Любой человек школьного возраста знает песни Евгения Крылатова. Это можно смело утверждать, даже не проводя социологического опроса.
Может быть, любой человек школьного возраста и не смотрел все 120 фильмов, к которым композитор Крылатое написал музыку, но песни его лиричные и романтичные, веселые и радостные, светлые, как само детство, знают все. "Крылатые качели*`, "Прекрасное далеко", "Лесной олень", "Не надо бояться", "Ваши глаза", "Где музыка берет начало" - сосчитать все песни можно, но трудно!
Где музыка Евгения Крылатова берет начало? Какой он, композитор, написавший столько прекрасных детских песен? Каким он был в детстве? Как, когда, почему стал сочинять музыку?
Все эти вопросы я задала композитору Евгению Павловичу КРЫЛАТОВУ.
И вот что он рассказал.
- Когда я вспоминаю свое детство, я всегда вспоминаю маму. Ее улыбку, голос, лицо, руки. Все хорошее во мне - от мамы. Она была простая женщина из деревни, жилось ей тяжело, но она всегда заботилась обо мне, мы с ней очень любили друг друга. Я не помню, чтобы мама когда-нибудь читала мне нравоучения, но она знала, наверное, тысячу пословиц, прибауток - теперь я бы сказал, "нравственного содержания" - и всегда умела вовремя и к месту вспомнить какую-нибудь из них.
- Ваша мама хотела, чтобы вы стали композитором?
- Нет, что вы! Родители даже не понимали, что это за профессия такая - музыкант. Как это можно быть музыкантом. Правда, и мама, и папа очень любили музыку, а отец даже научился играть на скрипке, когда был уже взрослым человеком. Но для меня?.. Они очень хотели, чтобы я был врачом. Или, может быть, агрономом. В детстве у меня было слабое здоровье, и они считали, что работа на свежем воздухе будет мне полезна.
- Почему же появилась в вашей жизни музыка?
- Дома у нас был большой черный репродуктор. Мне потом родители рассказывали, что, когда передавали музыку, я бросал все свои дела, все игрушки, стоял и смотрел на репродуктор, как завороженный. Позже я стал петь вместе с ним, размахивал руками - дирижировал. И меня отвели в Дом пионеров, в музыкальный кружок. Потом мы переехали в Пермь, и я уже стал заниматься в музыкальной школе.
- Когда вы начали сочинять музыку?
- Лет с восьми, примерно, но никогда не стал бы композитором, если бы в моей жизни не появилась Ирина Петровна Гладкова. Она приехала в Пермь из Одессы. Прекрасный музыкант, композитор, вокруг нее сразу образовалось какое-то "поле духовности". Если бы не она - я бы никогда не поступил в Московскую консерваторию. Кроме того, что она была талантливым музыкантом, она была очень добрым человеком. У меня был друг Саша Немкин. Знаете, как занималась она с нами? Мы жили далеко от центра, в рабочем поселке, трамваи ходили плохо, но рано утором, в полседьмого, в любую погоду, бывало, открываешь дверь - холодно, дождь, снег, - Ирина Петровна уже была у нас, и мы в полседьмого утра (!) уже играли Шумана.
Ни с меня, ни с Саши Немкина денег Ирина Петровна за уроки не брала...
- У вас в детстве было много друзей?
- Да, и многие остались моими друзьями до сих пор. Это те, с кем я учился в школе и занимался в спортивной секции - я очень любил баскетбол. Однажды мне нужно было ехать на соревнования в Горький. В то же самое время в Казани проходил конкурс пианистов. Но я предпочел спортивные состязания. Ирина Петровна обижалась на меня. Сейчас я, наверное, выбрал бы конкурс пианистов.
- Вы были послушным ребенком или озорником?
- Я был удивительно послушным ребенком, очень хорошеньким, играл Шопена, меня даже называли "девичий пастух".
- И вы никогда в детстве не дрались?
- Нет, ни-ког-да! Я вырос в простой рабочей семье, но не дрался никогда. Бывало, post factor, я очень жалел, что не подрался, часто мечтал, что подерусь, но - нет, не получалось у меня драться. А вот мой сын может обидчика отколотить.
- Почему вы пишете детскую музыку?
- Детской музыки не бывает. Есть просто музыка. Я очень люблю кино и театр. И очень люблю хорошие стихи. Я всегда пишу музыку только на стихи, уже законченные, только на стихи высокого художественного качества. Почти все свои песни для детей я написал на стихи Юрия Энтина - он очень талантливый поэт. Что же касается "взрослого" репертуара - у меня есть песни на стихи Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Игоря Шаферана.
- А вас не вдохновляет поэзия XVIII, XIX веков?
На классику писать песню, по-моему, невозможно. Ведь классические произведения несут в себе печать своего времени. Для них больше подходят романсы, баллады, камерные жанры. Хотя я написал романс на стихи поэтессы Евдокии Ростопчиной - современницы Пушкина - "Вы вспомните меня". Валентина Толкунова его замечательно исполняет. Я специально для нее написал этот романс.
- Чем вы занимаетесь в те часы, когда не пишете музыку?
- Очень люблю читать. Но все равно больше всего я люблю музыку. Даже когда сам не работаю, то слушаю чужие произведения - классику или новые сочинения моих коллег.
- Евгений Павлович, помните, был однажды такой случай. Наш хор "Радость" исполнял песню "Ласточка", и Татьяна Александровна сказала вам: "Какая красивая песня, я раньше думала, что она - народная". Что такое, по-вашему, народная музыка, народная песня?
- Я думаю, та песня народная, которую все поют.
- Значит, вы пишете исключительно народные песни!
А. Пыхтина
Статья в газете "Радость" N7-8 1994г
Док. 526318 Перв. публик.: 26.11.94 Последн. ред.: 26.11.08 Число обращений: 405
Крылатов Евгений Павлович
|