В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` поэт-песенник Илья Резник. Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` поэт-песенник Илья Резник.
П.ЖУРАВЛЕВ: Я приветствую нашего гостя, добрый вечер.
И.РЕЗНИК: Добрый вечер.
П.ЖУРАВЛЕВ: Речь пойдет о проблеме, к которой в последнее время привлечена масса внимания. Это государственная символика, а применительно к Вашей профессии - это гимн России. Все мы знаем, что в пятницу Государственная Дума проголосовала за музыку Александрова, правда, без слов. Чуть позже в эфире прозвучит иной вариант гимна, слова как раз нашего гостя, но об этом чуть позже. А мой первый вопрос такой. Когда Вам пришла в голову идея написать слова гимна?
И.РЕЗНИК: Дело в том, что эта идея пришла мне очень давно. Мне тоже было обидно за державу, что наша великая страна существует с бессловесным гимном. Поэтому три года назад я со своим сыном Максимом Резником написал текст гимна на музыку Глинки и принес этот текст к Старкову в "Аргументы и факты". Он уже хотел напечатать это, и я ему говорю: "Давай проведем всероссийский конкурс на лучший текст к гимну". Ему эта идея очень понравилась, и в течение года мы читали варианты гимнов на музыку Глинки. Эти тексты печатались, было очень много писем. Самое большое количество писем пришло на стихи Риммы Казаковой. Также были тексты Евгения Евтушенко и многих других профессионалов, а также самодеятельных поэтов. Я там напечатал два варианта своего гимна, и ансамбль МВД спел раза два или три этот вариант. Поэтому у меня был большой интерес, я говорил поэтам: "Давайте соберемся не ради славы, потому что слава-то уже у нас есть, немножко, и напишем текст гимна". Но это как-то повисло, к сожалению. Я не согласен с тем, что на музыку Глинки трудно писать - на музыку Александрова будет еще трудней написать стихи. Почему, я скажу потом. Музыка, конечно, мощная, это музыка своей эпохи, сильный гимн, бесспорно, но эта музыка несет энергетику прошлых лет. А потом, где-то полгода назад мы с Аллой встретились на Истре, и она мне говорит: "Помнишь у нас была тема песни, которая совсем не звучала" Ее музыканты в шутку сделали аранжировку под гимн и получилось просто замечательно.
П.ЖУРАВЛЕВ: А что такое - аранжировка под гимн?
И.РЕЗНИК: Даже не под гимн, а гимническая. Используются большие аккорды, звучание насыщается трубами, фанфарами - есть определенная архитектоника жанра. И эта музыка гимнически звучала замечательно, это одна из моих любимых песен. Я за два дня написал стихи на эту песню. Алла ее еще не записывала. Есть запись в исполнении местного хора, а сейчас Овсянников записал эту музыку с Кремлевской капеллой. Это слишком классический вариант, он мне не очень нравится, но я думаю, что через какое-то время Алла сама запишет. Я думаю, что это будет не гимн, это будет патриотическая песня о России, но я думаю, это будет сильно.
П.ЖУРАВЛЕВ: Итак, слушаем гимн в исполнении Президентского оркестра и Кремлевской капеллы в рамках соревнования гимнов.
И.РЕЗНИК: Да, 8 гимнов вышли в финал.
-
П.ЖУРАВЛЕВ: Ух, лихо.
И.РЕЗНИК: А еще выпала средняя часть, которая будет петься:
"Дай Бог тебе великой силы
В труде и праведном бою.
Храни, Господь, мою Россию,
Страну любимую мою"
П.ЖУРАВЛЕВ: В этой связи, если возвращаться к тексту, скажите, пожалуйста, Вы абсолютно уверены, что в большой многонациональной России уместно проводить такую православную линию?
И.РЕЗНИК: Я разговаривал с Абдулатиповым... А у нас в тексте есть такие строки: "Защитой будь своим народам, моя страна" Дело в том, что Господь-то один - Аллах ли, Христос ли. Но слово "Господь", конечно, мусульманину не постигнуть. Это, да.
П.ЖУРАВЛЕВ: Скажите пожалуйста, сложно написать текст гимна?
И.РЕЗНИК: Очень сложно. Например, на Глинку, чтобы прийти к очень ясным, коротким строкам, я написал 24 варианта. И в результате получился такой текст:
"Славься Русь - страна моя родная,
Отчий дом, священная земля.
Живи всегда, Россия молодая,
Светлый край, надежда моя.
Будь вовеки свободной и сильной,
Память гордую в сердце храня.
Славься Русь, великая Россия.
Ты - судьба и вера моя"
Это очень тяжело написать. Легче написать три поэмы, чем одно стихотворение для хорошей песни. У многих такая иллюзия: "А, что там песенку написать, тем более, гимн" Поэтому, мне кажется, на могучую музыку Александрова, музыку прошлых лет, надо писать такие слова, чтобы они были не лозунговыми, не декларативными. Это очень тяжело. Что такое гимн? Это торжественная песня, или хвала вождю, монарху, или объяснение в любви к Родине, или мольба к всевышнему "Охрани мою землю", верно? А если мы будем коллективно сочинять набор лозунгов - это и будет такая песня. Поэтому я бы мог будущим авторам текстов на музыку Александрова подсказать, что надо сделать, чтобы она была хорошая. Но я думаю, что меня не послушают, потому что все равно аранжировка будет классической, мощной. Помните, какая-то американская группа сделала на гимн Советского Союза совершенно потрясающую импровизацию?
П.ЖУРАВЛЕВ: Я не знаю, как американская группа, а наша группа рок-музыкантов - Макаревич, в свое время, придумал эту идею - сделала из гимна шлягер.
И.РЕЗНИК: Если написать стихи о любви к Родине - светлые, ясные - и сделать современную аранжировку, тогда это, может быть, и войдет в сердца.
П.ЖУРАВЛЕВ: А Вы не хотите попробовать написать текст к музыке Александрова?
И.РЕЗНИК: Нет, ребята, это неэтично. Я написал для Пугачевой, для Глинки...
П.ЖУРАВЛЕВ: Но почему же? Вы ведь - профессионал, в конце концов.
И.РЕЗНИК: Там есть другие авторы. Пускай они и пишут.
П.ЖУРАВЛЕВ: Надо сказать, что уже написали несколько вариантов.
И.РЕЗНИК: Ради бога. У меня, конечно, есть опасения, потому что я знаю природу песни. Кто-то вчера, кстати, по телевидению говорил, что песня должна рождаться вместе, а не так - сначала мы примем музыку, а потом текст. Вот говорили, не было гимна, а сейчас приняли такой же бессловесный старый. Я не буду говорить, на что поменяли...
П.ЖУРАВЛЕВ: Скажите, пожалуйста, а обязательно должен быть текст у гимна?
И.РЕЗНИК: Не обязательно, но желательно.
П.ЖУРАВЛЕВ: А зачем, если это создает столько проблем?
И.РЕЗНИК: Я не говорю об этом, я говорю о гимне. Гимн - это твоя гражданская молитва, ты поешь о своем отечестве - ты должен молиться о здоровье и радости своего отечества. Значит должны быть слова.
П.ЖУРАВЛЕВ: Так пусть каждый про себя и говорит.
И.РЕЗНИК: Так вот надо написать такую молитву, чтобы она была молитвой каждого. Ведь почему же поют англичане "Боже, храни королеву", или немцы поют "Да здравствует моя германская земля", или американцы "Как прекрасен, ты, наш флаг", или в Израиле "Как прекрасна наша маленькая земля" - это все объяснения в любви к своему монарху, к твоей Родине, к твоему народу.
П.ЖУРАВЛЕВ: Но смотрите, когда всплыла эта дискуссия, я неоднократно слышал своими собственными ушами: "А чего нам изобретать велосипед? Есть марш "Прощание славянки", который без всяких слов так за душу берет"
И.РЕЗНИК: Если говорить - за душу... Говорят: "Вот вставали..." Да на что угодно встанут, это демагогия - вставали, не вставали. Давайте тогда возьмем "Эх, дороги" - гениальная песня Новикова - или песню Никиты Богословского "Темная ночь" - за душу берет. У нас столько было гениальных советских песен - теплых, душевных. Возьмите хотя бы "В землянке". Мне тут позвонила группа наших художников - ночью, они, по-моему, были пьяненькие - и говорят: "Есть идея. Тот же Александров, но другая музыка. Напиши, мы тебя очень просим, на "Священную войну". Это музыка, безусловно, патриотическая. На эту музыку могла написать текст и Римма Казакова, и Михалков, да и много других наших замечательных поэтов. И эта музыка не вызывала бы никаких возражений, потому что она сплачивала народ. Она как раз родилась через несколько дней после начала войны, а гимн Александрова родился в 1933 году, вторая редакция - в 1944, третья - в 1977, сейчас уже четвертая. Вообще-то, песня - это счастливый брак. Музыка - это невеста, текст - это жених. И получается, что мы этой музыке уже четвертого жениха ищем.
П.ЖУРАВЛЕВ: Ну, если пользоваться Вашей терминологией, то да.
И.РЕЗНИК: Я надеюсь, что если послушают мои рекомендации по поводу светлого текста и современной аранжировки, ближе к молодежной, тогда, может быть, получится и хороший гимн. Эта музыка сбросит груз тяжести этого металла.
П.ЖУРАВЛЕВ: Металл, не металл - здесь главный аргумент с другой стороны. Сначала это был гимн партии большевиков, потом были Ленин и Сталин...
И.РЕЗНИК: Я думаю, это чересчур. Мало ли, что под какую музыку делается, дело не в этом. Дело в том, что энергетику она, конечно же, несет. И слова Сергея Владимировича были мощными, они соединялись с музыкой и были отражением сущности того государства. Поэтому здесь надо определиться - кто мы, какие мы. Если мы возвращаемся к тому государству, значит нам нужен такой гимн, а если нет, то надо написать хотя бы другую аранжировку, светлые и легкие слова.
П.ЖУРАВЛЕВ: Чуть более политический вопрос. Скажите, Вас устраивает та процедура, которая сейчас прошла или надо было сделать все по-другому?
И.РЕЗНИК: Не знаю. Я уже устал, честно говоря. Я, вообще, - очень политизированный человек, но я уже устал от этого торга, от этих компромиссов.
П.ЖУРАВЛЕВ: А, может быть, референдум?
И.РЕЗНИК: Нет, понимаете, Россия - монархическая страна. Смотрите, тот гимн цари утверждали, в 1944 году утвердил наш царь Иосиф Виссарионович, следующий наш царь Борис Николаевич тоже. Ведь он не спрашивал никого - взял Глинку, правда, выбор был удачный. Ну, и последний наш... Если на то пошло, наш президент никого не должен был спрашивать, а взять и сказать - это будет и это.
П.ЖУРАВЛЕВ: Что, просто опять топнуть?
И.РЕЗНИК: Ну, почему топнуть? Как топнуть? Почему же тогда вы не говорили с Борисом Николаевичем, почему он взял Глинку, а не Богословского или Мурадели?
П.ЖУРАВЛЕВ: Ну, значит на тот момент всех это устроило.
И.РЕЗНИК: Просто мы не обратили на это внимание.
П.ЖУРАВЛЕВ: Ясно конечно, что коммунисты как были со своей любимой музыкой, так и остаются с ней сейчас.
И.РЕЗНИК: Они выиграли, безусловно. Но, вообще-то, традиция России такая. То есть, мы устраиваем обсуждение, потом оно выливается в базар, перепалки... Я посмотрел последнее "Зеркало" Сванидзе - все друг друга перебивают, Любимову говорить не дают, кто-то реплики отпускает, Жириновский... Это такой базар - стыдно.
П.ЖУРАВЛЕВ: Ну, хорошо. Но ведь нам нужно выбирать.
И.РЕЗНИК: Так давайте выбирать. На самом деле, этого так называемого конкурса не было, потому что если бы мы взяли, например, музыку Пугачевой и послушали ее 30 раз... Газманов написал, написал Демарин, Свиридова написала старый вариант, Овсянников... Пускай они бы позвучали, ведь за один раз трудно воспринять. Мы же гимн Советского Союза слушали 60 лет, Глинку - 10 лет. Так как Глинку мы слушали 10 лет, а гимн Александрова 60 лет, поэтому он и выиграл, потому что привыкли. А Овсянникова или Пугачеву слушали всего один раз в "Зеркале". Сравните. Кто будет соревноваться, ведь соревнования-то никакого?
П.ЖУРАВЛЕВ: И, тем не менее, никто другой процедуры не придумал.
И.РЕЗНИК: Ну, так давайте сейчас хотя бы на музыку Александрова с хорошей современной аранжировкой, с хорошими светлыми, а не декларативными словами сделаем этот компромиссный вариант. Вот и все.
П.ЖУРАВЛЕВ: Поэт Илья Резник в эфире "Эхо Москвы". Большое Вам спасибо.


Петр Журавлев

Эхо Москвы

Док. 527097
Перв. публик.: 11.12.00
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 289

  • Резник Илья Рахмиэлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``