В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Царьков: Правильно ли Вам продали товар? Назад
Андрей Царьков: Правильно ли Вам продали товар?
В магазинах, салонах, супермаркетах и так далее каждый из нас часто совершает покупки товаров для личного использования. Вроде как здесь нет ничего сложного: выбрал, оплатил, забрал. На самом деле стоит быть внимательным уже на стадии выбора товара, а затем при оформлении документов на покупку. Об этом же постоянно говорят специалисты Роспотребнадзора по Тверской области. Иначе возможны недоразумения и даже прямые нарушения прав потребителя.

Вот пример. Покупательница решила приобрести устройство беспроводной связи для своего сотового телефона в салоне "Евросеть". Продавцы уверенно положительно представили товар, вручили коробку с изделием и сопутствующими деталями и бумагами, выдали чек на покупку.

Дома опробовали покупку, вроде как устройство работает. Но насторожило, что на чеке нет указания реквизитов продавца в Твери. Нет документов на гарантию. Нет указаний на реквизиты продавца. То есть, информация о товаре явно неполная. Также не ясно, куда обращаться в случае возникновения проблем с товаром. А проблема возникла быстро - спустя около месяца, всего через пять-шесть раз использования крепления к уху, оно сломалось при условии аккуратного его использования. Что делать, если сломается второе, запасное крепление? Да и подозрительно быстро оно сломалось.

На коробке к устройству беспроводной связи обнаружилась ссылка на 2 года гарантии производителя. Уже не плохо. Покупательница обратилась в салон для решения своей проблемы и разъяснения той информации, которая не была предоставлена при покупке, включая пояснения о причине отсутствия гарантийного талона. Однако диалога не получилось. Со стороны сотрудников салона было неприятие любых вопросов и претензий потребителя, даже ей предложили самой искать информацию о производителе в Интернет или звонить куда-то в Москву. А по поводу отсутствия гарантийного талона заявлено, что чек на покупку - это и есть гарантийный талон с гарантией один год, хотя ничего в чеке не подтверждало такое смелое заявление.

Покупательница зарегистрировала письменную претензию по всем основаниям нарушения ее прав потребителя, потребовав расторгнуть договор купли-продажи и возврата уплаченных денежных средств. Спустя некоторое время ей предложили, после звонка в салон о результатах рассмотрения претензии, прийти и забрать ответ. Но вместо ответа покупательницу ждала плохо читаемая ксерокопия факса, не ясно, откуда присланная и кем подписанная.

Учитывая, что ксерокопия, если она не заверена "живыми" подписью и печатью, не является документом, а, тем более что прочитать написанное полностью не представлялось возможным, покупательница отказалась забирать такой якобы ответ, потребовав предоставить ей первый экземпляр ответа, с "живыми" подписью и печатью. На что получила в свой адрес негативную реакцию и отказ что-либо делать.

При отсутствии надлежащего ответа на свою письменную претензию и при негативном поведении сотрудников салона, потребитель обратилась в мировой суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи устройства беспроводной связи, уплаты пени за просрочку исполнения законного требования потребителя и компенсации морального вреда.

Мировой судья Центрального района города Твери 10 октября 2008 года ввиду отказа ответчика получить судебное отправление и неявки ответчика в суд вынес заочное судебное решение в пользу потребителя. Суд сделал вывод, что истцу не была предоставлена вся информация о товаре в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей". В случае непредоставления продавцом полной и достоверной информации потребителю о товаре (работе, услуге) продавец несет в соответствии со статьей 12 указанного закона ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статья 29 закона за недостатки товара, возникшие после передачи его потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Суд постановил расторгнуть договор купли-продажи на указанный товар и взыскать с продавца в пользу потребителя 3200 рублей стоимости товара, а также 3200 рублей пени и компенсацию морального вреда 2000 рублей. Дополнительно суд постановил взыскать с продавца в доход государства 356 рублей госпошлины и 4200 рублей штрафа.

Судебное решение ответчиком не было обжаловано и вступило в законную силу с 25 ноября 2008 года. 26 ноября 2008 года исполнительный лист был предъявлен потребителем к взысканию службе судебных приставов Центрального района города Твери.

Вывод из данного примера напрашивается очевидный. Надо тщательно осматривать приобретаемый товар и его упаковку, а также прилагаемые документы, особо обращая внимание на наличие инструкции по эксплуатации на русском языке, наличие адреса изготовителя, сведений о технических характеристиках товара и гарантийных обязательствах. А при оплате покупки следует требовать выдачи гарантийного талона с внесением в него срока гарантии и заводского номера изделия. Следите и за тем, чтобы реквизиты продавца (наименование, ИНН, адрес и телефон местонахождения руководства) были вам доступны и прилагались к документам на купленное изделие. Иначе доказывание своей правоты или своих прав может затянуться. Причем защита своих прав может оказаться не столь успешной, как в приведенном случае. Очень часто потребитель остается ни с чем или получает существенно меньшую компенсацию своих нарушенных прав.

Хотелось бы привести и такой пример. Он больше комичный, чем проблемный. Случилось это событие в сентябре текущего года в одном из компьютерных салонов, где мною приобреталась карта памяти, так называемая "флешка". Мой вопрос о гарантии был удовлетворен сразу - один месяц с даты покупки. Следующий вопрос о гарантии производителя вызвал затруднение. Продавец заявил, что они сами устанавливают гарантию, вне зависимости от гарантии производителя. Но ведь так не должно быть! На просьбу все же посмотреть срок гарантии производителя продавцы откликнулись быстро. Благо в компьютере были все сведения о продаваемых товарах. И тут у продавца, смотрящего в компьютер, вытянулось лицо от удивления. Его ответ порадовал и тоже удивил. Оказывается, производитель установил на свое изделие гарантию в 60 месяце, в пять лет. Согласитесь, один месяц гарантии и 60 месяцев - слишком большое различие.

Продавец выписал мне гарантийный талон на "флешку" с указанием гарантии в пять лет. И мы расстались, наверное, довольные друг другом. Покупатель получил хорошую гарантию, а продавец избежал ответственности за нарушение прав потребителя.


26.11.2008

www.viperson.ru

Док. 527345
Перв. публик.: 26.11.08
Последн. ред.: 28.11.08
Число обращений: 22

  • Царьков Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``