В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Резник: У нас начинался альянс с Ротару, но Алла меня перехватила Назад
Илья Резник: У нас начинался альянс с Ротару, но Алла меня перехватила
Знаменитому поэту ИЛЬЕ РЕЗНИКУ исполнилось 70 лет. Когда-то он написал для Примадонны ее лучшие песни, дружит с ней и сегодня. Что же это за компания - друзья АЛЛЫ ПУГАЧЕВОЙ - и как им удалось пронести дружбу через столько лет!
1984 году ленинградский поэт Илья Резник переехал в Москву и 9 месяцев, пока оформлялся ордер на кооперативную квартиру, жил с семьей у Аллы Пугачевой и ее мужа Евгения Болдина в доме на улице Горького. Жили они примерно так. "В три часа ночи Алла вдруг кричит из комнаты: "Илюшка, а давай поедим!" - вспоминает Резник. - Люська (легендарная домработница Пугачевой.) проснулась, стала накрывать на стол. Я думаю: "Дай-ка их расколю! Нашел в шкафу старые тряпки, подмазал лицо и выхожу к трапезе - ну вылитый бомж! И вдруг вижу, как с другой стороны зальчика входят Болдин с Аллой: она размалевана под куртизанку, а он такой полный Жигало с усиками, в костюме И вот мы, ни слова не говоря, начинаем "ужинать". Вбегает Люська. Размахивая шашкой, вопит: "Порублю! Порублю!" Мы, не сговариваясь, вынимаем по рублю, кладем ей и без улыбки расходимся по комнатам - все в образе".
Так они развлекались тогда. Теперь Илья Резник живет в загородном доме на Рублевке, куда мы отправились к юбиляру в праздничную неделю. Нас встретила нет, не Люська, а Люба - помощница Резника по хозяйству, приветливая женщина, которая и проводила к хозяину дома.
- Илья Рахмиэлевич, "когда мужчине столько лет, ему пора держать ответ". Ощущаете возраст?
- Вообще не ощущаю. Этот юбилей - лишь еще один повод встретиться с друзьями - Аллой, Паулсом, Басковым, Лаймой, Леонтьевым. Сначала - на сцене, потом - в ресторане. Знаете, столько всего у нас в жизни было, что теперь по старости очень любим это дело - вспоминать (смеется). Шучу!
- Давайте и мы повспоминаем - кроме шуток! Вот, скажите, в какой момент вы стали писать для Пугачевой песни?
- В конце 70-х у меня начинался альянс с Софией Ротару, я для Сони написал песню "Где ты, любовь?" и должен был ехать с ней в Закарпатье. Тут-то меня Алла и перехватила! Известно ведь, что у них в то время были прохладные отношения. Кстати, в прошлом году мы с Аллой ездили к Соне на юбилей в Ялту. Подарил ей свою книгу, она ее листает, листает и говорит: "Да, сколько же ты написал для Аллы! Жаль, жаль" (Смеется.) На самом деле они сейчас очень хорошо общаются. Да и у Сони тоже всегда хорошие песни были, Матецкий ей писал. Вообще, те времена Какой это был кураж! Я жил в Питере, Алла - в Москве, а Паулс - в Риге. Мы ездили друг к другу, писали прекрасные песни, шутили, фантазировали, тогда еще и выпивали.
- А песни при этом такие выстраданные получались.
- Так бывает. Есть много замечательных композиторов, с которыми я не могу работать - не совпадаем ни по ритму, ни по энергетике. А вот с Паулсом совпали. Когда есть духовное проникновение друг в друга, что-то слагается.
История уходящей любви
- Всем казалось, что Пугачева поет о себе, а ведь тексты-то были ваши!
- Я Аллу с 1972 года знаю, с песни "Посидим, поокаем". И когда для нее писал, всегда думал: "Как бы она поступила в этой ситуации, что чувствовала бы?" Наверное, поэтому истории и получались такими сокровенными. Алла пела: "Я вся скроена из окраины, стала в центре жить - нечем дышать", это было о ней. Или: "Когда я уйду далеко-далеко, не мучась и не тревожась", это тоже она Помню, приехала из Парижа, где с успехом прошли ее концерты, и сказала: "Илюша, у меня было три счастливых дня, давай напишем песню". Я написал, в каждой строчке - успех, французский флер Показал Алле, а она и говорит: "Ну нет, нескромно как-то". Внесли изменения, Париж убрали, и получилась пронзительная песня об уходящей любви. Может, Алла и права была. "Что, - говорит, - я буду о Париже петь, когда здесь люди недоедают?"
- Когда певица страдает, она становится ближе людям
- А у нее и были страдания, и вообще жизнь была непростая. И я, и Алла - из обычных семей, никто не помогал нам делать карьеру.
Илья Резник родился в 1938-м. Блокадное детство, смерть отца от ранений, замужество матери и ее отъезд в Ригу. Брошенного мальчика усыновляют престарелые приемные родители его отца. Илья лелеет мечту о театре и поступает в ЛГИТМиК, по окончании которого 7 лет служит в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской. "У меня 22 рубля стипендия, у бабушки 29 - пенсия, потом массовки на "Ленфильме" лет до тридцати - тоже копейки, - вспоминает Резник. - А потом я вдруг понял, что больше не могу говорить со сцены чужие слова, да и мало мне театра - весь мир был нужен мне! И вот в 1969-м написал "Золушку", которая вмиг облетела весь Союз. Помните: "Хоть поверьте, хоть проверьте" - Людмила Сенчина уже 37 лет ее поет. Потом были "Яблони в цвету", "Толстый Карлсон"
- И, конечно, цикл с Пугачевой.
- Да, она - потрясающий композитор, и это как-то не оценено. Мало кто знает, что именно Алла написала музыку и к "Звездному лету", и к "Когда я уйду", и к "Трем счастливым дням", и к "Окраине". Знаете, сейчас я возглавляю "Конкурс песен Ильи Резника "Маленькая страна", там участвуют дети от 7 до 17 лет. Так вот, 40 процентов из них выбирают песни с музыкой Аллы. "Лестницу" поют, "Поднимись над суетой"
Хулиганская выходка
- Когда работали с Пугачевой над песнями, споры случались!
- Конечно, ведь это творческий процесс. Например, Алле "Еще не вечер" не понравился. Благодаря чему в репертуаре Лаймы появилась эта песня.
- Алла Борисовна могла вспылить?
- Случалось, но только не по отношению к друзьям. Была история, когда администраторша гостиницы "Прибалтийская" сдала кому-то номер, который Алла накануне забронировала. "Возьмите другой", - говорит. А Алла ей: "Нет. Я этот хочу, у меня родители приезжают". Ну и устроила сидячую забастовку. А еще помню, приходим в ресторан ЦДЛ. Там сидит какая-то старуха на входе и не впускает нас! "Я Пугачева", - говорит Алла. "А мне, - заявляет, - плевать, какая ты Пугачева!" Тогда Алла схватила у нее пенсне и разломала. Потом раздули историю, мол, явились без удостоверения и учинили хулиганскую выходку!
- У вас что, не было удостоверения?!
- Да мне оно ни к чему было. Я членом Союза писателей стал в 99-м, и то только потому, что Риммочка Казакова заставила...
- А скажите, вы ведь тоже в свое время вместе с Аллой подслащивали сибирякам жизнь
- Точно. Вот недавно, в первые выходные марта, собрались в ресторане с Аллой и ее друзьями и как раз вспоминали истории о сибирских гастролях.
- Расскажите.
- Мы жили в правительственном особняке в тайге под Тюменью. Комары там летали величиной с корову, сквозь тройные рамы пробирались в дом. Спать было невозможно, и мы устроили бильярдный турнир имени Примадонны: 11 человек - Кальянов, там, Левшин и другие - несколько ночей подряд играли. А потом Алла выстроила нас и вручала призы.
- И какие, если не секрет?
- Ну, она же человек щедрый, вот и призы были щедрые - денежные. Я тогда 3-е место занял, а выиграл, кажется, Николаев Мы на радостях хотели пойти тогда в финскую баню с Аллой и не дошли! От особняка до бани - всего ничего, но комары напали, жуть!
- Похоже, вы не чувствовали грани между работой и отдыхом
- Когда жизнь общая, то и гастроли общие, и посиделки, и домашний театр. Если к нам, например, приставали с расспросами "Над чем сейчас работаете?", могли сказать: "Пишем программу для хора столетних старух Грузии - ее нам заказал ЦК партии". И сразу начинали что-то воодушевленно петь на тарабарском языке, типа по-грузински.
- И даже фрагменты показывали?
- Мгновенно! Если бы нам сказали: "Изобразите джаз лилипутов", мы бы изобразили. При этом тут же могли перейти к серьезным вещам, к работе. Помню, целую ночь сидели в купе у Аллы, какая-то мысль вертелась в голове, но я никак не мог подобрать слов. А к пяти утра - осенило: "Жди и помни меня!" Так родилась самая немногословная из Аллиных песен, состоящая почти из одной этой фразы. Песня "Маэстро", кстати, тоже родилась за одну ночь, когда мы с Аллой были в Омске.
5 минут и вся жизнь
- Вот и сегодня в шоу "Две звезды" вы за 5 минут сочиняете четверостишия!
- Это не просто 5 минут. Это 5 минут и вся жизнь, это кураж!
- Неужели не готовитесь к съемкам?
- Ну почему же! Чтобы сделать экскурс в историю дуэта, мне надо часа два-три ночью посидеть, подумать. Но все равно 80 процентов - это импровизация. Есть в этом момент соревнования: хочется доказать, что ты что-то умеешь. "Две звезды" - великолепный проект.
- По-настоящему? Но это же игра!
- Да, бывает, расстраиваются, и даже плачут. Здесь все всерьез. И есть возможность для фантазии. Когда Моисеев с Воробей пели песню "Глухонемая любовь", у нас с Барбарой Брыльской просто была истерика. Боря ведь никогда раньше так не пел! А Дятлов с Арбениной?
- Ну, Арбенина может все! Она даже Певцова петь заставила, что вообще нонсенс А вам, кстати, самому не хотелось поучаствовать в конкурсе?
- Ну, нет, зачем это в моем возрасте
- А как же адреналин?
- А он у меня - от сопереживания. Взять хотя бы номер Наташи Королевой с Тарзаном, когда они "Чистые пруды" пели, - я словно в чеховской эпохе оказался, такая атмосфера была!
- Илья Рахмиэлевич, у вас была такая крепкая связь с Аллой и Паулсом! Почему же союз распался?
- Ну, не бывает же союзов на всю жизнь! Встретились, поработали, дальше пошли: кто-то женился, кто-то развелся, кто-то ушел в другие "театры". А потом, спустя годы, снова можно встретиться, поработать. Вот недавно Раймонд приезжал с великолепным хоровым концертом, и потом мы устроили посиделки в кафе имени Жени Болдина. У Раймонда с Аллой снова нежные отношения, любовь (улыбается)
Нежные отношения
- А вы? Почему ушли из шоу-бизнеса?
- Редко кто просит песню написать. Недавно вот для фильма "Пассажирка" Говорухина писал, да и в новой "Карнавальной ночи" Алена Бабенко мою песню пела. А так все больше книжки для детей, песни для военных. В Кремле вместе с моим продюсером Ириной Романовой два раза в год проводим благотворительную акцию "Служить России" для кадетов и интернатовцев. Еще работаю с певицей Стеллой Джанни, некоторые ее песни звучат на радио. А для Аллочки написал "Синее небо", "Спасибо, любовь!". Сейчас вот, похоже, третье дыхание у нас с Паулсом откроется - для Пугачевой напишем к концу весны ораторию, этакий гимн. А вообще, я столько уже песен написал, что, наверное, хватит.
- Филипп Киркоров недавно сказал, что за талант и успех всегда приходится расплачиваться.
- И чем же он расплачивается?
- Одиночеством.
- Я не одинок сейчас, хотя был одиноким долгие годы. Для творчества это хорошо - есть импульс, гамма переживаний, а для самого человека - нет, он страдает. Хорошо быть сытым и благополучным, как кот Матроскин (смеется) У меня вот нет даже загородного дома. Этот - съемный. И не надо, ведь все это суета. Есть муза, любимая женщина, есть дети, любимые животные. Сейчас у меня главная книга жизни вышла - "Молитвы", в которой я, человек невоцерковленный, написал о заповедях - о том, как я их чувствую. Есть там такие строки:
"Не жалей тепла сердца нежного
Для того, кто впал в искушение
Возлюби врага, раба грешного.
Все прости ему прегрешения"


http://xxx-love.cn/

Док. 527065
Перв. публик.: 27.04.08
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 7

  • Резник Илья Рахмиэлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``