В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Там, где хранятся иллюзии Назад
Там, где хранятся иллюзии
Госфильмофонд России празднует 60-летие. К юбилею особо ценный культурный объект мирового масштаба сделал себе роскошный подарок - новое современное фильмохранилище - там же, в подмосковных Белых Столбах. Значение этого события огромно. Недаром Андрей Тарковский называл Госфильмофонд "кинотретьяковкой", а Жан Кокто произнес слова, которыми гордятся все синематеки мира: "Киноархив - это дракон, охраняющий наши сокровища".

Этого дня ждали с 1996 года. Режиссеры и актеры, приглашенные помочь с новосельем, загружали на тележки свои фильмы, затем везли их несколько сот метров до бело-красного 10-этажного здания, а там собственноручно расставляли бобины на современные стеллажи - в помещении, где компьютер поддерживает необходимый режим температуры и влажности. Оказывается, оптимальная температура для хранения пленки плюс четыре градуса. Новое здание - единственное в мире, специально спроектированное для фильмохранения. Проект разработали в отечественном институте "Гипрокино".

Встреча авторов со своим кинопрошлым выглядела трогательной и нежной. Елена Драпеко (исполнительница роли Лизы Бричкиной) и Ирина Шевчук (Рита Осянина), украдкой смахивая слезы, бережно брали в руки фильм "А зори здесь тихие". И даже целовали бобины... За долгие годы после съемок впервые держал в руках бобины с негативом фильма "Солярис" патриарх операторского цеха Вадим Иванович Юсов: "Негатив киноизображения - святая святых". А попутно пытался объяснить современным коллегам с телевидения, как приходилось на ходу экспериментировать, совмещая советскую пленку с кодаковской. По лицам слушателей было видно, что суть проблемы постигается ими с трудом: какая "Свема", что это за пленка? Когда наконец-то поняли, дружно вздохнули: вот, мол, трудности были, а кино-то снято гениально и абсолютно современно.

Сергей Соловьев, разглядывая стеллажи, вспоминал, что именно в Госфильмофонде смотрел мировую киноклассику. И, будучи студентом ВГИКа, разумеется, даже не мечтал, что его фильмы будут храниться в том же архиве. В новое хранилище Сергей Александрович перенес "Сто дней после детства" - особую в его биографии картину: "После нее я перестал доказывать всем, что я не верблюд".

Вадим Абдрашитов, найдя на стеллаже свой "Парад планет", пересчитал бобины - показалось, что слишком много коробок для 97-минутной картины. Но замдиректора Госфильмофонда Владимир Юрьевич Дмитриев режиссера успокоил - в комплект входит и звуковой негатив. Вадим Юсупович не скрывал восхищения деятельностью Госфильмофонда: "Нужно поклониться людям, которые этим занимаются". Геннадий Полока переносил "Интервенцию", Александр Митта - "Гори, гори, моя звезда", Марлен Хуциев - "Послесловие", Игорь Масленников - "Зимнюю вишню", Эльдар Рязанов - "Служебный роман", киргизский режиссер Болотбек Шамшиев - "Белый пароход", а узбекский актер Рустам Сагдуллаев - "В бой идут одни старики".

Одно название - "Поезд идет на Батуми" - мне показалось незнакомым. Как пояснил Владимир Дмитриев, это новое приобретение: "Классик советского кино Георгий Шенгелая не смог расплатиться за печать копии, и потому фильм очень долго лежал на фирме "Саламандра". Георгий сам попросил нас, чтобы мы картину взяли себе, иначе она бы пропала. Мы выкупили, сумму называть не буду. Сегодня, в день открытия нового хранилища, наш директор Николай Михайлович Бородачев лично перенес туда бобины с фильмом. Ведь главный принцип работы Госфильмофонда - мы храним все кино. Каждая картина имеет право быть показанной и увиденной. Кинофонд дореволюционной России составлял более двух тысяч названий игровых фильмов, а до наших дней дошло менее трехсот. Какая невосполнимая потеря для истории! Несколько лет назад на Тбилисской киностудии случился пожар, сгорел архив, но у нас вся коллекция любимого советского грузинского кино в целости и сохранности, с исходниками в том числе. А уступи мы тогда, в момент распада СССР, раздай советскую киноколлекцию по республикам - мир мог остаться без большой части культурного наследия!.."

Госфильмофонд за последние 15 лет выдержал не одну атаку - и на коллекцию, и на территорию. Потому на торжественном фуршете один из первых тостов прозвучал в адрес Владимира Малышева, ныне ректора ВГИКа, руководившего Госфильмофондом в те сложные и опасные годы. Сегодня о том времени Владимир Сергеевич рассказывает с улыбкой, но тогда было не до шуток: "Коллекцию хотели разобрать по частям, но мы смогли объяснить, что все, что было создано в СССР, надлежит хранить как единое целое. Указания давали самые высокие начальники, и было очень непросто держать оборону, но разум возобладал. А в начале 90-х многих стала привлекать наша территория. Кусок-то лакомый - инфраструктура развита, Москва недалеко. Начали у нас появляться люди с планами по поводу будущего Белых Столбов. Мне намекали, что я рискую. Я просил защиты в соответствующих инстанциях, но помощи не было. Ситуация казалась безвыходной, даже думал купить пистолет... Помог мне тогда Марк Рудинштейн. Он подключил свои связи, и бандиты отстали от нас. Постепенно государство стало понимать нашу ценность, и все наладилось. Смогли строительство начать - и даже закончить. Так что сегодня чудесный праздник для меня".

Госфильмофонд - единственная синематека в мире, имеющая линейку перевода изображения с пленки на цифру и обратно на пленку. На этом оборудовании совместно со ВГИКом здесь реставрируют "Понизовую вольницу" - первый отечественный игровой фильм. 29 октября на Новой сцене Большого театра состоится торжественный вечер по случаю 100-летия российского кинопроизводства и легендарная лента будет демонстрироваться зрителям с аутентичным музыкальным сопровождением.

Госфильмофонд России не только хранит и реставрирует фильмы, но также ведет постоянную издательскую деятельность. На днях в книжных магазинах появится увесистый том "Иллюзион" вчера, сегодня, завтра". Первый в СССР специализированный кинотеатр для демонстрации архивных фильмов был открыт 18 марта 1966 года благодаря энергии и инициативе легендарного директора Госфильмофонда Виктора Станиславовича Привато. И уже свыше сорока лет коллекция киношедевров доступна рядовому зрителю.

По воспоминаниям, собранным в книге, можно убедиться, что миссию просвещения зрителей все сотрудники выполняли самоотверженно. "Иллюзион", наверное, единственный кинотеатр в мире, где не было текучести кадров. Даже на должность уборщицы существовала очередь из преданных поклонников кино...

В книге собраны забавные рассказы о ночных бдениях за билетами, о творческих вечерах и различных форс-мажорных ситуациях. Например, одна из первых директоров "Иллюзиона" Зинаида Шатина рассказывает, что дружила не только с Фаиной Раневской и Лидией Смирновой, жившими в той же высотке на Котельнической набережной, но и с заведующей соседнего овощного магазина. На один из московских кинофестивалей приехал режиссер Кинг Видор. Пожилой мэтр изъявил желание представить советским зрителям свой немой фильм "Актеры варьете" выпуска 1928 года... Шатина получила указание - обеспечить традиционный иллюзионовский аншлаг. Касса такового не обещала. Зато в овощном стояла огромная очередь за помидорами. Людям объявили, что все, купившие помидоры, смогут бесплатно посмотреть кино. Кинг Видор, выйдя на сцену перед сеансом, недоуменно оглядывал зал, а потом спросил Зинаиду Григорьевну, почему все пришли с помидорами. Режиссер был до такой степени перепуган, что все-таки накляузничал, и Шатиной пришлось сочинять объяснительную...

Справка "Известий"

Главный российский киноархив - Государственный фонд кинофильмов РФ (Госфильмофонд) - учрежден 4 октября 1948 года. Основу его составила уникальная коллекция старых фильмов, спасенная в 1932 году от уничтожения Сергеем Комаровым - историком кино, профессором ВГИКа. В коллекции 334 дореволюционных фильма, более 20 тысяч картин советского и новейшего периодов истории России, около 40 тысяч фильмов иностранного производства, 850 тысяч коробок, десятки тысяч фотографий и киноплакатов.


Вита Рамм

http://www.izvestia.ru/

Док. 526413
Перв. публик.: 05.10.08
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 28

  • Абдрашитов Вадим Юсупович
  • Соловьев Сергей Александрович
  • Дмитриев Владимир Юрьевич
  • Тарковский Андрей Арсеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``