В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Русский идеал Назад
Русский идеал
Лидия Николаевна оказалась на съемочной площадке рано, в 1955-м, еще учась в школе, куда часто приходили ассистенты режиссеров "Ленфильма". Итогом их селекционной работы стало приглашение Федосеевой сыграть небольшую сценку в "Максиме Перепелице". Одноклассникам девушки все равно было завидно, ведь Лиду показали на всю страну крупным планом.

В 1959 году в прокате появился фильм Василия Ордынского "Сверстницы". Эта история трех подруг сегодня смотрится словно документальное кино: вот так тогда одевались, так мечтали о счастье простые советские люди. Обаятельная картина стала очень популярной, и большеглазую, улыбчивую, с толстой косой Таню, сыгранную Лидой Федосеевой, сразу полюбили миллионы зрителей. В их числе был и Сергей Никоненко, тогда еще кондуктор трамвая. Юноша обратил внимание, что на одной из остановок по его маршруту идут съемки (речь как раз о "Сверстницах"), и запомнил участвовавшую в них симпатичную актрису. 17 лет спустя уже популярный артист и режиссер Никоненко, так же, как и Федосеева, ученик великого педагога ВГИКа Сергея Герасимова, сыграет в судьбе Лидии Николаевны важную роль, но об этом чуть позже.

Творческая карьера Федосеевой складывалась странно. Одна из красивейших актрис советского времени, она тем не менее снималась не слишком часто. До судьбоносной встречи с Василием Шукшиным в 1964 году на съемках фильма "Какое оно, море?" в ее фильмографии значилась всего пара картин. Похоже, режиссеры не знали, что делать с этой обезоруживающей сверкающей народной красотой. Разглядел и, как говорит сама Лидия Николаевна, сформировал ее актерский дар муж, Василий Макарович. Правда, случилось это не сразу. Сначала у молодой супружеской пары Шукшин - Федосеева родились две дочери, Маша и Ольга. Василий Макарович тогда интенсивно снимался ("Журналист", "Комиссар", "Три дня Виктора Чернышова", "Мужской разговор", "У озера", "Освобождение"), много писал, как правило, от руки, а Лидия Николаевна лично перепечатывала рукописи мужа, относила в редакции журналов и издательств и занималась детьми. Для нее и для Шукшина их брак был не первым, потому оба старались беречь свое счастье. Для Лидии Николаевны оно было очень трудным. Творческий жар, постоянная борьба с советскими чиновниками от искусства приводили Макарыча к срывам. Шукшина их порой терпела, порой уходила из дома, но быстро возвращалась и прощала супруга. "Я его безумно любила, - говорит актриса, - и понимала, с кем и для чего живу".

В 1969-м героиню в "Странных людях" Шукшин назвал Лидией Николаевной, на Восьмое марта написал повесть с посвящением "любимой моей жене". А в начале 70-х он, по собственному сценарию, снял фильм "Печки-лавочки" о том, как деревенская супружеская чета отправилась через полстраны в отпуск на морской курорт.

Конечно, главным в этом фильме был сам Шукшин в роли Ивана Расторгуева. Но как тонко, не стараясь захватить первую партию, подыгрывает ему супруга, имя которой в фильме - Нюра. Чтобы семья Шукшиных не расставалась во время съемок, в фильме нашлись роли и для их дочерей. Они сыграли по сути самих себя.

В "Печках-лавочках" девичья красота Шукшиной наполнилась особой женственностью и проявилась в обстановке реальной советской жизни, отображенной в фильме. Лидия Николаевна вспоминала, что тогда они почти не репетировали на съемочной площадке, все обговаривали дома и доверяли друг другу. Директора съемочных групп только радовались, что режиссер не тратит пленку на бесконечные дубли.

И следующие героини Шукшиной - Люба Байкалова ("Калина красная"), Глаша ("Они сражались за Родину") уже воспринимались как пример идеальной русской женщины. В чем-то наивной, в чем-то рассудительной, в чем-то кокетливой, но всегда самозабвенно преданной и готовой ради счастья своего любимого к любой жертве. Егора Прокудина в "Калине" и Петра Лопахина в "Они сражались за Родину" сыграл, конечно, Василий Шукшин.

Их семейный и творческий союз мощно развивался. Они планировали совместно работать на "Разине". Василий Макарович даже хотел, чтобы супруга помогала На съемках фильма ему на площадке как сопостановщик. Но скоропостижная смерть Шукшина разрушила все замыслы и надежды. 36-летняя Лидия Николаевна стала вдовой с двумя дочерьми. Старшей из них, Маше, было в тот момент всего семь лет.

Казалось, жизнь оборвалась и больше ничего хорошего уже не будет. Первым руку помощи Шукшиной протянул Сергей Никоненко, пригласив в свой фильм "Трын-трава". Семейную комедию о том, как комбайнер Степан любит и ревнует свою жену Лиду, посмотрело 20 с лишним миллионов зрителей, а во время съемок Лидия Николаевна обрела друга. Красавец кинооператор Михаил Агранович покорил сердце вдовы своим архивом, в котором было собрано все, что связано с Василием Макаровичем, - рассказы, интервью, статьи. Десять лет они прожили вместе и расстались без скандалов. И по сей день говорят друг о друге хорошо, не предоставляя никакой пищи таблоидам. Маша Шукшина и вовсе не раз подчеркивала, что они с сестрой очень благодарны Мише за помощь, за опеку.

Больше поводов для "псевдосенсаций" давала, конечно, дружба Шукшиной с продюсером группы "На-На" Бари Алибасовым, но это скорее обуславливалось сферой деятельности Бари Каримовича. Лидия Николаевна никогда не отвечала ни на шипение за спиной (мол, вдова, а не живет в вечном трауре), ни на сплетни "желтых" изданий.

В 1998 году она и вовсе дала себе слово пять лет не давать никаких интервью, не принимать участие в разных телешоу и т.п. Обет благословил ее духовный отец - архимандрит Никон из Свято-Николо-Шатомского монастыря. Прошло уже десять лет, а мораторий на общение с прессой актриса сохраняет. Исключение сделала только для юбилейного фильма канала "Россия".

Говоря о творческой жизни актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной, было бы неправильно ограничиться лишь ее пасторальными ролями. С годами в актрисе проявились другие краски. Первой их заметила еще Динара Асанова и стала приглашать Шукшину в каждый свой фильм, хотя бы на эпизодические роли ("Ключ без права передачи", "Беда", "Жена ушла", "Никудышная", "Пацаны"). Лидия Николаевна начала сниматься в ролях городских женщин, и город ей оказался к лицу. В 1983 году, сыграв в фильме "Демидовы" императрицу Анну Иоанновну, она впервые облачилась в царское платье. И у режиссеров вновь открылись глаза - вот она, величавая стать, прямо как на портретах старинной знати. И пошли приглашения в историческое кино. Из самых заметных - жена посла ("Виват, гардемарины!"), Екатерина II ("Графиня Шереметева") и дама по улаживанию щекотливых ситуаций Амалия фон Шпильце ("Петербургские тайны"). А комедийный талант актрисы, считаю, до конца еще не раскрыт. Одна мадам Грицацуева в телефильме "Двенадцать стульев" 1976 года чего стоит! А блистательный образ свекрови в исполнении Шукшиной - единственное, что примирило меня с телефильмом "Женская интуиция". Молодые исполнительницы главных ролей могли бы поучиться у Лидии Николаевны, как можно не суетясь быть разной - и смешной и страшноватой, как, например, ее Елизавета Петровна в "Парке советского периода".

Сегодня Федосеева-Шукшина занимается литературным наследием мужа, изредка снимается, активно участвует в Шукшинских днях на Алтае, на родине Василия Макаровича. Земляки писателя ее уважают. Это ли не лучший ответ всем сплетникам и недоброжелателям. И, например, губернатор края Александр Карлин сейчас постоянно консультируется с Лидией Николаевной о том, как лучше провести в юбилейном, 2009 году Всероссийские Шукшинские дни. Они пройдут с 24 по 27 июля.

Старшая дочь Василия Макаровича и Лидии Николаевны - Мария Шукшина - известная актриса, телеведущая, счастливая мать четверых детей. Ее младшая сестра Ольга сегодня ведет уединенную жизнь. Мама - их лучшая подруга. И радуют Лидию Николаевну пятеро внуков: сын Ольги - Василий и дети Марии - Анна, Макар, Фока и Фома.

Вита Рамм
24.09.2008
http://www.peoples.ru

viperson.ru

Док. 524084
Перв. публик.: 24.09.08
Последн. ред.: 22.06.12
Число обращений: 37

  • Федосеева-Шукшина Лидия Николаевна
  • Шукшин Василий Макарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``