В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Где музыка берет начало? Назад
Где музыка берет начало?
Любой человек школьного возраста знает песни Евгения Крылатова. Это можно смело утверждать, даже не проводя социологического опроса.

Может быть, любой человек школьного возраста и не смотрел все 120 фильмов, к которым композитор Крылатое написал музыку, но песни его лиричные и романтичные, веселые и радостные, светлые, как само детство, знают все. "Крылатые качели*`, "Прекрасное далеко", "Лесной олень", "Не надо бояться", "Ваши глаза", "Где музыка берет начало" - сосчитать все песни можно, но трудно!

Где музыка Евгения Крылатова берет начало? Какой он, композитор, написавший столько прекрасных детских песен? Каким он был в детстве? Как, когда, почему стал сочинять музыку?

Все эти вопросы я задала композитору Евгению Павловичу КРЫЛАТОВУ.

И вот что он рассказал.

- Когда я вспоминаю свое детство, я всегда вспоминаю маму. Ее улыбку, голос, лицо, руки. Все хорошее во мне - от мамы. Она была простая женщина из деревни, жилось ей тяжело, но она всегда заботилась обо мне, мы с ней очень любили друг друга. Я не помню, чтобы мама когда-нибудь читала мне нравоучения, но она знала, наверное, тысячу пословиц, прибауток - теперь я бы сказал, "нравственного содержания" - и всегда умела вовремя и к месту вспомнить какую-нибудь из них.

- Ваша мама хотела, чтобы вы стали композитором?

- Нет, что вы! Родители даже не понимали, что это за профессия такая - музыкант. Как это можно быть музыкантом. Правда, и мама, и папа очень любили музыку, а отец даже научился играть на скрипке, когда был уже взрослым человеком. Но для меня?.. Они очень хотели, чтобы я был врачом. Или, может быть, агрономом. В детстве у меня было слабое здоровье, и они считали, что работа на свежем воздухе будет мне полезна.

- Почему же появилась в вашей жизни музыка?

- Дома у нас был большой черный репродуктор. Мне потом родители рассказывали, что, когда передавали музыку, я бросал все свои дела, все игрушки, стоял и смотрел на репродуктор, как завороженный. Позже я стал петь вместе с ним, размахивал руками - дирижировал. И меня отвели в Дом пионеров, в музыкальный кружок. Потом мы переехали в Пермь, и я уже стал заниматься в музыкальной школе.

- Когда вы начали сочинять музыку?

- Лет с восьми, примерно, но никогда не стал бы композитором, если бы в моей жизни не появилась Ирина Петровна Гладкова. Она приехала в Пермь из Одессы. Прекрасный музыкант, композитор, вокруг нее сразу образовалось какое-то "поле духовности". Если бы не она - я бы никогда не поступил в Московскую консерваторию. Кроме того, что она была талантливым музыкантом, она была очень добрым человеком. У меня был друг Саша Немкин. Знаете, как занималась она с нами? Мы жили далеко от центра, в рабочем поселке, трамваи ходили плохо, но рано утором, в полседьмого, в любую погоду, бывало, открываешь дверь - холодно, дождь, снег, - Ирина Петровна уже была у нас, и мы в полседьмого утра (!) уже играли Шумана.

Ни с меня, ни с Саши Немкина денег Ирина Петровна за уроки не брала...

- У вас в детстве было много друзей?

- Да, и многие остались моими друзьями до сих пор. Это те, с кем я учился в школе и занимался в спортивной секции - я очень любил баскетбол. Однажды мне нужно было ехать на соревнования в Горький. В то же самое время в Казани проходил конкурс пианистов. Но я предпочел спортивные состязания. Ирина Петровна обижалась на меня. Сейчас я, наверное, выбрал бы конкурс пианистов.

- Вы были послушным ребенком или озорником?

- Я был удивительно послушным ребенком, очень хорошеньким, играл Шопена, меня даже называли "девичий пастух".

- И вы никогда в детстве не дрались?

- Нет, ни-ког-да! Я вырос в простой рабочей семье, но не дрался никогда. Бывало, post factor, я очень жалел, что не подрался, часто мечтал, что подерусь, но - нет, не получалось у меня драться. А вот мой сын может обидчика отколотить.

- Почему вы пишете детскую музыку?

- Детской музыки не бывает. Есть просто музыка. Я очень люблю кино и театр. И очень люблю хорошие стихи. Я всегда пишу музыку только на стихи, уже законченные, только на стихи высокого художественного качества. Почти все свои песни для детей я написал на стихи Юрия Энтина - он очень талантливый поэт. Что же касается "взрослого" репертуара - у меня есть песни на стихи Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Игоря Шаферана.

- А вас не вдохновляет поэзия XVIII, XIX веков?

На классику писать песню, по-моему, невозможно. Ведь классические произведения несут в себе печать своего времени. Для них больше подходят романсы, баллады, камерные жанры. Хотя я написал романс на стихи поэтессы Евдокии Ростопчиной - современницы Пушкина - "Вы вспомните меня". Валентина Толкунова его замечательно исполняет. Я специально для нее написал этот романс.

- Чем вы занимаетесь в те часы, когда не пишете музыку?

- Очень люблю читать. Но все равно больше всего я люблю музыку. Даже когда сам не работаю, то слушаю чужие произведения - классику или новые сочинения моих коллег.

- Евгений Павлович, помните, был однажды такой случай. Наш хор "Радость" исполнял песню "Ласточка", и Татьяна Александровна сказала вам: "Какая красивая песня, я раньше думала, что она - народная". Что такое, по-вашему, народная музыка, народная песня?

- Я думаю, та песня народная, которую все поют.

- Значит, вы пишете исключительно народные песни!

А. Пыхтина

Статья в газете "Радость" N7-8 1994г

Док. 526318
Перв. публик.: 26.11.94
Последн. ред.: 26.11.08
Число обращений: 405

  • Крылатов Евгений Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``