В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наедине с Сократом Назад
Наедине с Сократом
- Николай Николаевич, у вас столько орденов и медалей... Вы - такой тихий человек - как сумели их заслужить?

- Все получилось спонтанно - без моего участия. Поэтому я могу носить их свободно, без разных мыслей. В жизни все вообще бывает неожиданно...

- Вы часто надеваете награды?

- Нет, не часто.

- Где вам довелось служить в войну?

- Я служил на Балтийском флоте в ансамбле, который был организован Дунаевским. Он назывался "Ансамбль пяти морей". В нем были собраны лучшие силы мобилизованных на войну: скрипачей, балетных танцовщиков, - всего там было 260 человек. Ансамбль просуществовал до 1943 года, а потом был расформирован. Мы побывали на четырех морях, хотя в основном обслуживали части Балтийского флота. Мы выступали перед теми, кто отправлялся на фронт. Я в ансамбле вел программы, выступал с инсценировками. Бойцам очень полюбился мой образ краснофлотца Онищука - это такой матросик, салага, он то и дело делает ошибки, его поправляют старослужащие, а он все равно продолжает их делать... Такой смешной, добродушный образ, он очень нравился солдатам.

- Как вы пришли в актерскую профессию?

- Я очень рано узнал славу, еще когда учился в четвертом классе школы. Мне учительница дала задание - исполнить на вечере чеховский рассказ "О вреде табака". Зрители очень сильно смеялись!

- Известно, что Георгий Товстоногов увидел вас впервые в театре в Тбилиси. В каком спектакле?

- Никакого спектакля не было - мы приехали в Тбилиси с концертами нашего "Ансамбля пяти морей", о котором я рассказывал выше. Вот во время концертов в Тбилиси меня и увидел Товстоногов. В то время он был там худруком Русского драматического театра. А познакомились мы позже, когда Товстоногов приехал к нам в Ленинград, стал художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола. Я тогда работал в Ленинградском театре комедии. Акимов, бывший там художественным руководителем, меня не обижал. Каждый год в "Комедии" у меня было по три-четыре премьеры, в том числе я сыграл и в "Ревизоре". Я в своей жизни встретил трех великих режиссеров: это мой педагог в театральном институте - Борис Вульфович Зон, руководитель Ленинградского театра комедии - Николай Акимов и Георгий Товстоногов.

- А с кинорежиссерами везло?

- Я снялся в трех картинах у Сергея Бондарчука, в частности, в роли капитана Тушина в "Войне и мире". Это моя первая серьезная роль. Потом я сыграл у него священника в "Степи" - вместе с Иннокентием Смоктуновским. Смоктуновский играл эпизодическую роль хозяина харчевни - очень смешно!.. Хорошо мне работалось с нашим ленинградским кинорежиссером Михаилом Ивановичем Ершовым, у которого я сыграл в четырех фильмах.

- Не одному поколению зрителей вы запомнились как "Лев Гурыч Синичкин" в одноименном киноводевиле...

- Да. Меня так и зовут с тех пор. Фильм получился удачный, понравился. Еще люди помнят "Трембиту", "Принцессу цирка", "На пути в Берлин"...

- Что вас связывает с Беларусью?

- Я снимался в двух-трех фильмах в Минске, в том числе в картинах "Про Красную Шапочку", "Рыжий, честный, влюбленный"... Я очень благодарен белорусским кинематографистам, они поддерживали мое творческое рвение и давали те роли, которые мне хотелось сыграть.

- Чем занимаетесь сейчас?

- Перечитываю и просматриваю все то, что не успел в свое время прочитать и посмотреть.

- А что вы не дочитали?

- Классику, философов очень люблю - Платона, Сократа. Регулярно смотрю "Новости" по телевизору, иногда фильмы - только не сериалы. Нравятся старые фильмы, особенно те, в которых сам снимался когда-то. Если вернуться к недочитанному, то скажу откровенно: я не дочитал еще и Чехова. А он сыграл в моей жизни очень большую роль. Я его много играл - в Театре комедии у Акимова в "Пестрых рассказах", например, играл в инсценировке рассказа "Трагик поневоле"... Тогда все было прочитано наспех. А сейчас у меня стало больше свободного времени, хотя продолжаю играть в театре. В свой юбилей играл в спектакле "Пиквикский клуб" Самюэла Пиквика. Он идет у нас уже почти три десятка лет - это единственная оставшаяся постановка самого Товстоногова, я прошу не убирать его из репертуара... А еще все жду какого-нибудь интересного сценария. За всю жизнь было переиграно очень много всяких людей - и хороших, и плохих, но одного фильма, который мне хочется снять, его еще пока нет. Но он обязательно должен быть! Какой - не буду говорить!

- Судьба сводила вас с замечательными людьми... Говорят, вы встречались с Михаилом Зощенко?

- В пору своей учебы на первом курсе театрального института я, помнится, выбрал для чтения смешной рассказ. Автора не знал! Как-то читаю рассказ на вечере, по окончании ко мне подходит невысокий человек интеллигентного вида, протягивает руку, благодарит за чтение и вдруг говорит: "Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!" Это был Зощенко. С тех пор я с ним больше не встречался. Но когда его травили, я продолжал читать его рассказ "Мелкий случай из личной жизни". И читаю его до сих пор, как и другие рассказы, в том числе и знаменитую зощенковскую "Аристократку".

- Говорят, Сергей Филиппов, с которым вы играли, был мастером импровизации...

- Сергей Филиппов был очень интеллигентным человеком, обладавшим большим чувством юмора. Правда, из-за его ролей его считали босяком и алкоголиком. Но это было совсем не так! Играть с ним и избежать импровизаций было невозможно. Как-то играем "Ревизора". Захудалая гостиница, оба голодные. Хлестаков, я играл его, сидит и ест, а Осип (Филиппов) - стоит за моей спиной. Я съел первое и отдаю ему остатки супа, принимаюсь за второе - жаркое. А мясо оказалось жестким - я его "пилю", "пилю", в конце концов кусок слетает с тарелки, я ловлю и обратно кладу. Филиппов-Осип наблюдает. Вдруг на сцену залетает муха. И что делает Филиппов? Он моментально обыгрывает этот момент: хватает в воздухе муху и как бы ее съедает. И снова смотрит Хлестакову в тарелку: может быть, и ему достанется кусок настоящего мяса...

- Обычно, когда спрашиваешь молодую актрису, она говорит, что хочет сыграть Джульетту или Анну Каренину... А если я вам переадресую этот вопрос?

- Вы не поверите, я хотел сыграть Сократа!

- В какой пьесе?

- Такой пьесы нет!

- А вы, Николай Николаевич, даже похожи на Сократа!

- Был такой период, когда один режиссер пробовал меня в какой-то фильм на Сократа. Я посмотрел пробы - ну, точно Сократ: такой, каким я себе его представлял! Но так получилось, что я был занят в другом фильме и уже начал в нем работать... Трудно было совмещать.

- Николай Николаевич, но ведь Сократ плохо кончил жизнь - выпил цикуту и все такое...

- Плохо кончил! Я бы играл его так, чтобы зрителю было Сократа жалко - такой умница, посвятил свою жизнь философии, людям...

- Но воспитывал молодежь Сократ довольно-таки сурово! Поэтому, наверное, из Алкивиада и вышел хороший военачальник. Ваш Сократ воспитывал молодежь пряником или кнутом?

- И тем, и другим! Я уже десять лет веду курс в консерватории - держу в одной руке пряник, в другой - хлыст.

- Ваши консерваторцы вас боятся?

- Судя по всему, они меня любят. И я их очень люблю.

- Вроде бы в консерватории людей учат петь. Вы с ними поете, что ли?

- Ребята учатся при консерватории, где готовят режиссеров музыкальных театров, у них есть предмет - "актерское мастерство".







Александр Щуплов
20.04.2005
http://www.peoples.ru

Док. 524162
Перв. публик.: 20.04.05
Последн. ред.: 22.11.08
Число обращений: 136

  • Трофимов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``