20 ноября актеру исполняется 80 лет. Накануне юбилея Алексей Владимирович рассказал Андрею ВЕЛИГЖАНИНУ, почему больше не берется за работу в кино, как рисковал жизнью на съемках знаменитой картины "Три толстяка" и что может растрогать его до слез.
Актер собирается отметить юбилей в путешествии вместе с дочерью. Мария Баталова страдает от церебрального паралича, и поездки с семьей для нее настоящая отдушина.
- Вот уже много лет мы с дочкой празднуем мой день рождения в Европе, - рассказал "ТН" Баталов. - Бываем в музеях, театрах, на выставках, сидим в кофейнях... Мы с Машей трижды побывали в Париже, ездили в Прагу, Хельсинки, Копенгаген, на Мальту... Я счастлив, что могу показать дочке мир. Каждый раз она радуется как ребенок.
- Я так благодарна отцу за наши поездки! - признается Мария Баталова. - В Европе во всех музеях есть лифты и просторные нужники. Маме силой приходилось уводить меня с Эйфелевой башни, из Дрезденской галереи, Лувра, музея Орсе, из Сан-Суси в Потсдаме... Помню, мороз сильный, снегу по пояс - но я уговорила родителей завернуть в деревушку, где Александр II возвел церковь. А в Дании заманила в Эльсинор. Да, я видела все эти узкие каменные лестницы, по которым ходил Гамлет...
Сниматься в сериалах - это как расписывать стену
В кино Баталов больше не снимается. Не так давно он мелькнул в фильме "Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя". Но, вспоминая об этом, отшучивается:
- Разве это роль? Пришел, прочитал стихотворение... Предложения еще поступают. Но сериалы меня не интересуют: сниматься в них - все равно что расписывать стену, которой нет конца... Слава Богу, есть работа во ВГИКе, она занимает меня с утра до вечера.
Баталов преподает во ВГИКе уже треть века. На лекциях старается передать студентам все те знания, которые получил во МХАТе. В своей книге "Судьба и ремесло" актер писал: "Я впервые вышел на сцену с подносиком (это произошло во время войны, когда Баталов жил с матерью в эвакуации в Бугульме. - Прим. "ТН"). Я не обольщался ни судьбой актерской, ни аплодисментами. Что я буду в театре - не сомневался никогда. И что во МХАТе - тоже".
Родителями Алексея были актеры МХАТа Нина Ольшевская и Владимир Баталов. Семья жила в маленькой комнатке при театре, мальчику нравилось бродить среди декораций, разглядывать устройство сцены, общаться с обитателями МХАТа... Когда Алексею было пять лет, его родители расстались, мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова, но с прежним мужем сохранила дружеские отношения, и Владимир Баталов часто приходил в гости, в новую квартиру Ольшевской на Большой Ордынке.
- Вся моя юность прошла в Замоскворечье, - вспоминает Алексей Владимирович. - Это был особенный район. Учился я в школе, которая располагалась напротив Третьяковской галереи, в старом особняке, принадлежавшем какому-то купцу. Вокруг было много домов с островками зелени, уютными двориками, где я любил проводить время, играл в прятки с друзьями... Теперь я живу на улице Серафимовича, недалеко от места, где вырос. Замоскворечье сильно изменилось: много народу, машин, и Ордынка больше не тихая улочка. Но в свободное время, если позволяет погода, я люблю пройтись по ней, полюбоваться на знакомые места. Бывает, прохожие узнают, здороваются.
Я нарисовал Ленинград, хотя ни разу там не был
В квартиру на Большой Ордынке на чай с баранками заглядывали Михаил Булгаков, Михаил Зощенко, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова...
- Анна Андреевна появилась в нашем доме, когда мне было лет семь, - рассказывает Баталов. - Первую встречу я хорошо запомнил, потому что тогда тяжело болел скарлатиной и меня переложили на другой диван. А она ночевала в моей небольшой шестиметровой комнатке...
В своей книге актер так вспоминал об Ахматовой: "Ее прическа с длинной аккуратной челкой, какие-то особенно просторные длинные платья, позволявшие легко располагаться на диване, огромный платок, медленные движения, тихий голос - все было совершенно ленинградское, и, так как тогда я еще не имел никакого представления о том, что скрывается за этим словом "Ленинград", я представлял себе Ленинград в виде каких-то улиц и мостов, заполненных множеством таких дам. Помню даже рисунок, имевший большой успех у взрослых, на котором примерно так и был мною изображен Ленинград. Ахматова едет на трамвае под номером "А", рядом она же идет по улице, и она же в платке смотрит в окно. Мужчины были представлены только в костюмных ролях: дворник, милиционер и, кажется, извозчик, - а на мосту опять Ахматова..."
Анну Андреевну Алексей нарисовал еще раз - в 1952 году. Баталов тогда потерял интерес к живописи и решил бросить кисти. Узнав об этом, Ахматова сказала:
- Жаль. Я хотела предложить вам попробовать сделать мой портрет...
д "Я остолбенел от неожиданности и головокружительной крутизны поворота всех моих намерений, рассуждений, жалоб, - писал Баталов. - Кроме Анны Андреевны и меня, в квартире никого не было. Она сидела на своем обычном месте, в углу дивана, я стоял посреди комнаты, там, где меня застали ее слова.
- Мне кажется, - продолжала после мертвой паузы Ахматова, - вам удаются лица.
С той поры я больше никогда не писал портреты. Но время, когда я выполнял этот заказ, те дни и часы, когда по утрам в тихой прибранной комнате напротив меня сидела Ахматова, были до краев наполнены творчеством и остались в душе как самая высокая награда за все мои старания и стремления проникнуть в тайны изобразительных искусств".
С Ахматовой у Баталова связано множество воспоминаний. В том числе и то, что она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар - чтобы он купил себе одежду. А он приобрел... подержанный "москвич". И назвал его Аннушкой.
Влюбился нечаянно и смертельно
Первой супругой Алексея была подруга детства, соседка по даче Ирочка Ротова. Спустя много лет она рассказала, как влюбилась в него:
- Вдруг калитка нашей дачи открылась, и на участок верхом на настоящей белой лошади въехал красивый мальчик. Он молча объехал дачу и так же молча скрылся вдали. Петька Петров заорал: "Я знаю этого воображалу! Это Лешка Баталов". Я была сражена наповал. И хотя потом выяснилось, что белая лошадь - старая водовозная кляча, притом слепая, но сидел-то на ней Алеша, как принц на арабском скакуне.
Они встретились снова после войны, стали мужем и женой, родилась дочка Надя. Но Алексей часто уезжал в командировки и, оказавшись в Ленинграде, на съемках "Дела Румянцева", как писала журналистка Наталья Радько, "нечаянно и смертельно влюбился в цыганскую танцовщицу из цирка, приехавшего в Ленинград на гастроли".
Девятнадцатилетняя Гитана была цирковой наездницей, танцовщицей на лошади, работала в одной программе с Юрием Никулиным. Баталов был сражен ее красотой и стал единственным мужчиной в ее жизни. Пять лет они встречались урывками. Решение приняла... жена Баталова. Ирина объявила его родителям, что уходит. Анна Ахматова тогда нашла для нее слова утешения: "Не огорчайся. Я уважаю женщин, которые первыми уходят от мужей".
Так в жизни Баталова началась новая глава, он наконец-то смог жениться на Гитане. Когда актеру исполнилось 40, а Гитане 28, родилась их дочь Мария.
"В день рождения дочери навсегда закончилась карьера Гитаны Аркадьевны Леонтенко-Баталовой, - писала Наталья Радько. - Алексей Владимирович, один из самых востребованных актеров, стал принимать лишь такие предложения, от которых невозможно было отказаться".
Обоим супругам пришлось снова доказывать свое право на счастье и отвоевывать малышку у церебрального паралича.
Целый год учился ходить по канату
К этому времени Баталов сыграл в фильмах "Летят журавли", "Дама с собачкой", а также как режиссер снял ленту "Шинель" с Роланом Быковым. Но, несмотря на известность, за роль в картине "Девять дней одного года" Баталову пришлось бороться. Поначалу режиссер Михаил Ромм не видел Баталова главным героем, физиком-ядерщиком. К тому же актер тогда был болен и лечился в крымской глазной клинике. Но сценарист Даниил Храбровицкий отыскал Баталова и отправил ему сценарий. Алексей на старенькой машине рванул из Симферополя в Москву. Через сутки с красными от недосыпа глазами он ворвался на "Мосфильм": "Я хочу сниматься в этом фильме!" Ромм не смог ему отказать.
В 1966 году Баталов снял картину "Три толстяка", в которой сыграл циркового гимнаста Тибула.
- Мне дорог этот фильм, и даже не потому, что его хотели запретить - кремлевские "жители" усмотрели в нем пародию на себя, - признался "ТН" Баталов. - На съемках мне пришлось рисковать жизнью. Я ходил по канату без страховки. Целый год каждое утро вставал на этот канат и тренировался!
Баталов научился этому по необходимости: профессиональный канатоходец не был похож на Тибула, а без этой сцены в фильме не обойтись. Алексей Владимирович и раньше пробовал осваивать профессии своих героев.
- Для роли клепальщика Журбина в фильме "Большая семья" я приобрел необходимые навыки, - вспоминает актер. - Мои заклепки плавают где-то по морям на одном из танкеров. Перед "Делом Румянцева" я получил права водителя и освоил МАЗ: я понимал, что его баранку не покрутишь как бутафорскую, знал на ощупь, где лежат инструменты, умел заменить колесо весом под сто килограммов.
Отказался играть Ленина
В 1960-е годы Алексея Баталова пригласили работать на радио. Его голосом заговорили персонажи радиоспектаклей "Казаки", "Белые ночи", "Герой нашего времени".
- Судьба распорядилась так, что без малого два года был я отделен от театра и от киностудий, от общения с живыми актерами, - говорил Алексей Владимирович. - Именно тогда мой наушник, а потом тихо звучащий транзистор неназойливо и очень терпеливо повели меня в радиомир, подаривший мне множество светлых минут и добрых раздумий...
Читал Баталов, как играл в кино - самозабвенно, эмоционально. И однажды ему предложили прочитать по радио "Малую Землю" Леонида Брежнева. Актер не смог пойти на сделку с совестью. Удивительно, но этот дерзкий поступок сошел ему с рук. А в 1964 году Баталов отказался играть Ленина в фильме "На одной планете".
- В Ленинграде, где планировались съемки, из-за меня погорели несколько партийцев - их сняли с должностей, - рассказывает актер. - Какой был скандал! Меня спасли режиссер Иосиф Хейфиц и писатель Юрий Герман. На худсовете они сказали, что Баталов отказался играть вождя мирового пролетариата из-за того, что на Ильича совсем не похож. Дескать, я - худой и длинный, а Ленин был человеком среднего роста, плотного телосложения. Худсовет потребовал кандидатуру на замену. Под горячую руку попал Кешка Смоктуновский, который и сыграл Ильича. По-человечески мне, конечно, было жалко тех, кого сняли с работы, но и переступить через себя я тоже не мог: меня окружали люди, которые пережили сталинские репрессии. Слишком много горя я видел в упор. Маминых родителей тоже не миновала печальная участь - они были репрессированы, потому что бабушка моей матери - потомственная дворянка Норбекова.
Вместе мы все выдержим!
Любовь Алексея и Гитаны Баталовых помогла их дочери найти себя в жизни, получить профессию.
- Если бы не мама, мое образование было бы три класса, - признается Мария Баталова. - Она настояла, чтобы я училась по всей программе средней школы и стала студенткой ВГИКа.
Сейчас Мария Баталова пишет сценарии для некоммерческих фильмов. На V фестивале "Московская премьера" картина Михаила Богина "Дом на Английской набережной", снятая по сценарию Марии, получила специальный приз.
- То, что Мария пишет сценарии, - это чудо! - говорит отец. - Я очень рад за нее, ей-богу. И когда на "Московской премьере" Эльдар Рязанов вручил ей приз, я едва удержался от слез. Машка - единственное, что меня держит в жизни. Я должен помогать ей всеми силами. Дочь прочитала гораздо больше, чем я. Она учит французский язык, я купил ей специальную клавиатуру для компьютера, чтобы она могла писать, общаться с людьми.
- Из-за дочки мне пришлось оставить работу в цирке, - рассказала "ТН" Гитана Баталова. - Но я не считаю себя несчастной. Машка очень талантливый человек, и те, кто с ней близко знаком, высоко ценят ее способности. Доченька любит поэзию. Она такой интересный человек! Живет с нами - как по-другому? Правда, очень старается встать на ноги, с поддержкой занимается на спортивной дорожке, но сама ходить не может. Алеша очень любит Машеньку. Главное, чтобы все были живы и здоровы. А вместе мы все выдержим!
Андрей ВЕЛИГЖАНИН
http://teleweek.ru/
Док. 526192 Перв. публик.: 19.11.08 Последн. ред.: 26.11.08 Число обращений: 21
Баталов Алексей Владимирович
|