В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Корнелюк: по ночам Достоевский показывал мне язык Назад
Игорь Корнелюк: по ночам Достоевский показывал мне язык
Двадцать лет назад зрители впервые увидели композитора Игоря Корнелюка в телепередаче "Музыкальный ринг". Тогда же - в 26 лет - началась его сольная карьера.

Жизнь по ленинским местам

Дача композитора находится в 35 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Здесь - самое узкое место на Карельском перешейке. Слева от дома - берег Финского залива, справа в 150 м - озеро Разлив, где в 1917 году скрывался Владимир Ленин.

- Имя вождя пролетариата пересекается с моей жизнью уже не в первый раз, - смеется Игорь. - В городе я живу на улице Ленина, в том самом доме, где когда-то жил и он. Только наша квартира на втором этаже, а Владимира Ильича - на третьем. В ней теперь устроен музей. Года три назад в апреле мне позвонили с телевидения и попросили подняться в ленинскую квартиру, мол, там съемка идет, а поздравить с днем рождения Ленина некому. Так я удосужился там побывать. Даже поиграл на пианино, за которым, наверное, сиживал Ильич. Если и дальше придется жить по ленинским местам, то закончу я, видимо, земной путь в Симбирске, где он когда-то родился

Посмотрите, какая у нас здесь красота кругом! Сосны, ели красивые, воздух свежий. Впервые я здесь оказался лет двадцать назад и сразу же буквально заболел идеей построить тут дачу. Но осуществить свою мечту смог только в прошлом году. Вообще люблю северную природу.

С помощью дистанционного пульта Игорь открывает ворота на участок. Войдя во двор, мы тут же забываем, что находимся под Северной столицей. Ощущение, что это маленькая Швейцария: аккуратно подстриженные газоны, чистые дорожки и керамические статуэтки: гномы, черепахи, собаки, кошки Игрушечным кажется и дом, построенный в европейском стиле.

- Дизайн дома продумывала моя жена Марина, - рассказывает, идя по дорожке к дому, Игорь. - Мы вместе уже двадцать шесть лет! Познакомились, когда учились еще в музыкальном училище. В последние годы Марина работает моим директором. И надо сказать, что у меня это первый директор, который не ворует. (Смеется.) Марина быстро осваивается в новом деле. Например, когда строили дом, она досконально изучила весь технологический процесс. Было интересно наблюдать, как она приезжает на стройку и кричит на рабочих: "Нет, что вы делаете?! Арматуру нужно класть на пятнадцать, и не такая сцепка должна быть!" Потрясающе!


Мне обещали памятник из золота

- Знаете, я сознательно перестал участвовать в большом проекте, который называется отечественным шоу-бизнесом. Мне это неинтересно! Есть такие люди, которые ходят из одного ток-шоу в другое, лишь бы засветиться на телевидении. Зрители могут не знать, что этот человек в жизни сделал. Зато его лицо хорошо пропиарено. Так жить я не хочу! Для меня сейчас гораздо интереснее работать в кино или писать музыку к спектаклям. А еще моя мечта - написать оперу. Песня как жанр стала для меня узка. Моя публика со мной, и я не боюсь, что буду забыт или что мои произведения не дойдут до людей. Я не ожидал, что зритель так полюбит песню "Город, которого нет", написанную для сериала "Бандитский Петербург". До сих пор получаю тысячи писем с благодарностью. Однажды пришло письмо из Израиля: "За эту песню я поставила бы вам памятник из чистого золота в натуральную величину". Я ответил, мол, конечно, спасибо, но мне такой памятник не нужен, а если вам некуда девать деньги, то пришлите их мне. Обещаю вам, что потрачу их на музыку, на творчество. Ответа так и не получил. (Смеется.)

Гордость Игоря - это звукозаписывающая студия, которую он оборудовал в подвале дома. Несколько компьютеров, мониторов, синтезаторы, микрофоны - все это он собирал годами. "Тогда многие скупали недвижимость, а я - музыкальную технику", - смеется Корнелюк. Теперь его студии завидуют многие. Здесь композитор усаживает нас в кресла и ставит недавно написанную музыку к кинофильмам.

- Сейчас уже закончил работу над фильмом "Мика и Альфред" по роману Владимира Кунина, - говорит Игорь. - Одну из главных ролей в нем играет Майкл Йорк. И работаю над фильмом Владимира Бортко "Тарас Бульба". Это было непросто. Я долго не мог найти для "Тараса" главную тему. Хотелось чего-то героического, без примеси иронии, сарказма и стеба. Судить не мне, а зрителю, но, по-моему, получилось то, что нужно. Вообще писать музыку для кино трудно. Помню, как работал над сериалом "Идиот". Мне хотелось, чтобы в простой мелодии отражался образ князя Мышкина - один из самых сложных, как мне кажется, образов в мировой литературе. Мучился, чувствовал себя землекопом, который копает лопатой Ленинградский метрополитен. Каждую ночь мне снился Федор Достоевский, который насмехался надо мной, показывал язык. И когда уже отчаялся и хотел отказаться от проекта, ко мне пришли первые четыре ноты. Тогда я сел за компьютер и написал музыку. Этой же ночью ко мне снова явился Федор Михайлович и сказал: "Смотри-ка, справился!" Ну, если уж сам писатель одобрил, значит, действительно, что-то получилось


"Обмен вещей" в организме

Первым хитом в исполнении Игоря Корнелюка стала песня "Билет на балет", которая в 1988 году вышла в финал телевизионного конкурса "Песня года". Затем были "Дожди", "Возвращайся", "Мало ли", "Дым". Исполняя их, Игорь впечатляюще подпрыгивал.

- Сейчас, конечно, прыгать так не могу, - признается Корнелюк. - Ну, на два метра, может, и прыгну, но не больше. (Смеется.) А все это происходило от излишней эмоциональности. Сердце горячее, голова кучерявая Со спортом я сегодня дружу только как зритель, да еще в бассейне по утрам плаваю. А раньше сам в теннис играл. Перестал, потому что времени не хватало. Было весело, когда я вел передачу "Папа, мама, я - спортивная семья". Такой толстенький, вовсе не спортивный человек, ведет спортивную программу. (Смеется.) Знаете, я ведь ем мало, но все равно вес сбросить не могу, такой уж "обмен вещей" в организме. Хотя в юности я был таким худым, что напоминал суповой набор. Очки весили больше, чем я сам, а в кармане нужно было держать мелочь, чтобы ветром не унесло. Поправляться я начал, когда мне исполнилось 25 лет. Помню, стою перед зеркалом в концертном зале "Россия" в Москве и спрашиваю: я что, толстым стал? Мне отвечают, мол, да, покрупнел. С этого момента и начал толстеть.


Отрабатываю за молодость

- Сегодня для меня главное - работа. Я люблю работать. Но стараюсь не делать это по ночам. Только если срочно что-то сдавать нужно. Ночью ухо человеческое спит. Ведь оно - единственный орган, который не поддается воле. Мы, даже если устали, можем заставить себя видеть. Но не можем заставить себя слышать! По молодости у меня были ночные работы. Приходил в Дом радио и начинал писать. Играю, кайфую - как здорово у меня получается! А утром, когда ухо просыпалось, прослушивал все с ужасом. Понимая, что играл кошмарно. Вот тогда знающие люди и объяснили мне, в чем дело.

Я никому не завидую. Вижу, что сегодня в шоу-бизнесе есть люди гораздо успешнее меня, но не хотел бы поменяться с ними местами. Я делаю то, что хочу. Петр Чайковский говорил: вдохновение - это штука, которая не любит посещать ленивых. Это по молодости многое дается легко. Тебе как бы свыше дают понять, что ты талантлив. А потом это нужно отрабатывать. В молодости ты увидел симпатичную девушку с красивыми ножками - и у тебя уже вдохновение, ты уже пишешь. А сейчас ты можешь на нее пялиться часами - и ничего не происходит. Нужно садиться за инструмент и работать, искать ноты, между которыми пробежит искра! Я каждый день спускаюсь в свою студию в надежде, что когда-нибудь мне удастся сделать что-то такое, что останется после меня.


Олег ПЕРАНОВ

http://teleweek.ru/

Док. 526210
Перв. публик.: 12.11.08
Последн. ред.: 26.11.08
Число обращений: 21

  • Корнелюк Игорь Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``