В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Национальный исследовательский: опыт МИФИ Назад
Национальный исследовательский: опыт МИФИ
В ближайшие четыре года в России планируется создать сеть национальных исследовательских университетов. В числе первых этот статус получил Московский инженерно-физический институт, на базе которого формируется Национальный исследовательский ядерный университет. В его состав войдут 24 учебных заведения (вузы, техникумы и колледжи), расположенные по всей территории России. В декабре правительство должно утвердить программу развития нового вуза.

Отправной точкой проекта можно считать октябрь 2007 года, когда на форуме "Молодые кадры наукоёмких отраслей инновационной России" Сергей Иванов предложил создать на базе Московского инженерно-технического института федеральный ядерный университет. Со временем эта идея трансформировалась и ровно через год указом президента было решено организовать при МИФИ национальный исследовательский университет (одновременно такой же статус получил МИСиС).

Объединить всех!

Создание Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) напрямую связано с развитием атомной отрасли. В ближайшие четыре года предполагается ежегодно закладывать по одному реакторному блоку, с 2012-го - по два, с 2013-го - по три-четыре. К 2050 году количество энергоблоков в России возрастёт почти в два с половиной раза (с 19 до 48), в мире - в пять раз. Кроме того, реализуется ФЦП по атомной безопасности России и рассматривается вопрос о запуске ФЦП "Ядерные технологии нового поколения". Разумеется, без эффективного кадрового обеспечения эти амбициозные программы невыполнимы.

"За последние 15 лет система подготовки кадров для атомной отрасли превратилась в нечто аморфное и далёкое от решения актуальных задач, - заявил проректор МИФИ Эдуард Крючков на конференции по федеральным университетам. - В российской атомной отрасли занято около 300 тысяч специалистов, при этом средний возраст докторов наук превышает 55 лет. Научных сотрудников пенсионного возраста гораздо больше молодёжи. Для решения кадровой проблемы мы решили консолидировать все усилия и создать единый образовательный центр".

Инициаторы проекта признают, что поставлена весьма сложная задача - объединить все профильные учебные заведения страны. В состав университета планируется включить 24 учреждения начального, среднего и высшего образования (в числе которых шесть вузов, 13 колледжей и пять техникумов), расположенных в пяти федеральных округах и девяти закрытых территориальных образованиях. По прогнозам, контингент учащихся университета составит 40 тысяч человек, штат сотрудников - свыше семи тысяч.

Помимо кадрового и научно-инновационного обеспечения ядерной отрасли, Национальный исследовательский ядерный университет будет параллельно решать задачи по повышению конкурентоспособности регионов. Осуществляться это будет, в частности, за счёт подготовки необходимых специалистов. Также в планах нового мегавуза - строительство, модернизация и развитие региональных учебных заведений. Считается, что на уровне регионов предоставление качественного образования в Национальном исследовательском ядерном университете окажет влияние на развитие профессионального образования в целом за счёт использования инновационных образовательных технологий.
Остался месяц

Программа развития Национального исследовательского ядерного университета (на период до 2017 года) в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве и госкорпорации "Росатом", где создана специальная рабочая группа. По указу президента до декабря нужно рассмотреть и утвердить программу развития университета. Замечания к программе есть, признают в МИФИ, над их устранением ведётся активная работа. Например, очень важно проработать вопрос эффективной системы управления структурами университета. Задача сама по себе нетривиальная для такого крупного и территориально распределённого комплекса.

По административному соподчинению предполагается, что в НИЯУ будет головной вуз (МИФИ) и филиалы. Другого варианта существующее законодательство не предусматривает. В вузе надеются, что в рамках рассматриваемого сейчас в Госдуме пакета документов о федеральных университетах будет прописана и деятельность национальных исследовательских, ведь пока не существует даже определения этой категории образовательного учреждения.

Ещё один дискутируемый вопрос связан с реструктуризацией направлений подготовки студентов нового университета. За последние 15 лет во многих вузах, в том числе и МИФИ, открылись кафедры по непрофильным специальностям (юридические, экономические и т.д.). По словам Эдуарда Крючкова, некоторые из них будут закрываться, другие останутся с учётом потребностей регионов. Хотя, как показал предварительный анализ, большого разброса в направлениях подготовки нет. Но "чистить" и реструктурировать, безусловно, придётся.

Образовательная программа нового университета будет строиться по принципу кредитно-модульного обучения (кредит - зачётная единица, которая присваивается студенту за изученный курс). Учащимся из регионов предоставят возможность приезжать на обучение в МИФИ, прослушивать курс и возвращаться в своё учебное заведение. Предполагается, что и студенты московского головного института будут ездить на учёбу в регионы: в некоторых из них расположены мощнейшие научные центры с уникальными приборно-экспериментальными базами, где есть смысл организовывать практику.

"Студенческая мобильность для нас не пустой звук, а ключевой момент, - подчёркивает Эдуард Крючков. - Благодаря этому студенты получат более-менее одинаковый уровень образования. Кроме того, большое внимание будем уделять развитию дистанционного обучения, что опять-таки связано с регионально распределённой структурой университета".
Справка:
Численность работников, занятых в атомной отрасли, составляет примерно 300 тысяч человек. Ежегодная потребность в молодых квалифицированных кадрах всех уровней подготовки - от 9 500 до 10 000 человек, переподготовки - более 10 тысяч человек (с учётом реструктуризации отрасли).

Статус "исследовательского" обязывает университет проводить серьёзные научные исследования прикладного и фундаментального характера. В основном будут развиваться те направления, которые связаны с ядерной отраслью, энергетическим и оружейным комплексами. Будут разрабатываться перспективные технологии атомной энергетики (реакторы на быстрых нейтронах, замкнутый топливный цикл, высокотемпературные реакторы, термоядерный синтез и другие), инновационные технологии (сверхпроводники, медицинская техника, радиофармпрепараты). Наконец, фундаментальные исследования, на базе которых создаются новые типы вооружения, связанные с применением мощных потоков энергии, сверхвысоких частот и т.д.

В МИФИ считают, что расходы на науку в консолидированном бюджете университета должны постоянно расти. В идеале они должны составлять не менее 50-65 процентов. Эта цифра взята не с потолка, а определена исходя из показателей ведущих университетов Европы и Америки. Необходимо на них равняться с учётом того, что перед Национальным исследовательским ядерным университетом поставлена задача к 2015 году войти в группу мировых лидеров научно-образовательного пространства.

"Росатом" поможет

Пока непонятно, как с этими целями, да и со статусом "исследовательского" университета связаны планы по включению в состав НИЯУ учреждений среднего и тем более начального профобразования. Не станет ли такая разноуровневая структура университета сдерживающим фактором в его инновационном развитии?

"Репутационные показатели считаются по высшим учебным заведениям, - говорит Эдуард Крючков. - МИФИ по всем показателям соответствует требованиям университетского образования, а в некоторых случаях и превосходит их. Средние и начальные учреждения в этом смысле не рассматриваются. А то, что с ними надо работать, - не вызывает никаких сомнений. Потребность в специалистах со среднеспециальным образованием очень велика, просто нужно повышать уровень их подготовки".

Продумывается масштабная программа профессиональной переподготовки преподавателей. Их уровень сильно отличается в разных учебных заведениях. Поэтому на первоначальном этапе работы важно подтянуть отстающих, чтобы это не сказывалось на качестве образования. Кроме того, планируется привлечь из-за границы большое количество высококлассных учёных и специалистов, готовых участвовать в образовательном процессе НИЯУ.
Сроки выполнения программы развития НИЯУ:
1. Создание университета (2008-2010 годы).
2. Завоевание университетом лидирующих позиций в российском и укрепление позиций в мировом научно-образовательном пространстве (2011-2012 годы).
3. Завоевание университетом позиций в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве (2013-2015 годы).
4. Закрепление позиций в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве (2016-2017 годы).

Вывести Национальный исследовательский ядерный университет на уровень мировых лидеров удастся во многом за счёт дополнительного финансирования, но пока этот важнейший вопрос остаётся открытым - неизвестно, сколько будет выделено средств из федерального бюджета и бюджета "Росатома".

Несмотря на амбициозные задачи, в МИФИ уверены, что программу развития НИЯУ удастся реализовать. "Для этого у нас имеются конкурентные преимущества, - говорит Эдуард Крючков. - Активно развивается ГК Росатом (значительная часть энергетического комплекса России). Существует гарантированный заказ отрасли на подготовку кадров (на эти цели госкорпорация планирует выделить весомую часть своих внебюджетных средств). Кроме того, существует масштабный запрос на экспорт образовательных услуг со стороны дальнего и ближнего зарубежья. Выступая в конце сентября на Генеральной ассамблее МАГАТЭ, руководитель Росатома Сергей Кириенко упомянул, что создаётся атомный университет и пригласил представителей всех стран МАГАТЭ, которые развивают атомную энергетику (а это 149 стран), присылать своих специалистов на обучение. Так что мы оптимистично настроены".

Проблема в том, что при всей мощной поддержке в лице госкорпорации нет гарантии, что создаваемый университет будет эффективно работать. В России пока нет опыта управления такими сложными сетевыми структурами, а НИЯУ - структура суперсложная. Тем не менее опыт постепенно будет накапливаться, так как в развитии российской системы образования всё явственнее прослеживается тенденция по объединению учебных заведений - причём не только по распоряжению правительства, но и по инициативе снизу.

Марина Муравьёва,

STRF.ru

Док. 524625
Перв. публик.: 07.11.08
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 22

  • Кириенко Сергей Владиленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``