В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Резник: Поэт служит и композитору, и певцу Назад
Илья Резник: Поэт служит и композитору, и певцу
Песни на стихи Ильи Резника исполняли Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Ирина Понаровская, Валерий Леонтьев, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина, Евгений Мартынов, Николай Караченцов... Вряд ли имеет смысл перечислять все имена - слишком длинным получится список. Впрочем, как и перечень наград, которыми отмечено творчество заслуженного деятеля искусств России Илья Резника.
А еще Илья Рахмиэлевич может похвастаться тем, что является обладателем целых двух "звезд". Одна из них - за выдающийся вклад в отечественную культуру - "зажглась" в 1998 году на Площади Звезд в Москве; другая, носящая его имя, сияет в созвездии Орион. Он - автор более десяти книг, в том числе: "Алла Пугачева и другие", "Жизнь моя - карнавал! Бриллиантовые песни", "Мужик"... Но сам Илья Резник, как ни странно, больше всего гордится тем, что его стихотворения включены в детскую хрестоматию.

- Илья Рахмиэлевич, это правда, что вы переехали в столицу из Ленинграда по приглашению Аллы Пугачевой?
- Я могу назвать Аллу своим добрым ангелом. Она настаивала и звала: "Илюшка, переезжай, здесь в кооператив вступишь". Я и решился. Пока ждал квартиру, жил у Аллы на Тверской. С огромным удовольствием вспоминаю этот период своей жизни: за несколько месяцев я написал больше семидесяти песен. Среди них и "Без меня тебе, любимый мой"

- От кого-то я слышал, что между вами и Аллой Борисовной существует прямо-таки телепатическая связь.
- У нас даже "сеансы" телепатической связи были! Один из них произошел в "Олимпийском" на премьере моей песни "И это все моя вина". Я забрался на самую верхотуру зрительного зала. Алла - внизу, на сцене, такая маленькая-маленькая... Я, конечно, жутко волновался и повторял текст вместе с ней. Неожиданно во втором куплете забываю вторую строчку. И, представляете, Алла забывает ту же самую строчку и поет "ля-ля-ля!"

- Зрители ничего не заметили?
- Нет, конечно, Алла же великий мастер!

Твои амбиции - на втором плане
- О вас идет слава человека весьма крутого нрава...
- А у кого простой характер, скажите? Вообще-то я человек довольно покладистый. По гороскопу я Овен и Тигр, который долго терпит, но, когда ему надоедает это делать, его "звериная сущность" дает о себе знать. Вот и я в конце концов не выдержал, когда началось беспардонное воровство моих стихов. Хотя за все время у меня было только два конфликта с исполнителями.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем американском периоде жизни.
- Со своей театральной труппой мы поехали в Америку: получили приглашение. В Штаты отправились, как оказалось, с нечистоплотным продюсером, который сулил нам золотые горы. Но оказалось, что в стране в то время (это были 91-й и 92-й годы) люди практически не ходили в театры. Мы еле-еле могли себя прокормить, ни о какой прибыли, разумеется, и речи быть не могло. Чтобы как-то продержаться, я начал писать песни для русскоязычных музыкантов, которые жили в Лос-Анджелесе. За два года сделал три проекта. В Москве у меня потом вышли два диска "Звезды эмиграции поют песни Ильи Резника".

- Про вас можно сказать, что однажды вы проснулись знаменитым?
- Нет, такого не было. Я труженик, всегда очень много работал. Играл в театре, пел бардовские песни, занимался пародией, писал сценарии капустников И в конечном итоге количество перешло в качество. Моей первой популярной песней стал "Толстый Карлсон", потом "Золушка" - это было в 1969 году. Кстати, Людмила Сенчина поет "Золушку" до сих пор. "Вернисаж" и "Маэстро" появились значительно позже. В Ленинграде меня постоянно прижимали, выбрасывали из эфира, а в Москве все пошло по-другому. Это город, который я просто обожаю. У меня вышла книга с 314 четверостишьями. Так вот там есть такое: "Путь далекий держит Волга, и высок орла полет. Надо жить в России долго, чтоб тебя признал народ"...

- Народ вас признал, и это очевидно. А с чего начиналась ваша литературная карьера?
- С книги для детей, она называлась "Тяпа не хочет быть клоуном". У меня вышло несколько детских книжек, сборник басен, большой том сочинений для детей. Так что называть меня поэтом-песенником по меньшей мере неточно.

- Тем не менее у вас есть стихи в защиту поэтов-песенников.
- Да, я защищаю жанр, которому отдал много времени, сил и нервов. В стихах, которые стали по-настоящему народными песнями, меня всегда поражает их удивительная простота. Не примитив, а именно гениальная - сродни пушкинской, блоковской - простота. Писать заумно, метафорично - легко. Писать просто, ясно и в то же время емко, выразительно - необыкновенно трудно. Еще труднее, когда ты сотрудничаешь с композитором, который, как, скажем, Раймонд Паулс, не может сочинять музыку на готовые стихи. И ты должен "попасть" своими рифмованными строками в прихотливую музыкальную форму. В песне твои авторские амбиции отходят на второй план, в первую очередь ты призван служить композитору, певцу Цветаева как-то сказала: если стихи не музыкальны, если их нельзя спеть, то это уже не стихи.

Я хотел быть адмиралом
- Кто из солистов современной эстрады вам по душе?
- Я считаю, что Алла Пугачева по-прежнему непревзойденная певица. А так я больше ни от кого не умираю. С огромным удовольствием вместе с Ириной Алексеевной Романовой я провожу Всероссийский конкурс моих песен "Маленькая страна". В нем участвуют ребята со всей России от десяти до восемнадцати лет. Какие талантливые дети! Вот наше будущее.

- Какие песни вы написали за последнее время?
- Для Аллочки написал песню "Синее небо", для Тамары Гвердцители - "Мольбу" на музыку Чайковского. Не забываю и о себе любимом. Вместе с ансамблем Елисеева написал пятнадцать песен, исполняю их на своих концертах, в том числе и новые, например, "Не отрекаются от страны".

- Интересно, о какой профессии вы мечтали в детстве?
- Кем я только не мечтал стать! В четвертом классе хотел поступить в Нахимовское училище, чтобы стать адмиралом. После седьмого решил пойти в артиллерийское училище. Но потом пришел во Дворец пионеров, где занимался во всевозможных кружках - хоровом, балетном, юных затейников Это, скорее всего, и подтолкнуло меня к тому, чтобы стать профессиональным артистом. Но в Ленинградский институт театра, музыки и кино поступил только с четвертого раза. А до этого пришлось сменить немало профессий: работал лаборантом в мединституте, рабочим сцены, электриком на заводе. Так что фраза "как тревожен этот путь" для меня не просто слова Я и деньги всю жизнь - и в юности, и в зрелом возрасте - зарабатывал очень тяжело. Помню, кто-то из питерских друзей позвонил однажды и сказал, что в Парке культуры и отдыха есть работа: мы жили очень бедно. За ночь платили два рубля пятьдесят копеек, нужно было всю ночь сидеть в шлюпке и работать веслами. А гармонист и певица в это время развлекали публику. Так вот под утро у меня на ладонях были огромные кровавые мозоли...

- Расскажите о семье, в которой вы выросли.
- Я родился в Ленинграде, в семье политэмигрантов. Мои родители приехали из Копенгагенав Советский Союз. Отец погиб во время Великой Отечественной войны, ему было всего 26 лет. Меня воспитывали бабушка с дедушкой.

- Мальчишкой росли хулиганистым?
- Ну, до настоящего хулиганства дело не дошло, хотя в третьем классе я уже начал покуривать. Мы росли романтиками, у нас были тайные общества типа мушкетерских, играли в казаки-разбойники, лазили по крышам, ездили на подножках трамваев. Словом, было нормальное питерское детство.

Муза - моя поддержка
- Где вы работали после театрального института?
- Семь лет проработал в ленинградском Театре имени Комиссаржевской. Не скажу, что был ведущим артистом, но роли были самые разные. И, по-моему, я с ними неплохо справлялся. Спустя много лет на одном из творческих вечеров профессор Зиновий Корогодский, который преподавал у нас на курсе, сказал, что я - лучший исполнитель роли Дорна в "Чайке". Потом эти же слова повторил и мой бывший однокурсник. Я был поражен таким отзывом!

- А в качестве киноактера свои силы не пробовали?
- Я мечтал сниматься в кино, но при моей, скажем так, специфической внешности в те годы это было нелегко. Хотя пробовался на роли Блока, Дзержинского... Через много лет, когда я уже состоялся как поэт, стали поступать предложения с "Ленфильма", но мне было жалко своего времени. Так что, кроме "Принца Флоризеля", в одном из эпизодов которого я сыграл паралитика, в кино у меня больше ничего не было

- А почему Алла Борисовна прозвала вас "Король Лир"?
- Я первым из поэтов получил международную премию "Золотая братиславская лира" за песню "Яблони в цвету". Потом были Серебряная, Бронзовая лиры, а в 1986-м мне вновь присудили Золотую лиру за песню "Вернисаж". Вот отсюда и "Король Лир"...

- Вы можете назвать себя богатым человеком?
- Какой же я богатый, если даже вот эту дачу, где мы с вами сейчас находимся, я только снимаю? У меня есть машина, но гаража нет. Хотя, конечно, бедным меня тоже не назовешь, плакаться не буду.

- Слышал, что вы - многодетный отец
- У меня пятеро детей. Старший, Максим, журналист, писатель, драматург. Когда мы разводились с его матерью, он, будучи мальчишкой, сказал, что останется со мной, заявив судье: "Если я не останусь с папой, то брошусь под трамвай!" Еще одному сыну, Артуру, семнадцать лет, он учится в школе, кстати, именно ему я посвятил свою поэму "Король Артур". Дочери Алисе тридцать один год. И хватит о детях!

- Скажите, вы человек влюбчивый?
- Во всяком случае, сейчас у меня есть человек, которого я люблю, это моя муза, которая не только вдохновляет меня, но и во всем поддерживает.

Гуревич Л.

журнал для женщин "Сударушка"
http://www.sudarushka.su/

Док. 527102
Перв. публик.: 31.03.08
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 97

  • Резник Илья Рахмиэлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``