В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Лунгин: Россия для Запада больше не экзотика Назад
Павел Лунгин: Россия для Запада больше не экзотика
- Павел Семенович, сейчас вы экранизируете "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя. Это - первое ваше обращение к классике. До сих пор вы были чуть ли не единственным режиссером в нашей стране, кто пытался передавать в кино действительность, современность. Почему вы отказались от этого?

- Да, действительно, до сих пор все мои фильмы "пережевывали" современность, мне было интересно играть с коллективным бессознательным. И тем не менее я всегда себя спрашивал: ну почему бы не взять какое-нибудь первоклассное классическое произведение и не перенести его на экран? Но, признаться, я всегда этого боялся, мне казалось, что хорошая литература никогда не могла найти достойного воплощения на киноэкране, и у меня это тоже не получится. С другой стороны, зато какое удовольствие можно получить от прикосновения к классике! И я все-таки не смог отказать себе в этом удовольствии! И когда мне предложили экранизировать "Мертвые души", я сразу загорелся. Подумал: а как это можно сделать?

- И что, придумали, как по-новому перенести на экран Гоголя?

- Честно говоря, глупо было бы говорить, что я любил "Мертвые души". Нет! Читал - да, но не то чтобы был в восторге. Ведь в "Мертвых душах" есть какая-то ужасная "ловушка": там, где по всем канонам должно быть смешно, все-таки не до смеха! К тому же там испытываешь другого рода наслаждение: от того, как слова составлены в предложения. Я подумал, а как же все это может быть на экране? Вот приезжает к кому-то Чичиков и говорит про эти "души", честно за них расплачивается и уезжает. Формализм какой-то! И вдруг мне пришла в голову идея сделать кино в форме расследования дела о мертвых душах. И собрать в это кино всех персонажей Гоголя, всунуть туда и Хлестакова, и Городничего, и Вия, и много кого еще. Чтобы получилась картина гоголевской России, в которой как бы наверху - воровская причудливая власть (которую мы имели и сто лет назад, и десять, и сейчас имеем), посередине - все эти Хлестаковы, Акакии Акакиевичи и прочие, а внизу - "мертвые души" и Вии. По-моему об этом всегда мечтал сам Гоголь. Я его мечту воплощу!

- Ваш новый проект наверняка обойдется недешево. Когда вы снимали "Олигарха", говорили, что с олигархов денег на кино не берете. Ситуация не изменилась? И, кстати, чем же вам так не угодили олигархи? Они вам сами денег не предлагают или вы из морально-этических соображений отказываетесь?

- Есть люди, которые умеют просить деньги и которые не умеют. Я - как никогда не умел, так по-прежнему и не умею. И, к чести самих олигархов, надо сказать, что они не выстраиваются передо мной в очередь с криками: "Бери у меня! Бери у меня!" Кто мне предлагает, с тем и работаю. Вы же наверняка знаете, что большинство своих картин я сделал на европейские деньги, точнее на французские. В России до сих пор находить деньги на кино очень сложно. "Дело о мертвых душах" - только вторая моя картина, помимо "Олигарха", которая снимается при поддержке российских независимых продюсерских кинокомпаний. С другой стороны - мне всегда хотелось быть свободным, поэтому я и не искал "олигархических" денег. И дело не в том, что я считаю их воплощением зла. Напротив, олигархи - это какое-то удивительное явление, в котором много чего намешано. Их можно и судить, и разбирать, и понимать, не понимать, и анатомически препарировать... но, денег, на мой взгляд, лучше у них не брать.

- Многие до сих пор не могут простить, что вы сняли картину "Олигарх" про Березовского. Вам не надоели эти упреки?

- Знаете, всеобщий интерес к Березовскому вполне объясним и понятен. Ведь это интерес к личности дьявола. Который сложно искоренить. Но, мне кажется, герой Владимира Машкова - это в самой меньшей степени Березовский. Платон - образ собирательный. И хотелось бы мне посмотреть на человека, который мог бы похвастаться тем, что знает характер Березовского! Я лично совершенно его не знаю. В моем олигархе в результате оказалось больше от меня, чем от Березовского. Но люди все равно хотели и хотят смотреть про Березовского. Кто же им в этом откажет? Кто ищет, тот всегда найдет!

- Странная вещь: слова "олигарх", по-моему, нет ни в одном другом языке мира

- По-моему, тоже. У нас оно появилось с легкой руки Владимира Ильича Ленина. Он любил в своих статьях писать про латифундистов и олигархов. Если же вернуться к этимологии этого слова, к его истокам, то можно вспомнить, что олигархи появились в Древней Греции. То были люди, которые соединяли владения оливковыми плантациями. Олигарх возник от слова "олия" - оливковое масло. А так как в бедной нищей Греции кроме оливкового масла ничего, собственно, больше не было, то олигархи "взяли за горло" Афины. И что хотели, то там и творили. Сегодняшние олигархи - это люди, которые не будучи официально у власти, силой денег и, видимо, ума меняют не только свою жизнь, но и жизнь государства и своих сограждан.

- Кстати, о государстве. Вы, как человек, постоянно проживающий во Франции, снимающий фильмы на европейские деньги и побеждающий на европейских киносмотрах, можете ответить на вопрос: какая Россия сегодня актуальна на Западе, какую Россию хотят видеть там?

- Никакую. Мне никто не верит, когда я это утверждаю, но времена России прошли. Она была актуальна во времена моего "Такси-блюза" (год создания - 1990-й. - "НИ"). Сегодня Россия уже не экзотика, к ней равнодушны - никто особенно ею не интересуется, но никто и не пренебрегает. То же самое можно сказать и про кино. Если проблемы, которые затрагивает наше кино, соотносятся с общечеловеческими проблемами, тогда они вызывают интерес. Вот любопытное, на мой взгляд, сравнение. Как вы знаете, индустрия путешествий сейчас приобрела безумный характер. Причем не только в России, но и во всем мире. И если фильм дает возможность путешествовать не только по странам и континентам, но и, например, в голову других людей, в их жизнь, то такое путешествие люди покупают. Например, мой фильм "Свадьба". В России этот фильм восприняли как очернительский по отношению непосредственно к самой стране, а на Западе "Свадьба" была воспринята как слишком оптимистичная и святочная картина. Там ждали меньшего веселья, меньшего счастья, большей нищеты. Тем не менее нашлись люди - и там, и здесь, которые этот фильм полюбили, почувствовав в нем просто человеческое содержание. Я в определенный момент для себя твердо решил: мне не важно, как я показываю Россию, меня интересуют прежде всего человеческие истории. Мне кажется, что в кино необходимо рассказывать историю, а не выискивать проблему. А когда рассказываешь историю, тогда приходит и проблема.

Мария Дубова
04.01.2005
http://www.peoples.ru

viperson.ru

Док. 524909
Перв. публик.: 04.01.05
Последн. ред.: 16.04.12
Число обращений: 156

  • Березовский Борис Абрамович
  • Лунгин Павел Семенович
  • Машков Владимир Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``