В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Кочаловский: Может, я до сих пор играю в солдатиков Назад
Егор Кочаловский: Может, я до сих пор играю в солдатиков
Дитя звездной любви, старая московская фамилия и свежая азиатская кровь Он получил роскошное образование Кембриджа и Оксфорда, и то, что у него взгляд и вкус художника, видно даже гопнику после пятиминутного просмотра "Антикиллера". Но он вдруг вернулся в постимперскую антихудожественную Россию и, как только это стало возможным, начал снимать кино. Кино заходящего дня, технологичное варево для больных лепрозория. Он снимает эти свои Цветы Зла в России последних времен, а зритель, ждущий от фамилии совсем другого, задается неразрешимым вопросом: с какой стати? Где серьезный сценарий при такой технической увертюре, при таких явно видимых с экрана деньгах? И вообще почему он здесь, а не там, в спокойном Лондоне? С этого вопроса наш корреспондент и начал разговор с Егором КОНЧАЛОВСКИМ, которого удалось отловить в Ялте за работой над своим очередным фильмом.

- Мне скучно стало в Лондоне. В то время, в девяностые годы, в России было веселее. И потом у меня была здесь работа: я начал заниматься рекламой. Но я не сразу переехал. Четыре года жил между Москвой и Лондоном. Люблю оба эти города. Только Москву я знаю из окна автомобиля, а в Лондоне ездил на метро, когда учился в Кембридже.

- Вы учились на искусствоведа?

- Да. Я искусствовед по образованию. Специалист узкого профиля. Образование это достаточно абстрактное и по большому счету таких специалистов нужно не очень много - реально заниматься этой профессией достаточно сложно. Такое абстрактное образование, на мой личный взгляд, роскошь. Оно расширяет твои горизонты, но куска хлеба не дает. Я специалист по Рембрандту и его периоду, по Дюреру и его периоду и по английским романтикам.

- Вы действительно никогда не хотели работать по специальности?

- Посвятить этому свою жизнь я бы не хотел. Искусствоведение как образ жизни - а это именно образ жизни - меня не привлекает. За моим профессором могли прислать частный самолет, чтобы он полетел куда-то и установил подлинность полотна. А после, вернувшись в Кембридж на том же самолете, он мог пересесть на велосипед и в стоптанных ботинках приехать читать лекцию. Этот профессор вызывал во мне большое уважение, но жизнью с ним я бы не поменялся.

- А ностальгии по Лондону у вас нет? Вам не хотелось бы вернуться?

- Есть. Я часто бываю в Лондоне. Но долго там быть не могу, потому что я не турист. Мне необходимо работать, и мне нравится жить здесь. Я люблю Россию, это моя родина. Я снимал в Европе, в Америке. По полгода был в Париже, когда заканчивал "Антикиллера". Сейчас мы с вами разговариваем в Крыму, потому что здесь у меня съемки новой картины "Консервы". Когда работаешь, по большому счету не важно, где ты находишься. А жить мне хочется в России.

- Почему?

- Я не знаю! Я скучал по России, когда жил в Англии, в большей степени, чем скучаю по Англии, когда живу здесь. Мне здесь гораздо уютнее. И потом, мне кажется, что Россия сейчас на подъеме, в то время как Европа находится на этапе спада развития. В том числе спада политического. Мне кажется, демократия в том виде, в котором она есть в Европе, себя изжила. И со временем в России будет жить лучше, чем в Европе. И тем паче в Америке. Даже мой отец, который уезжал туда именно с намерением там жить, вернулся. А я в Америке жить никогда не хотел. Мне там не нравится. Лос-Анджелес я не люблю, Нью-Йорк слишком агрессивный. Но вы поймите меня - моя жизнь в основном проходит в съемках. Я почти всегда работаю. Соответственно, съемки становятся частью реальности.

- Вы этим не лишаете себя истинной жизни?

- Да нет. Я так не считаю. Съемочный период занимает 20-30 процентов времени, остальное - это все-таки нормальная жизнь. Когда делается постпродукция, ты уже живешь по-человечески - ходишь на работу, ночуешь дома. Это здесь - как на войне. Дочку не видел два месяца Отсняв в Балаклаве три четверти фильма, я очень устал. График очень жесткий - по 12-14 рабочих часов в день на натуре, в горах. И в Москве предстоят еще очень сложные съемки.

- Вы в этом смысле не завидуете режиссерам советского периода, которым можно было долго и расслаблено снимать свои картины?

- Нет. У меня подход к этому юго-восточный. Китайские, корейские, гонконгские режиссеры снимают по фильму в год, бывает и по два. Я хочу снимать больше фильмов.

- Вы говорите как директор завода. А как же вдохновение художника? Искра божья?

- Искра божья или есть, или ее нет. Это вещь, которая от тебя не зависит. И рассуждать на тему, есть она у меня или нет, последнее, чем бы я хотел заниматься. Я совершенно не хватаю звезд с неба и делаю упор на профессионализм. Много работаю. Постоянно учусь и вкладываю в повышение профессионального уровня и время, и старание. И еще я думаю, что талант вообще очень трудно измерить. Потому что есть определенные

жанры, на которых он может раскрыться, и наоборот. Надо найти свою нишу. А кто знает, какая ниша - твоя? Я, например, хотел бы попробовать снять комедию. Более того, считаю, что "Антикиллер" и был моей первой комедией. Черной комедией. Правда, я, по-моему, единственный, кто так считает.

- Вы рисковали с "Антикиллером": по результатам его проката должно было стать ясно, будут в вас вкладывать деньги продюсеры или нет.

- В какой-то степени да. Но только отчасти. Потому что "Антикиллер" вышел в тот год, когда началось возрождение кинематографа. Режиссеров не хватало. Денег было больше, чем режиссеров. Скорее я рисковал с "Антикиллером-2". Потому что "Антикиллер" был успешным, это был первый "миллионник", а второй не мог побить этот рекорд два года. Вообще существует мнение, что второй фильм всегда хуже, чем первый. И такое часто бывало.

- Судя по сценарию, "Консервы" - довольно затратный фильм.

- Бюджет картины в районе трех миллионов. Это политический детектив с Маратом Башаровым в главной роли. Он там играет вашего коллегу, журналиста, которого подставляют и сажают в тюрьму. Здесь, в горах, мы нашли штольню, в которой происходит основное действие картины. Здесь же снимаем и сцены побега из зоны.

- Если отвлечься от профессии, чисто по-человечески: вы нормально себя чувствуете в таких походных условиях - два месяца живете в гостинице, вдали от семьи и цивилизации, весь день проводите в горах?

- В этом есть своя прелесть, свой кайф. Очень много вещей уходит на задний план, и ты занимаешься исключительно своим делом. Когда ты в Москве, неизбежно возникают всякие бытовые вопросы, которые нужно решать. И это требует внимания. Я сейчас закончил строить дом, и приходится все время отвлекаться на то, чтобы, например, решить, какой кафель купить в ванную.

- А вы это решать не любите?

- Да нет, я люблю заниматься хозяйством. Но когда ты снимаешь, уже не до кафеля. Как видите, от профессии отвлечься не удалось.

- Критики обвиняют вас в том, что вы делаете кино "для толпы", не утруждаете себя поисками глубин, а снимаете красивые драки...

- Я люблю снимать батальные сцены. Может, я просто не вырос. Может, я маленький еще и до сих пор играю в солдатиков. Может, я просто другого и не могу снимать ничего, кроме экшена?..





Веста Боровикова
28.03.2006
http://www.peoples.ru/

Док. 524423
Перв. публик.: 28.03.06
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 122

  • Кончаловский Егор Андреевич (Георгий)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``