В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Крутой: Меня поторопились похоронить заживо Назад
Игорь Крутой: Меня поторопились похоронить заживо
Игорь Крутой в шоубизнесе фигура влиятельная. С такой фамилией даже прозвища не надо. Но при всей своей важности он остается очень сентиментальным человеком. Пишет красивую музыку, обожает семью, особо - маленькую дочь Сашу. Его стараниями не дали похоронить конкурс молодых исполнителей в Юрмале. "Новая волна" по-прежнему каждый год в июле открывает таланты. О том, как самого Игоря Яковлевича пытались "закопать", об уроках выживания в шоубизнесе, о друзьях и недругах сегодняшняя беседа с маэстро.

"Было не до музыки"

- Игорь Яковлевич, почему ваш последний диск вышел аж в 2003 году?
- Три месяца назад я выпустил альбом инструментальной музыки "...без слов...", третья часть.
- Не великоват ли перерыв между второй частью и третьей?
- Ну вы же хитро задаете вопрос. Хотите спросить, почему я не работал и меня не было в телевизоре?
- Попали в точку.
- Потому, что у меня было противостояние с "Первым каналом". Это случилось после моей "Фабрики звезд-4" (Крутой был продюсером телепроекта. - Ред.). К этой войне подключились еще несколько медийных подразделений, например "Русская Медиагруппа" ("Русское радио" и др.). Результат - в эфир "Первого" не ставили не то что меня - даже исполнителей, поющих мои песни. Канал довел ситуацию до маразма. Позже усилиями Сергея Кожевникова (гендиректор "Русской Медиа-группы". - Ред.) в радиоэфир стали ставить мои песни.
С той травлей, что была вокруг меня, я много сил растерял. Была апатия, никаких движений в душе, чтобы творить. Это моя огромная творческая неприятность. Мягко выражаясь, мне было не до музыки. Садясь за инструмент, надо что-то чувствовать, надо пропускать все через эмоции. Так вот, в сложившейся обстановке внутри меня все умерло. Поэтому я ничего и не выпускал.
- Один ваш товарищ признался мне, что несколько лет назад вы были очень больны.
- Было такое 8 лет назад. Я тогда сильно заболел. Наши врачи разводили руками, не зная, как лечить. Что там говорить, друзья и недруги просто хоронили меня тогда. В клинике Нью-Йорка мне сделали сложнейшую операцию. И вот именно там меня узнал кто-то из русских. Они даже проникли в палату. Я лежал слабый, без слез не взглянешь. Тут же информация о моем состоянии разлетелась. На следующий день моим родным уже звонили и спрашивали, на каком кладбище меня будут хоронить.
- И как вы отреагировали?
- Мне стало жутко. Так и представил, что будет, когда я умру. Рано или поздно это случится, но не хотелось бы, чтобы скоро. Не дождутся!
- Вы потом вычислили, кто распространял эти слухи?
- Нет. А зачем?
- Чтобы знать врагов в лицо.
- Мне это не нужно. Но таких людей, которым бы очень хотелось, чтобы это стало правдой, вокруг оказалось достаточно. Да, кстати, пока лежал в клинике, на мой номер позвонил Иосиф Кобзон. Он опешил, когда я сам снял трубку: "Подтверди, что это ты!" Подтвердил, а он ведь тоже поверил слухам, испугался за меня.

"Серов живет в своем мире"

- Чувствуется, в шоубизнесе с друзьями негусто. А чем сейчас занимается ваш товарищ Александр Серов? Вы с ним начинали, а сейчас он куда-то пропал.
- Он не хочет сниматься. Прошли те времена, когда мы с ним рвались в разные передачи, концерты. Дрожали, чтобы не вырезали мою песню в его исполнении. Это все для него позади.
- А за что он теперь переживает?
- Что его сольный концерт в Кремле, записанный для телетрансляции, целый год лежал "на полке". Его не хотели показывать. И это притом что Саша до сих пор один из самых профессиональных, востребованных артистов. Его творческие вечера проходят с переаншлагами.
- Еще бы! Ведь он - русский Том Джонс.
- Дело не в этом, а в том, что его место до сих пор так никто и не занял. Если кто-то сейчас замечательно поет, про него говорят: "Поет, как Серов".
В прошлом году Саша приехал на "Новую волну" в Юрмалу. Но только я знаю, скольких усилий, уговоров стоил этот визит. Саша живет в своем мире, в который особо никого не пускает. Может быть, с этим миром не все будут согласны, но он его устраивает. И уж точно в этом мире нет места пиару.
- А какая слава была
- Я знаю всю его жизнь. Он получил огромную славу и, несомненно, достоин ее. Но, может быть, тогда Саша не был к ней готов. Закон жизни - это закон подлости. Человек, готовый к славе, ее никогда не получит. Везет обычно людям неготовым. И вот тут самое сложное - грамотно ею распорядиться.
- А вы были готовы к своей славе?
- Нет у меня такой славы. Хотя грех жаловаться, человек узнаваемый. Вот я вчера пошел с малышкой на Поклонную гору. А там выпускники. Как начали бегать ко мне за автографами, фотографироваться со мной, мою Сашу называть по имени
- И как дочь отреагировала?
- Никак не могла врубиться, что происходит. Спрашивает: "А почему они с тобой фотографируются?"
- Не осознает, что ее папа - знаменитый композитор?
- Нет. Однажды пришла с улицы и говорит: "Мне во дворе подружка сказала, что ты композитор. Это правда?" "Правда", - ответил я.
- Кем же она сама хочет стать?
- Саша тут мне заявила, что хочет лечить животных. Значит - ветеринаром. Хорошая профессия.
- А животные у нее есть?
- Даже два. Собаки - йоркширский терьер и кокер-спаниель.
"У меня
крутая жена"
- Руки у музыкантов - самое главное. Драться не приходилось?
- Душа - самое главное. А драться бывало.
- И пальцы не берегли?
- Я не такого уровня исполнитель, чтобы беречь их. Даже Спиваков в молодости дрался, боксом занимался.
- Схватки во дворе сродни схваткам на поле шоубизнеса?
- Нет. В шоубизнесе все жестче.
- А жену Ольгу завоевывать с кулаками не приходилось?
- Вам рассказать, как я завоевывал свою супругу? Это было быстро. Сразу решил, что женюсь, как только увидел. У нас еще никаких отношений не было, а я ей уже предложение сделал. Я шел ва-банк. Сразу ей задал вопрос: "Будешь моей женой?" А она тут же согласилась.
- Против смены фамилии тоже не возражала?
- Нет. С легкостью поменяла. Мало того, говорила: "Меня всю жизнь считали крутой, а теперь я ею буду еще и официально".

"Пьеха меня предал"

- Вы, как человек здравомыслящий, что думаете о нездоровом ажиотаже вокруг Евровидения?
- А почему нездоровом? Во-первых, победителей не судят. Второе: на этой волне патриотизма каждая победа рассматривается восторженно - и в спорте, и в кинематографе, и в литературе. Настало время побед. И что в этом плохого? Я, например, недавно был в "Метрополитен- опера", смотрел "Бал-маскарад". После каждой арии в исполнении Дмитрия Хворостовского в зале были овации. Меня переполняло чувство гордости.
- А что вас привело в "Метрополитен-опера"?
- В ближайшее время мы с Дмитрием будем делать совместный проект.
- Не обидно, что на Западе плохо знают русскую поп-музыку?
- Ее популяризации мешают еще и субъективные причины. Ну не поют на Западе на русском языке! Это мы можем запеть на английском, что и сделала Алсу. Она с детства жила в Лондоне, английский ей - как родной. Но даже у нее там что-то не срослось. Мое ощущение, что тамошние продюсеры пытались делать из нее новую Бритни Спирс, а она по энергетике - современная Анна Герман.
Наш первый успех - "Тату". Но они сразили мир не музыкой, а эпатажем. Что касается Сергея Лазарева - это артист N1 на сегодняшний день. У него огромный потенциал. Из молодых в нашем шоубизнесе есть, к сожалению, всего лишь два профи - Лазарев и Билан.
- Но у них и образование соответствующее.
- Конечно. Гнесинка, Школа-студия МХАТ. А взять Алексу. Я ее родителям еще сразу после "Фабрики" сказал: "Ей надо учиться, поступить хотя бы в ГИТИС. Надо ходить в театры, на выставки, много читать". Когда человек наполняется, ему уже есть что сказать. Алекса не прислушалась к моим советам.
12 лет назад мне привели Ани Лорак. У нее уже была одна известная песня, голос был не хуже, чем сейчас, но внутри - пусто. Она не понимала, о чем поет. Просто любовалась своим голосом и внешностью. А то, что я увидел на Евровидении, меня приятно поразило. Ани превратилась в очень хорошую артистку, которая знает, о чем поет. Поэтому я с огромным удовольствием пригласил ее в этом году на "Новую волну".
- Вы ведь и на "Фабрике" искали прежде всего таланты.
- "Фабрики" - это инкубаторы со своим потолком, выше которого не прыгнешь. В неволе талант не проявится. Поэтому я дал ребятам на своей "Фабрике" большую свободу. Там был такой разгул, даже секс под камерами. Ничего страшного в этом я не вижу. Для молодежи секс - это как в туалет сходить. Сейчас все намного проще.
- Ну и что же приключилось с четвертой "Фабрикой"?
- Она не стала такой, как мне хотелось. Ребята в силу моего конфликта с "Первым каналом" получили на старте своей артистической биографии серьезный пинок. Проще всех выкарабкались Пьеха и Ларина. Они предали меня. Сейчас я думаю, что, если бы у меня не было этого конфликта, практически все "фабриканты" были бы суперзвездами. Я их так и подбирал.
На сегодняшний день существуют Тимати, Ира Дубцова. Закончился мой очень любимый проект "Банда". Причина распада не только в смерти Ратмира Шишкова, но еще и в амбициях Тимати и Доминика. Они никак не могли определиться, кто из них круче. Недооценен Антон Зацепин. Надеюсь, в этом году на "Новой волне" он реабилитируется.

"Писать песни? Только под псевдонимом"

- Говорят, у нас сейчас два мелодиста - вы и Константин Меладзе. Да еще вечный Антонов.
- Я бы пальму первенства отдал Юрию Михайловичу. А еще - великим Пахмутовой, Паулсу, Тухманову. Сам факт, что можно стоять рядом с ними в одном ряду и быть обсуждаемым - это достаточно почетно. Я не претендую на первые роли, но такое соседство для меня очень лестно.
- Что вы творческий человек, всем известно. Но то, что вы медиамагнат ("Муз-ТВ", "Love радио" и др.) - эта сторона вашей биографии нешироко освещена. Почему композитор решил заняться бизнесом?
- Все мои коллеги давно занимаются бизнесом. Лайма делает кремы, продает какие-то женские заморочки. Кобзон, мне казалось, вообще в большом бизнесе. Валера Меладзе - член совета директоров банка. А бизнесменом считают только меня. Почему так? А ведь я работаю только в музыкальной сфере. В поле моих интересов попадает телевизионное продюсирование, радиостанции, конкурсы, премии
- Не уходите от ответа. Почему вы все-таки пошли в бизнес?
- Потому что если бы в нашей стране законы работали так, как работают на Западе, шоубизнес был бы другим. Все время приходится с кем-то договариваться, но при этом все очень неупорядоченно. Вот поэтому я занялся продюсированием. В конце концов, и раньше были люди, занимавшиеся шоубизнесом, только продюсерами они не назывались.
Хотите правдивую историю? Есть такая легендарная женщина - Алла Николаевна Дмитриева. Сейчас она работает на "Песне года", а когда-то была редактором на телевидении. Так вот она, делая "Голубой огонек", накануне новогодних праздников вызвала Володю Матецкого и сказала: "Музыку будешь писать ты, стихи будет писать Миша Шабров, петь будут София Ротару и Яак Йола, песня будет называться "Лаванда". Все, иди и пиши".
- И он пошел писать?
- Да, все так и было. И разве Алла Николаевна не продюсер? Даже тогда таких профессиональных организаторов не хватало. Чтобы пробить свои песни, исполнитель должен был сам бегать договариваться насчет концертов, эфиров. На дружеской основе приходилось работать и аптекарем, и пекарем, а иногда и любовником.
- И вам доводилось любовником?
- Мне не доводилось. Но кому-то - да. На радиостанциях, на телевидении были свои люди, решавшие все вопросы. Естественно, надо было уметь общаться с такими людьми. Надо было пройти по этому "минному полю" и не растерять достоинство. На сегодняшний день все более или менее упорядочилось в шоубизнесе. Но при этом перестали появляться личности.
- Среди продюсеров или артистов?
- Среди артистов. В отсутствие личностей появляются подделки. Где Леонтьевы, где Ротару, где Вайкуле, где, в конце концов, Маши Распутины? Где? Для кого творить? И вообще, я думаю, что самые лучшие свои песни я уже написал в прошлом веке. Лучше мне уже не сотворить. Наверно, не буду я больше песни писать. Ну а если буду, то, вероятно, под другой фамилией.
- Будете шифроваться?
- И не думайте, что я сейчас скажу этот псевдоним.
- Так опытный музыкант вашу музыку все равно узнает.
- Под меня и так уже очень многие пишут. Но это точно не я.

Игумнова Зоя

http://www.sobesednik.ru/

Док. 526917
Перв. публик.: 22.07.08
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 55

  • Крутой Игорь Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``