Альберт Филозов: У современного зрителя притупилось чувство юмораНазад
Альберт Филозов: У современного зрителя притупилось чувство юмора
- Как вы отметили свой солидный юбилей, может быть, ездили в родной Екатеринбург?
- В Екатеринбурге я был в прошлом году с гастролями, и у меня нет по нему особенной ностальгии. Город этот уже совсем не город моего детства и юности. Он очень изменился. А что касается юбилея, то никаких торжеств не было. Тем более я свой возраст не ощущаю. Я работал, снимался в Подмосковье. И был этому очень рад.
- А что за картина?
- Глеб Панфилов делает новую экранизацию пьесы Островского "Без вины виноватые", снимает с прекрасным составом - там Инна Чурикова играет, а также Дмитрий Певцов, Олег Янковский, Виктор Сухоруков, Амалия Гольданская.
- Какую же роль отвели вам?
- Я там играю Дудукина. Островский, знаете, всегда современен, он неизменно найдет свою трактовку у режиссера и получит свой резонанс у зрителя. А роль Дудукина, между тем, когда-то играл выдающийся артист МХАТа Виктор Яковлевич Станицын, у которого я в свое время учился. Правда, я играю эту роль не так, как играл он. Его Дудукин был прежде всего все же этаким бонвиваном. Мой - другой - умный и остроумный старик
- Если не ошибаюсь, сейчас вы задействованы не только в этом фильме.
- Да, еще я снимаюсь в роли адвоката в сериале "Наследство" и играю в картине Александра Абдулова (у нее пока окончательного названия нет) по "Гиперболоиду инженера Гарина". Экранизации этого романа Алексея Толстого уже были, как вы, наверное, знаете, в том числе и с участием Олега Борисова. Но мы делаем иначе.
А еще некоторое время назад я снялся у режиссера Адель аль-Хадада - это иракец, обучавшийся в Москве во ВГИКе и снимающий сейчас здесь кино. И вот он сделал фильм "Музыка для Петра и Павла", посвященный Чайковскому, неизвестному периоду его жизни. Там снималось немало популярных артистов, но картина почему-то у нас все еще не вышла в прокат. А вот на Западе идет на фестивалях повсюду. А теперь аль-Хадад задумал картину про Древнюю Русь. И снова пригласил меня.
- Это, наверное, и есть - быть трудоголиком?..
- Да, абсолютно. Работы много, и самое главное - это не разговоры о работе, а ее наличие и обилие. Вот и все.
- Ну а на отдых время остается?
- Увы-увы, все мое время занято исключительно работой.
- Стало быть, и дочери растут без отцовского внимания, вы успеваете следить за ними?
- Меня радует, что они занимаются музыкой, а музыка тоже заставляет человека находиться в состоянии постоянной работы. Старшая - Анастасия, ей 13 - играет на фортепиано и поет, а младшая - Анна, ей всего лишь 8 - играет на скрипке.
- Так что будут тоже артистками, а вернее - музыкантами?
- Ну это совершенно необязательно. Да и пока неизвестно.
- А вам свойственно чувство ностальгии, грусти - по молодости, по тому, что когда-то молодой выпускник школы-студии МХАТ так и не стал актером Художественного театра?..
- Да нет, я не жалел никогда. А сегодня МХАТ так и вовсе..., как, между прочим, и БДТ, уже не тот театр, другой Ну, подумайте, руководителем моего курса (а со мной вместе на нем учились Невинный, Ромашин, Покровская, Миллиоти. Кашпур, Лаврова) был Виктор Станицын, а одним из педагогов была Евгения Морес - некогда Митиль из "Синей птицы", которая играла при самом Станиславском. Сегодня традиции утрачены - в этом все дело. Режиссеры просто следуют за модой, за веяниями времени.
- Неужели нигде не осталось традиций?
- Остались. В театре Вахтангова, например, в Малом театре. Вот они как-то стараются еще держаться.
- А как вам работается в "Школе современной пьесы"?
- Мне здесь уютно. Здесь очень хорошая атмосфера, талантливые люди рядом. Иосифу Райхельгаузу, вместе с которым (и еще с недавно ушедшей от нас Любой Полищук) мы по существу и создавали этот театр, удалось привести сюда многих интересных мастеров. И мне с ним хорошо и удобно, потому что я могу и сниматься, и в антрепризе играть - если захочу, конечно.
- А как вы относитесь к авангарду, место которому нашлось даже в "Чайке" Акунина, идущей на сцене "Школы"? Ведь далеко не все понимают, что вообще происходит на сцене
- Вы знаете, честно говоря, я вообще был поражен, что шутку, стеб в "Чайке" начинают понимать лишь со второго акта. До того и вовсе не смеются. А весь первый акт сидят, и все воспринимают "аутентичного Чехова", так сказать, хотя его тут и вообще не было. Я просто удивлен, как же притупилось чувство юмора у современного зрителя или они просто не читали Чехова... Ну а что касается шуток Я - за! Если это, разумеется, не какое-то пустое зубоскальство. Но зрительский уровень должен повышаться.