В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктория Токарева : Чехов был гений, а я так - погулять вышла Назад
Виктория Токарева : Чехов был гений, а я так - погулять вышла
вопрос: О вас принято говорить как едва ли не о первой в России феминистке. Как вы относитесь к такому определению?

-ответ: Можно сказать, что я отношусь к нему резко отрицательно. Я никакая не феминистка - наоборот, традиционалистка, вот. Какие лозунги у феминисток? Жить за свой счет, а не за счет мужчины; мужчина должен делать половину домашней работы - мыть посуду и прочее. Я не ставила перед собой задач выполнить программу феминистки, но так сложилось, что я всю жизнь жила именно так. Я по гороскопу вол, а вол пашет борозду.

Феминистки протестуют против чего? Того, чтобы женщина была куклой Барби и выполняла роль сексуальной игрушки. А ведь это же моя мечта!

в: Быть игрушкой?

-о: Быть похожей на куклу Барби. Я никогда так не жила, но очень завидую тем, у кого получилось (смеется). Лучше быть куклой Барби, чем волом. Одна из моих переводчиц на Западе - крайняя феминистка. Меня до сих пор передергивает, когда я ее вспоминаю - она как чеченский боевик. Мужская стрижка, постоянная агрессия на лице...

в: А где же тогда середина между куклой Барби и чеченским боевиком? Как правильно жить?

-о: Правильно так, как кому нравится. Некоторым нравится быть Барби, а некоторым нет. В конце концов, кто такая Барби? Это женщина, которая полностью зависима от второго лица и ждет, когда ей принесут деньги в потном кулаке. А как рассчитывать на вторую сторону, если нет гарантий от предательства? Ведь постаревшая Барби - это уже не Барби. Она интересна обществу от 14 до 34, ну хорошо - до сорока лет максимум. Но ведь после сорока нужно жить еще сорок. И в этом случае я бы посоветовала женщинам быть независимыми. Чтобы тобой не манипулировали.

в: Насколько я понимаю, вами-то никто никогда не манипулировал. Вы всегда сами решали, что вам делать, в том числе и в выборе профессии...

-о: Я хотела быть врачом, но не поступила в медицинский институт - получила тройку по сочинению. До сих пор люблю медицину, очень хорошо в ней, прошу прощения, разбираюсь, все диагнозы, которые я слышу от врачей, я пропускаю через собственный компьютер, который у меня в голове, сама назначаю себе лекарства и всегда оказываюсь права.

Я не поступила в медицинский, зато поступила в музыкальное училище, о чем абсолютно не жалею. У нас преподавала молодежь из консерватории. Однако, получив профессию учителя музыки, я поняла, как чеховская Каштанка: "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!". Это было не мое, и это было тяжело.

К тому же я вовсю графоманила - все время водила пером по бумаге. И решила поступить в Литературный институт. Но меня не взяли, потому что я туда все время ходила в платье с широкой юбкой, как тогда носили. Юбка стояла колоколом, у меня была очень тонкая талия, и я ее еще перетягивала-перетягивала под Гурченко. Я бегала так в Литинститут до тех пор, пока секретарша мне не сказала: "Перестаньте ходить". Если бы этой секретарше тогда кто-нибудь сказал, что перед ней стоит писательница, - то-то она бы удивилась...

И я поступила во ВГИК. Учась на втором курсе, написала рассказ "День без вранья", после которого мне звонила и писала письма вся страна. Я получила предложение руки и сердца от уголовника. Фамилия его, по-моему, была Пономарев, он же Глыба - это кликуха, он же "Солженицын" - он писал что-то, и его на зоне прозвали Солженицыным.

в: И как?

-о: Я уже была замужем - я очень рано вышла замуж, тогда было так принято.

в: То, что ваш муж инженер, а вы известный писатель и сценарист, не становилось поводом для размолвок?

-о: Я думаю, он очень страдал первое время. Потом махнул рукой. Наверняка в глубине души он мечтал встретить другую женщину - преданную, верную, но, видимо, не встретил и остался со мной. А я в глубине души искала кого-нибудь поярче, поинтереснее, но тоже не нашла и осталась с ним. И сейчас мы этому очень рады. Когда игры сыграны, это так хорошо, что сохранена семья. Потому что, по моему глубокому убеждению, семья - там, где общие дети, а потом внуки. Кровь - не вода. Вот я бываю на "Кинотавре", и туда приезжают участники фестиваля с новыми женами и новыми детьми. "Старые" дети бегают на другую сторону пляжа к бывшим бабушкам. Бывшие бабушки не смотрят в сторону новых внуков. И непонятно, кто кому кем приходится... Знаете, человек перетекает из одного возрастного коридора в другой, и разным возрастам свойственны разные приоритеты. Вот в третьем возрасте, в котором я сейчас, очень хорошо, когда семья сохранена и когда все любят всех.

в: Есть легенда, что войти в литературу вам помогли два человека - Симонов и Войнович. Но при этом вы обычно выдвигаете на передний план Войновича и как-то мельком говорите о Симонове. Почему?

-о: Симонов просто прочитал и написал, что ему понравилось, - больше ничего. Он сказал: "Токарева пишет крепко, мастерски". Но по-настоящему мне помог Войнович. Прочитав мои две страницы, он сказал: "Твоя сила в подробностях - пиши подробно". И я пришла домой и переписала эти две страницы - просто села за кухонный стол, другого не было, положила две страницы и пачку бумаги и переписала. Получилось 42. И еще Войнович сказал: "Назови этот рассказ "День без вранья". У меня было другое название. Поэтому я благодарна Войновичу.

в: Сейчас продолжаете общаться?

-о: Да, он живет через пять домов, мы с ним и с его красавицей-женой гуляем почти каждый вечер.

в: А написание сценариев для вас было просто способом подработать?

-о: Знаете, деньги были примерно на пятом месте. А основное - это слава, успех. Кино было единственным местом, где можно было как-то себя выразить, проявить. Режиссеры вообще были властителями дум. Сценаристы - пожиже, но тоже входили в группу творцов, куда также относили оператора и композитора. Войти в четверку творцов было очень престижно. Поэтому, когда меня пригласил работать Данелия, мне это показалось большой удачей. Так оно и есть.

в: Когда вы проснулись знаменитой, с вами что-то произошло?

-о: Нет. Понимаете, человек и его слава живут врозь. Например, сейчас я более знаменита, чем тогда. Это выражается в том, что, когда я иду по улице, со мной здороваются незнакомые люди.

Однажды я стояла на пляже - это было на берегу Мертвого моря, и старая еврейка меня спросила: "Вы из Ашдода?" Я говорю: "Нет". - "Из Беэр-Шевы?" - "Нет, я из Москвы". - "Как? Из Москвы сюда? И сколько же вы платили?.. О, как дорого. У вас, наверное, хороший бизнес". Я говорю: "Да. Ничего". - "А что вы делаете, простите?" - "Книжки пишу". - "Про что?" - "Про людей". - "Так вы писатель? А как ваша фамилия?" Я говорю: "Токарева". И тогда все, кто был рядом, поднялись с лежаков и захлопали. И я заплакала...

в: Вас принято называть продолжательницей чеховской традиции. Вы с этим согласны?

-о: Чехов был покруче. Во-первых, он мужчина, во-вторых, он рано умер, а когда человек рано умирает - его программа работает более яростно, в-третьих, в него было больше заложено. Он был практически гений, а я так, погулять вышла.

в: Мне еще кажется, что у вас много общего с Тэффи.

-о: Я ее никогда не читала. Но у женщин вообще много общего. Одна и та же тема: тоска по идеалу.

в: Разве мужчинам это не свойственно?

-о: Практически нет. Мужчина строит мост и осеменяет поголовье. Его задача - как можно больше осеменить и построить. А женщина восходит к Богу через мужчину. Для женщины самое главное - мужчина. А такого, как надо, нет, а те, которые есть, на идеал совершенно не тянут. Отсюда и тоска.








Наталья Кочеткова
20.11.2007
http://www.peoples.ru

Док. 524447
Перв. публик.: 20.11.07
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 103

  • Токарева Виктория Самойловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``