах". Директору же спектакль нравился, он его поддерживал и всячески старался увильнуть от "разборок". В итоге "Занавески" мы играли, по-моему, десять лет, и пользовался спектакль огромным успехом.

- Значит, вас все-таки оставили в покое?

- Честно признаться, помог случай. Однажды после спектакля мне сказали: "Тебя внизу дожидается со свитой какой-то чиновник". Я стал отнекиваться: "Да надоели они все! Не пойду". На что мне говорят: "Он очень просил, чтобы ты подошел" Ну, я спустился вниз. Там, действительно, стоял симпатичный человек, который сказал буквально следующее: "Конечно, Вы сыпете соль на раны. Спектакль очень тяжелый, но мне он очень понравился. От меня, к сожалению, ничего не зависит, но я доложу как есть". Свита согласно закивала головами, и чиновник ушел. И моментально все кончилось

Только потом мне сказали, что это был Александров, помощник Брежнева.

- Среди Ваших режиссерских работ - спектакль "Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах" по Стругацким. Как Вам это удалось, ведь их творчество и на киноэкран-то труднопереносимо, а на театральную сцену - тем более?..

- Достаточно легко, ведь это не инсценировка, а специально ими самими написанная пьеса. Интересно, что их непременным условием было, чтобы спектакль ставил Лев Дуров - у меня сохранилось их письмо нашему директору об этом, попавшее ко мне в руки случайно и много позже. А во время работы над спектаклем я ничего не знал

- Сами Стругацкие как-то участвовали в работе?

- Знаете, очень странно: они даже не видели спектакля - принципиально не ходили в театр! Я звонил, приглашал на премьеру, но они говорили: "Мы знаем, что спектакль хороший, но мы в театр не ходим"

- Теперь, если позволите, три вопроса из серии "А говорят". Говорят, что "тема Льва Дурова - маленький человек, обделенный судьбой"

- Неправда. Моя тема - протест маленького человека против понятия "маленький человек".

Говорят, что "Лев Дуров может придумать любой трюк".

Могу. Когда-то в Англии я был назван "трагическим клоуном", а клоун по определению обязан придумывать трюки- "гэги".

- Говорят, что "Лев Дуров - характерный актер яркого комедийного дарования".

- Ну-у-у И Бог с ними. Я, кстати, больше играл трагических ролей, чем комедийных. Что дороже? Если после фильмов Чаплина в душе что-то остается, то после фильмов с де Фюнесом - ноль, вы зачастую даже не сможете вспомнить сюжет фильма, одно сплошное мелькание.

- Ваши ближайшие планы как режиссера?

- Пока никаких. Сейчас Житинкин ставит спектакль за спектаклем. То, как он начинает, я могу только поддерживать. Он - состоятельный режиссер, и вклиниваться сейчас, спрашивать "А почему я не репетирую", я не могу. Вот выпустим Дюрренматта, тогда я скажу: "Андрюша! Ты выпустил один, второй, третий, четвертый спектакль Стоп! Теперь я - очередной режиссер, дай возможность поставить мне". Он не скажет "Нет". У нас с ним очень хорошие отношения, он мне доверяет, и никаких разногласий я не предвижу.

- Ваш любимый фильм? Хотя бы из тех, где Вы работали

- Пожалуй, "Прощание с Матёрой". Начинала его Лариса Шепитько, а после ее гибели заканчивал Элем Климов. Картина замечательная, хотя и не имела широкого зрительского успеха. Она про то, чего нам сейчас очень надо опасаться - про потерю памяти. Если мы забудем о нашей истории, о могилах за нашими спинами - будущего у нас не будет.

Самому мне нравятся "Сирота казанская", "Не валяй дурака", "Не послать ли нам гонца"

- Кстати, о памяти. Говорят, что сейчас руководство творческих союзов отсекло от себя все, в том числе и собственных членов, и живет само для себя

- Знаете, приведу пример, что называется, "на собственной шкуре". Однажды мне дома стало неважно. Пока я искал валидол, мой друг, бывший в то время у меня в гостях, в тайне от меня пошел вызывать скорую помощь из поликлиники Союза театральных деятелей. Тем временем я пришел в себя, смотрю, он возвращается бледный, как полотно. "Что случилось?" - "Вы знаете, я позвонил в поликлинику СТД и сказал, что у Дурова плохо с сердцем, и что надо прислать скорую помощь. На что они мне сказали - "Сто десять долларов" Я сначала не поверил: "А ты сказал, что Дурову - члену СТД?" - "Сказал. А они ответили - "Ну и что?"

Очень хорошо, что он мне не сказал сразу. Тогда бы я сказал им очень много "теплых слов"... Нашел бы я в итоге эти сто десять долларов, но я бы их не заплатил принципиально. Лучше бы я сдох! Я - член СТД Бог знает сколько лет, народный артист СССР, никогда не пользовавшийся его благами Вообще, это всегда была "своя лавочка", и не надо мне от них ничего.

- Из тех режиссеров, с которыми Вы работали, кого бы Вы могли вспомнить?

- Ну, у "больших" режиссеров я много и часто не снимался. У всех у них своя команда - как есть у Никиты Михалкова, как было у Михаила Ромма, у Андрея Тарковского Никита Михалков, к примеру, защитил на мне диплом, получил "пятерку"

- А как назывался сей диплом?

- "Эти губы и глаза зеленые", по Сэлинджеру. Замечательная картина. Там играли Рита Терехова, Саша Пороховщиков и я.

В "Спокойном дне в конце войны" я у него тоже сыграл маленькую роль. А потом Когда Михалков стал снимать большие картины, то ни разу меня не пригласил. Ну и что? Такой у него "пасьянс", я не в претензии.

А вспоминаю я, конечно, съемки в "Девяти днях одного года" у Михаила Ильича Ромма. Долгое время я крутился в фильмах, которые актеры называли "полухудожественные полуцветные полумузыкальные полукомедии", играл массу всяких помощников экскаваторщиков, помощников комбайнеров Неожиданно Михаил Ильич пригласил меня на очень маленький эпизод и - я стал совершенно другим артистом. Я снмался у Ромма! Это во многом предопределило мою дальнейшую судьбу в кино - еще и потому, что ученики Ромма, снимавшиеся в "Девяти днях" в групповке - Андрей Смирнов, Борис Яшин, Игорь Добролюбов - сочли своим долгом обязательно меня потом снимать. И у каждого я снимался неоднократно. Смирнов - замечательный режиссер, Яшин - очень хороший режиссер, Добролюбов в Минске тоже очень плодотворно работал Так что я после Ромма перескочил сразу на другую орбиту!

А снимался я много - у меня то ли 160, то ли 170 фильмов

- Ну а с кем бы Вы хотели поработать?

- Понимаете, у меня нет чувства невостребованности, чтобы я спал и видел съемки у какого-то конкретного режиссера. Да и времени на всяческие "комплексы" нет. Только отснялся в "Не валяй дурака" у Валерия Чикова, с Мишей Евдокимовым, - меня пригласил Машков в "Сироту казанскую". Закончилась "Сирота" - начались съемки фильма "Не послать ли нам гонца", тоже с Чиковым и Евдокимовым И так все время. Со всеми интересно работать, у каждого режиссера есть для тебя что-то новое В свое время снялся у Виталия Мельникова в фильме "Ксения, любимая жена Федора". Замечательный режиссер! А недавно он вспомнил обо мне и пригласил в картину "Луной был полон сад", и - огромный зрительский успех. Мы - Зина Шарко, Коля Волков и я - получили премии и за ансамбль, и за лучшие роли

- Следует ли понимать, что Вам не встречались, скажем, не очень умелые режиссеры, и Вам как режиссеру (по второй профессии) никогда не хотелось вмешаться в съемки фильма?

- Отчего же, и встречались, и хотелось, и вмешивался. Сейчас же зачастую снимает фильм тот, кто достал деньги Но я всегда веду себя очень тактично: разберу сцену, так и так режиссер говорит "Ой, как хорошо". Ну, хорошо так хорошо - важен итог. А были фильмы, которые практически все снимал я сам, но в титрах стою не я

- Вы снимались в "Трех мушкетерах". Известно, что команда во главе с Михаилом Боярским мечтает доснять продолжение. Если позовут - пойдете?

- Пойду. Романтика - дело святое.

Недавно в Доме кино мы праздновали 20-летие фильма "Не бойся, я с тобой", имевшего ошеломляющий успех. Сейчас родилась идея, и Правительство Москвы ее поддерживает, снять его продолжение, пока мы все (слава Богу!) живы-здоровы. На вечере Полад Бюль-Бюль-оглы, Министр культуры Азербайджана, как молодой певец, бегал, прыгал, жонглировал микрофоном, вытворял Бог знает что Мухтарбек Кантемиров метал ножи и топоры, и ни разу не промахнулся Я тоже хотел "пометать", и тоже бы не промахнулся, но мне не дали (смеется - В.Б.).

- А Кантемиров сейчас чем занимается?

- У него конный театр. К сожалению, ему мало помогают на официальном уровне.

Мухтарбек вообще святой человек, редчайшей души. Когда он приходит в театр, в него моментально влюбляются все - и женщины, и мужчины, и лошади Вокруг него просто ореол добра и света.

- Семья Ваша чем занимается?

- Все актеры, все работают, внуки прекрасные, все хорошо.

- А внуков-то сколько?

- Двое: внучка и внук - если быть точным. Катя работает в Абакане, завлитом Кукольного театра, и категорически не хочет жить в Москве. Говорит: "Вы не понимаете, в каком тяжелом городе Вы живете". Теперь она еще и гастроли своего театра организовывает - они были во Франции, в Чехословакии.

Ване сейчас 15 лет, он фанат "Спартака", и это его основное занятие. Даже когда любимая команда проигрывает, он не сдается: "Ничего, у них все впереди!"

Вообще, ребята хорошие, все современные гадости их миновали. Я никогда никого не воспитывал, просто при детях надо самим вести себя нормально, тогда и они вырастут такими же.

- По Зодиаку Вы - Козерог. "Перманентные" свойства этого знака - упрямство, целеустремленность - Вам присущи?

- Безусловно. У меня вообще, по древнегреческим канонам, "рост победителя" - когда голова укладывается в теле шесть раз. Мы с Гераклом одного роста.

Однажды мы в Одессе снимали кино. Толпа там очень доброжелательная, но любопытная. За оператором стояли две огромные женщины, и чуть ли не ложились на него. "Соня, - говорит одна, - смотри, какой Дуров маленький". "Но, Роза, - отвечает другая, - зато какой плотный!" Так и Геракл, был маленький, но плотный.

- Скоро Новый год. Напоследок читателей новогодней историей не порадуете?

- Да В молодости я, кстати, очень много работал на елках. Была даже такая поговорка, что волка кормят ноги, а актера - елки. И ходил анекдот, как старому актеру звонят из Голливуда. "Мы Вас утвердили на главную роль, гонорар такой-то, съемки в Америке, в Африке, в Европе" - "А когда начало съемок?" - "30 декабря" - "Нет, что вы, у меня елки".

А что касается меня, то история была такая. Как-то перед самым Новым годом у нас не было елки. Искусственных елок я не признаю, а такую купить как-то не удосужился - было некогда. И вот 31 декабря вечером я еду к Киевскому вокзалу, где, помнится, был елочный базар. Естественно, никаких елок там уже в помине не оказалось. Я уже собираюсь уезжать, как слышу из привокзального сквера: "Мужик, елка нужна?" - "Конечно, нужна?" - "Три рубля". Деньги и по тем временам были небольшие, я отдал три рубля. Смотрю: мужик короткими перебежками побежал к вокзалу, как будто по нему сейчас стрелять будут. Беру елочку, а она не берется! В земле растет! Тут меня разобрал смех. Не жалко было трех рублей, но надо же было так попасться! Я даже присел за сугроб - посмотреть, может еще какого-нибудь дурака поймают

Так что вот, такая была история.


12.12.2001
www.levdurov.ru

Док. 522768
Перв. публик.: 12.12.01
Последн. ред.: 19.11.08
Число обращений: 266

  • Дуров Лев Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``