В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Герман-младший :Я считаю своего отца гением Назад
Алексей Герман-младший :Я считаю своего отца гением
Идея сценария фильма о зарождении футбола в России принадлежала спортивному журналисту Александру Вайнштейну, знающему все как о прошлом, так и о настоящем игры, в античные времена именовавшейся словом "гарпастум". Когда сценарий попал в руки Германа-младшего, он претерпел ряд изменений и превратился скорее в картину о Серебряном веке, сломе эпох и о том, как История незаметно просачивается в повседневную жизнь людей, предоставляя им, впрочем, возможность порезвиться и побегать, по молодости. И еще - о той цене, которую приходится платить, чтобы реализовать свою мечту в России. Главных героев, как и братьев Старостиных, зовут Андрей и Николай. Увлеченные футболом, юноши (Евгений Пронин, Данила Козловский) безуспешно пытаются попасть в команду, в которой играют проживающие в Санкт-Петербурге англичане. Тогда и возникает мечта купить землю под собственный стадион, создать команду и войти с ней в высшую лигу. Но, конечно, не только футбол неотступно влечет к себе молодые здоровые организмы. Один из братьев вступает в странные любовные отношения с сербской актрисой, хозяйкой элитарного салона по имени Аница. В этой небольшой и неожиданной роли снялась Чулпан Хаматова. И стала безусловным эротическим центром картины: из четырех сыгранных ею сцен три - эротические.- Кино - это прежде всего пластика, изобразительная сторона. Изображение для меня первично, - признается режиссер Герман-младший на террасе отеля "Эксцельсиор" сразу же после пресс-показа картины в Венеции. - И интереснее всего пластически, изобразительно совпасть с эпохой, о которой рассказывает фильм. Для меня главный вопрос всегда в контроле над пространством. Кадр должен быть под полным контролем. Все члены съемочной группы понимали, что все в фильме должно быть сделано безупречно - до последнего гвоздика. Только тогда фильм может получиться.

-У вашего отца на "контроль над изображением" и полный перфекционизм уходят долгие годы. А сколько времени у вас ушло на "Гарпастум"?

- Я снял этот фильм месяца за четыре. Месяца за два смонтировал и за три сделал шумовое и речевое озвучание, перезапись и печать копий. Но психологически было тяжело. У меня не было опыта достаточно быстрых съемок такой степени сложности.

- Удивившая всех Чулпан Хаматова смотрела картину (на начало сентября - время показа картины в Венеции. - С.Т.)?

- Нет. Мы очень хотели, чтобы она приехала на премьеру, но Чулпан снимается сейчас в какой-то немецкой картине, с которой ее не могут отпустить. Я считаю, что она права: работа всегда должна быть на первом месте. После премьеры в Венеции два года назад "Последний поезд" пригласили на 60 или 70 фестивалей. Я съездил только на три. Хотя предложения были довольно заманчивые: Австралия, Новая Зеландия, например. Туда было бы просто интересно съездить. Я никогда не видел живых страусов на природе и очень хотел исполнить эту детскую мечту. Но нет: я уже был занят съемками "Гарпастума".

- Новый фильм совсем другой по тональности, чем "Последний поезд".

- Конечно, это ведь два разных фильма. Каждая история требует своего языка. "Последний поезд" рассказывал о последних трех днях в жизни человека. Он был о смерти, об умирании. Поэтому манера рассказа была достаточно экстремальной, бескомпромиссной. А здесь история - о юности, о счастье, поэтому и язык более нежный и мягкий. Хотя одна из главных тем фильма - железная поступь истории. Часто мы думаем, что все в нашей жизни зависит только от нас. Увы, это не так.

- В какой степени влияют на вас фильмы других режиссеров?

- У меня есть пара десятков картин, которые я пересматриваю, чуть ли не каждую неделю. "Семь самураев" Куросавы, "Последний киносеанс" Богдановича, "Андрей Рублев" Тарковского, "Иван Лапшин"... На "Гарпастум" не в последнюю очередь повлияла картина "Однажды в Америке" Серджо Леоне. Конечно, нельзя не признать, что я нахожусь под огромным влиянием картин своего отца. Я считаю его гением. Я не понимаю, как сделан "Иван Лапшин". Обычно я понимаю - как, по какой схеме сделано кино. Как оно было снято. А здесь - не понимаю! Как было достигнуто такое совершенство? Не могу объяснить, как добивались таких художественных результатов Феллини и Бергман. А только то, что не можешь объяснить и проанализировать, и интересно смотреть. В 70-е годы в мировом кино одновременно творили 25-30 гениев. Тогда человек представлял для режиссеров некую загадку, мозаику, слагаемую из тысячи кусочков. Сейчас не очень много гениальных режиссеров снимают кино, а те, кто снимают, как мне кажется, существенно упрощают человека. Но, в принципе, я стараюсь не смотреть много фильмов, не засорять мозг избыточными впечатлениями. Помню, пару лет назад посмотрел перед съемками фильм фон Триера и три дня не мог ничего снять. Все представлял себе, как это можно было снять по-фонтриеровски. Я стараюсь внимательно подходить к тому, что может повлиять на мой стиль. Я ведь по-прежнему нахожусь в поисках. Я представляю, к чему стремлюсь, но пока еще не знаю, как этого достичь. А кино для меня, повторю, это в большей степени "как", чем "что". Когда я буду точно знать, к чему я иду, я буду в состоянии смотреть больше чужих фильмов.











Стас Тыркин
12.11.2005
http://www.peoples.ru

Док. 524610
Перв. публик.: 12.11.05
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 155

  • Герман Алексей (Младший)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``