Александр Рогожкин: Я больше никогда не вернусь к `национальным особенностям`!Назад
Александр Рогожкин: Я больше никогда не вернусь к `национальным особенностям`!
Сам режиссер называет "Перегон" кинороманом и говорит о том, что давно мечтал снять такую многохарактерную картину.
"Перегон" - это провокация!
- "Перегон" - это фильм-провокация. Когда о многом умалчивается, это "многое" становится более очевидным. Я пытаюсь подключать зрителя к "работе" над фильмом. Моя сексуальная фантазия, допустим, не в состоянии пересилить фантазии зрительного зала. Но, пользуясь "провокационным" методом, я могу добиться, что каждый из зрителей будет достраивать сцену до завершения, устраивающего его самого... Романная форма хороша еще и тем, что может включать в себя все жанры...
- В том числе и водевиль? Неожиданно выглядит сцена, в которой один из русских пилотов, не разобравшись, что перед ним женщины, принимается перед ними мочиться.
- Я бы мог объяснить, что у мальчишки плохое зрение... Но все это ненужные костыли! Они только мешают зрителю. Мы не включили в фильм много сцен именно потому, что они слишком все поясняли.
- Вы сами сочиняете сценарии своих фильмов. Они вам легко даются?
- Когда как. "Кукушку", например, сочинил всего за 2 недели. А "Перегон" задумал давно, лет 10 назад, и писал долго, собирая материал. У меня ведь классическое университетское образование, я историк-искусствовед.
Публичный дом во время войны
- Почему вы так и не сняли фильм по знаменитому вашему сценарию "Дом" - о доме терпимости, в котором советские женщины обслуживали американских и английских военных во время второй мировой войны?
- Когда-то мне не дали его снимать, хотя я три раза был в запуске. А потом я вдруг осознал, что так тщательно проработал все в голове, что как бы уже снял его для себя. Сейчас сценарий в руках Алексея Учителя, который, кажется, еще не потерял к нему интерес.
- Вы быстро снимаете?
- Не медленно. Скажем, пилотную серию "Улиц разбитых фонарей" я снял всего за неделю плюс три дня на монтаж. По-моему, я единственный из группы режиссеров, работавших на этом проекте, кто уложился в такие сроки.
"Почему менты не любят эскимо на палочках?"
- Не могу не спросить о знаменитых ваших "национальных особенностях". Будет ли продолжение этого популярного киносериала?
- Кузьмич 40 лет спустя? Мне не интересно возвращаться к тому, что уже сделано. Меня вообще раздражают ремейки. Может, у кого-то есть желание продолжать тему "особенностей", у меня его нет абсолютно.
- А возможность несметно обогатиться не привлекает?
- О чем вы говорите? Об обогащении и речи быть не может. Это обычный наемный труд, гонорар - дальше вы уже не в праве ни во что вмешиваться! Ни прав на ремейк, ни прав на переработку сценария в пьесу у меня нет. Хотя есть идея перенести сюжет "Особенностей..." на сценическую площадку...
- То есть и прав на использование ваших персонажей в рекламе у вас нет?
- Нет. Мне многие говорят, что в Америке я был бы очень богатым человеком. А здесь мне даже процентов за это не платят!.. Наоборот, многие выражения из моих фильмов шагнули в народ. Помню, снимали мы "Кукушку", и ассистент оператора на любую просьбу говорил: "Уже в пути!" Меня это раздражало, пока я не вспомнил, что эта фраза - из моих же "Особенностей национальной охоты в зимний период".
- Говорят, вы и анекдоты придумываете?
- Начиная с "Операции "С Новым годом!" я даже стихи к песням пишу. Не говоря уж о "поговорках" и анекдотах. Ну вот один, написанный для "Улиц разбитых фонарей". В общем, там один спрашивает: "Почему менты не любят эскимо на палочках?" А другой отвечает: "Как почему? Потому что палочки больно выходят!"
Я вообще очень люблю слово, считаю, что в кино оно должно быть сочным и вкусным... Часто балуюсь игрой слов, переиначиваю для себя существующие выражения: "Площадь Восстания" - "пошлость восстания", "гель для душа" - "гей для душа"... Я постоянно нахожусь в процессе выдумывания новых слов. Часть из этого вынашивается мучительно, часть возникает случайно из какой-то оговорки. Помню, однажды во время волнений на футбольном матче на стадионе имени Кирова начальник ГУВД, успокаивая болельщиков, произнес фразу: "Товарищи, я прошу соблюдать порядок и спокойствие на стадионе имени светлой памяти Сергея Мироновича Кирова!" И эта неуклюжая фраза успокоила толпу.
- Ваша "Кукушка" в свое время была продана в США, получила там отличные рецензии, но "российский оскаровский комитет" отказался выдвинуть ее от страны на "Оскара", предпочтя ей провальный "Дом дураков" Андрея Кончаловского. Разумеется, проиграли все.
- Само словосочетание "российский оскаровский комитет" вызывает у меня улыбку. Американцы прямо просили выдвинуть от страны "Кукушку", представители "Сони Классикс" уверяли, что у картины наибольшие шансы войти в номинацию и победить. Но наши "деятели" решили по-другому. Есть ведь дела и есть "деятельность". Я делаю кино, а "деятельностью" не занимаюсь.
- Согласен: это очень обидно.
- Нет, у меня нет на них никакой обиды. Многие фильмы, получившие "Оскара", забываются очень быстро. Хороший фильм - редкое, штучное явление. Наградами его не поддержишь. Можно лишь вызвать временный интерес...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр РОГОЖКИН родился в Ленинграде 3 октября 1949 года. В 1972 году окончил исторический факультет ЛГУ. Учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им. Герцена. Работал художником на Ленинградском телевидении, художником-декоратором на киностудии "Ленфильм". В 1981 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова). Первый полнометражный фильм "Ради нескольких строчек" поставил в 1985 году. В 1989-м снял картину "Караул", ставшую сенсацией российского перестроечного кино. Принимал участие в создании пилотных серий телесериалов "Улицы разбитых фонарей" ("Менты") и "Убойная сила".
5 лучших фильмов Рогожкина: