В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО.. Назад
ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО..
Все-таки журналистика - замечательное занятие. Могла ли я представить себе лет 15 назад, что буду пить кофе и беседовать с человеком, при упоминании имени которого миллионы людей в нашей стране вспоминают "Электроника" и "Гостью из будущего", с автором десятков хитов, с человеком, выпустившим кассету "Антология детского шлягера". Одним словом - я побывала в гостях у композитора Евгения Павловича Крылатова. Он рассказывал мне о том, что его часто путают с экс-мэром Москвы Гавриилом Поповым и режиссером Юрием Любимовым. Но, по-моему, больше всего он похож на голливудского режиссера Алана Паркера - седая шевелюра, добрые глаза, взгляд человека, знающего свое дело.

Евгений Павлович, Вы очень удивились, когда к Вам с просьбой дать интервью обратились из журнала "Мягкое Золото России"?

-Не очень. Ведь ко мне часто обращаются с подобными просьбами. Конечно, у Вашего издания особая аудитория, но я догадываюсь, что Вы не будете спрашивать у меня совета, как правильно покупать меха.

А Вам приходилось иметь дело с мехами?

-Только на уровне покупки шапки. Не знаю, к сожалению или нет, но я не принадлежу к касте очень богатых людей. И не могу баловать свою жену норковыми шубами. Правда, помню, когда мы с супругой были совсем молодыми и только поженились, я купил ей прекрасную колонковую шубу. Точнее, мы купили эту шубу вместе с ее братом. Шуба была действительно замечательная, роскошный мех.

Какой это был год? Сейчас уж и не встретишь колонковых шуб.

-О, это было так давно! Мы были студентами: я - консерватории, она - юридического факультета.

Сейчас в гардеробе Вашей супруги есть шуба?

-Да, есть какая-то шубка из недорогого меха. Признаться, даже не знаю из какого. Я должен вам сказать: в нашей семье нет культа вещей, мы не делим одежду на престижную и не престижную. Вообще, у меня к одежде утилитарный подход. Поскольку мы живем в стране, где зимой очень холодно, то меха нам нужны, прежде всего, как защита от мороза. Это не значит, что шуба обязательно должна быть из меха леопарда.

Евгений Павлович, как Вы относитесь к GREENPEACE и их идее, что убивать животных негуманно?



-Я очень люблю животных, у нас дома всегда была какая-то живность. Но считаю, что негуманно любить зверей больше, чем людей, особенно детей. Подчас акции "зеленых" в защиту братьев наших меньших выглядят чересчур слезливыми, в то время, когда вокруг погибают люди. Могу согласиться с тем, что убивать животных ради пижонства, например, ради того, чтобы получить какой-нибудь редкий вид меха - негуманно. Но еще раз повторю, мы живем в северной стране - без меха нам не обойтись. Другое дело, что содержать зверей нужно в нормальных условиях и не издеваться над ними.

Насколько серьезно Вы относитесь к своему гардеробу?

-Каждый человек - продукт своего времени. В те годы, когда шло мое становление, формирование, во-первых, сложно было вообще купить хорошую вещь. Во-вторых, меня всегда, главным образом, занимали творческие вопросы и идеи, а не проблема- что одеть. Наверное, поэтому к одежде отношусь спокойно-равнодушно. Кстати, считаю это своим недостатком. Человек должен следить за модными тенденциями, должен разбираться в торговых марках, знать, кто такой Valentino. Но вот мне почему-то жаль на это своего времени, своих сил, хотя стильно одетые мужчины нравятся. Но в моей жизни этого не было. Для меня вообще самый тяжелый процесс: идти в магазин и покупать себе что-нибудь из одежды.

Жена Вам не помогает в этом процессе?

-По-разному: иногда помогает, иногда я делаю это один. Так было, например, когда я шил костюм для своего творческого вечера. Впрочем, признаюсь, в молодости я был пижонистым малым и любил хорошие костюмы.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в семье Ваших родителей тоже не было излишне трепетного отношения к одежде?



-Совершенно верно. Я родом с Урала, из Перми. Родители - простые люди. Мама выросла в деревне, очень рано совсем девочкой пошла работать на завод. Отец тоже работал на заводе. Их уже давно нет в живых. Все самое лучшее во мне от мамы. Она
была верующим человеком, добрым, душевным. Знала много народных песен, шуток, прибауток. А папа будучи юношей купил скрипку и брал уроки игры на ней. Еще он самостоятельно научился играть на рояле. Отсюда, я думаю, моя любовь к классической музыке. Во время войны, мы, как и все, жили бедно, но в доме у нас всегда был рояль. Папа покупал пластинки и ноты. Вот в такой атмосфере я вырос.

Когда пришло время решать, чем заниматься в жизни, Вы точно знали, что будете композитором?

- Да, ведь я всегда был связан с музыкой. В детстве учился в музыкальной школе, потом в музучилище. Я очень рано на
чал сочинять музыку. Для себя я решил, что буду учиться только в Москве. Мама была против, в детстве я часто болел
(что-то с легкими), и она мечтала, чтобы я стал агрономом: "Ходил бы на свежем воздухе."

Вы легко поступили в консерваторию?

- Легко. Дело в том, что, когда я учился на 4-м курсе Пермского музыкального училища, меня и еще одного моего друга
послали в Москву на конкурс студентов, пишущих музыку. По итогам конкурса отобрали четверых, среди них оказались
и мы с другом. Нас рекомендовали для поступления в консерваторию. Уже позже, когда я вернулся в Пермь, мне прислали рекомендацию от заведующего кафедрой известного композитора Ю. Шапорина. И вот представьте, я приезжаю
поступать в консерваторию, а у меня на руках их же рекомендация. Правда, там получилась любопытная ситуация. Мы все четверо рекомендованных завалили один предмет. Это была гармония, которую у нас в Перми вообще не преподавали. Естественно, получив двойки, мы пошли к директору консерватории (в то время им был выдающийся музыкант Александр Васильевич Свешников) забирать документы. Александр Васильевич сказал: "Ни в коем случае, сдавайте экзамены дальше". А чтобы мы не лишились денег, ведь даже если бы нас приняли с двойками, стипендий бы мы не получали, экзамен разрешили пересдать. И какой-то преподаватель, закрыв глаза, поставил нам "хорошо". Я считаю, это была очень мудрая политика. Свешников понимал: молодые люди приехали из глубинки, они талантливы, а если что-то не знают, то доберут во время учебы. У нас был очень сильный курс. Вместе со мной учились Альфред Шнитке, Алемдар Караманов (кстати, брат моей жены). Его не очень хорошо знают в России, но на Западе любят и часто исполняют.

Евгений Павлович, а как пишется музыка?

- Очень просто. Сейчас я Вам дам карандаш и нотную бумагу, и Вы напишете музыку. Если говорить серьезно, то этого
никто не знает. Если бы я знал, как пишется музыка, то писал бы каждый день по "килограмму". Я говорю о высокой музыке, которая становится явлением в искусстве. У каждого композитора бывают не очень удачные произведения, проходные, бывают свои достижения, вершины.

Настоящая музыка пишется по наитию, по чему-то такому, что нисходит на тебя сверху. Единственное правило, которого я придерживался всегда, когда-то было сформулировано Петром Ильичем Чайковским: "Ленивых не посещает вдохновение". Конечно, иной художник может весь день просидеть за инструментом и ничего не написать. Но если вообще не приступать к работе, то, естественно, ничего не сочинишь.

Кроме музыки, Вы чем-нибудь еще занимаетесь?

- К сожалению, ничем. Может быть, это связано с тем, что я приехал в столицу из глубокой провинции и надо было обустраиваться здесь практически с нуля. Это была борьба за существование. Поэтому, кроме музыки, у меня больше не было возможности ничем заниматься. Сейчас, оглядываясь на тот период, я ощущаю, что просто потерял лет десять на решение бытовых проблем: квартира, прописка и т.д. И как композитор я сделал не все, что хотел бы, что мог бы.



Вы жалеете о каком-нибудь совершенном Вами поступке?

- Такого поступка, совершенного мною сознательно, - нет. Наверное, по глупости я и сделал что-то в своей жизни, о чем
сожалею. Но я никогда никого не обманывал, не предавал.

А Вас предавали?

- Нет. Так сложилось, что близкий круг моих знакомых - это честные, порядочные люди. По работе, конечно, приходится общаться с разными личностями, но друзьями становятся только те, на которых можно положиться. Хотя, ведь порой,
человек может предать кого-то, не понимая, что совершает неблаговидное дело.

Какие качества больше всего цените в людях?

-Чувство собственного достоинства.

Ваш самый большой успех?

- В моей творческой судьбе не было такого момента "на утро он проснулся знаменитым". Я постепенно шел к известности. Впрочем, по большому счету, наши успехи и неудачи расставит по своим местам время. Просто, надо честно и добросовестно делать свое дело. Слушать голос своей души. Поворотным моментом в моей творческой биографии, конечно, стала песня "Крылатые качели". Ее любят все: и взрослые, и дети. В песенном жанре она стала моей визитной карточкой. Потом было "Прекрасное далеко".

Кстати, о далеком, Евгений Павлович, как Вы думаете, что нас ждет после смерти?

- Это очень серьезный вопрос. Как верующий человек, я верю, что после смерти нас ждет другая жизнь - вечная. Прекрасная или нет - нам неведомо. Но я недостаточно образованный в вопросах веры человек, поэтому подробно на эту тему говорить не могу. Я не боюсь смерти, я боюсь момента умирания. Боюсь смерти близких людей. Вот взорвали дома. Представьте, как чувствуют себя родственники погибших. Это очень больно.

Что Вы желаете своим детям?

- Я желаю своим детям счастья. Моя дочь по образованию музыковед. Она закончила Московскую консерваторию.
Очень светлый, добрый человек. Глубоко верующая. Мы с ней духовно близкие люди. Что касается сына, считаю, что у него все складывается хорошо. У него замечательная жена. У меня очаровательная внучка. Я не желаю своим детям большого богатства, престижных вещей. Теплота человеческих отношений, по-моему, это одна из непреходящих ценностей. Ненависть, которую человек испытывает по отношению к другому, прежде всего разрушает его самого. Злоба разрушает человеческую душу. И что самое страшное, она как смертоносное облако может "накрыть" наших детей. Вот от этого мне хотелось бы своих детей уберечь.

Что главное в Ваших отношениях с женой?

- Терпение и уважение друг к другу. И еще у меня есть один железный принцип: какие бы неприятности со мной ни случались, я никогда не несу отрицательные эмоции в дом. Мужчина - это прежде всего огромное чувство ответственности за семью, за детей.

Лейла Хусяинова

журнал "Мягкое Золото России"

Док. 526315
Перв. публик.: 26.10.08
Последн. ред.: 26.11.08
Число обращений: 7

  • Крылатов Евгений Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``