В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трудная свобода Ирины Апексимовой Назад
Трудная свобода Ирины Апексимовой
Сейчас очень распространена антреприза. Как относитесь к
такому виду театральной работы?
Ужасно! Это слово себя дискредитировало. Что такое антреприза?
Это частные театры, которые не могут содержать постоянную труппу. Как
правило, это коммерчески успешные предприятия за счет невысокого
качества продукции.
Ваши спектакли - это тоже ведь антреприза
Если бы я могла создать свой государственный театр, то было бы
очень хорошо.

Какие спектакли ставили бы?
Во первых, ко мне приходили бы совершенно разные режиссеры,
во вторых, классика обязательна. Сейчас очень модно говорить про
новое прочтение. Но новое прочтение - это не значит в испохабленном
варианте.

Есть искусство, а есть социальный запрос времени, между
собой они все чаще не совпадают.
Социальный запрос времени это как раз те сериалы, которые
идут на телевидении, антреприза, в которой играют 4 5 известных имен.
Это, как правило, переводная итальянская или французская комедия
положений, и все это невысокого качества. Умираю, когда вижу, как
зрители аплодируют и ржут над этим.

Что делать театру, чтоб зрители не ржали, а смеялись?
Нужно обращаться к хорошей драматургии. Будь она современ ной или классической, ставить должны умные режиссеры, а не халтур щики. Надо делать, надо пробовать. Не всегда это победа, очень часто
это и поражение, но тем не менее необходимо искать и работать. Нужно
искусством заниматься, а не тем, что якобы модно.


А нынче в моду вошли мюзиклы. Андрей Гончаров в свое
время говорил о том, что мюзиклы - это не наш менталитет, не
наш жанр.
Когда я делала "Веселых ребят" - это была музыкальная комедия,
и это по нашему! Наша публика привыкла к водевилю и оперетте. Да и
дело даже не в жанре. У нас нет привычки ходить в театр, а мюзикл - это
тот самый жанр, который подразумевает, как на Бродвее, ежедневные
показы. У нас нет этой системы.

Хоть редко, но зачем то зритель сегодня ходит в театр?
Основная масса ходит на "посмотреть" на популярных актеров с
экрана, а другая чтобы получить живую ежесекундную эмоцию, и таких
гораздо меньше.

Искусство реалистично, а не натуралистично, и если мы сни(
маем войну, то не обязательно показывать смерть и кровь ради
дешевой минутной эмоции. Согласны?
Картина "Они сражались за родину". Потрясающая команда акте ров, доказавших эту истину. К сожалению, не все на это способны.
Очень много крови, зла, жестокости. Вот он - социальный запрос вре мени.


Почему сегодня стало модно показывать правду просто и
прямо?
Искусство должно быть не за, а вопреки. В советское время не
было вседозволенности. Талант появлялся в умении найти 3 й, 4 й, 5 й
план, чтобы умудриться донести до народа мысль. А сейчас у нас свобо да слова. Все можно. Вот и неинтересно!

У вас в продюсерском центре много молодежи. Скажите, как
обстоят дела с талантами?
Талантливых много, мощных не видела. Основная проблема в
том, что, проучившись в театральном институте 4 года, они ничего не
умеют. Это зависит и от педагогов (хотя хороший артист - это не обяза тельно хороший педагог), и от самого поколения, которое ни к чему
серьезно не относится. Им важнее успех, блеск, звездность, аплодис менты, чем профессионализм.

Они смогли бы заменить тех маститых и великих, которые, к
сожалению, ушли и продолжают стремительно уходить от нас?
Заменить Татьяну Лаврову или Кирилла Лаврова? "Иные девы,
сменив, не заменили вас", писал Пушкин. Поэтому не заменить, а быть
либо продолжением, либо просто другими.

Если наше поколение сравнить с театральным жанром, то с
каким?
Трагифарс. Потому что, с одной стороны, они в 15 лет уже взро слые, с другой - абсолютное отрицание опыта поколения. Это было
всегда, но нынешние отрицания абсолютно смешны. Молодые всегда
лучше знают, что делать и как быть, но все таки нельзя быть настолько
категоричными.


Ваша дочь Дарья - тоже представитель нынешнего поколе(
ния трагифарса?
Девице уже 13 лет. Она абсолютно разрывается между моим мне нием, так как я для нее в любом случае авторитет, а с другой стороны, я
вижу, что ей нравится и что она приносит от своих друзей. Вот ее болта ет! Утром эмо, вечером читаем Гамлета.

Что было в вас, чего нет в Даше?
У меня с детства всегда было хорошее ощущение границ. Я знала
их месторасположение и не делала никаких глупостей. Я не знаю, ощу щает ли Даша эту грань.
Обобщать вашу карьеру недопустимо хотя бы потому, что
она всегда в движении. Но все(таки расскажите о каких(то ключе(
вых моментах, которые изменили, помогли чему(то.
Поступление в школу студию МХАТ, уход из школы студии МХАТ
и сегодняшняя свобода. Когда не поступила в театральный, хотела
пойти в хор (моя мама хормейстер), туда не взяли, но зато тут же взяли
в кордебалет.

Обидно было?
Пару лет назад снимали программу "Возвращение домой". И пер вый, кто меня встретил, это хормейстер, не принявший когда то петь:
"Представляешь, как хорошо, что я тебя тогда не взял?!"
Как относитесь к неудачам, потерям?
Как идиот! Один приятель мне как то сказал: "Фраза "Все будет
хорошо" потеряла свою актуальность". Для меня - нет!
Вам свойственна мстительность, злопамятность?
Может, это прозвучит высокомерно, но я жалею тех, кто делает
мне гадости. Это слабые люди. Сделать добро и простить намного слож нее, чем просто отомстить.
Актеры не очень любят этот вопрос, но нам, обывателям,
расскажите, что значит войти в роль?
Как сапожник шьет сапоги? Он знает, как выкроить из кожи сапо ги, мы знаем, как выкроить роль, поведение, интонации. Это профес сия.
Слышала историю, что на съемках фильма
"Клетка" вы расплакались. Неужели так трепетно
относитесь к профессии?
Плакала из за того, что не получалось сделать
сцену. Надо было играть по первому плану, а по перво му плану чего то не хватало. Очень жалко, что сцена так
и не получилась!
По жизни часто играете по первому плану?
Это принципы моей свободы. В моей театраль ной компании нет проблем, свойственных театраль ным труппам: разборок,
дележки ролей, и это позво ляет играть именно по пер вому плану.
Ирина, вы свободолюбивый человек. В чем вы свободны, а в
чем нет?
Главное, что человек никогда не свободен сам от себя. Я свободна
от того, что каждый день должна ходить на работу с 9 до 19, но посколь ку я сама себе и артистка, и продюсер, то, значит, я должна пахать ради
этого с утра и до ночи. Я не свободна от того, что должна содержать
семью. Свободна в мыслях, но не свободна в разговорах. Нельзя жить в
обществе и быть от него свободным.
А хотелось бы?
Иногда да, с моим глупым языком Но я не
могу сказать то, чего хотелось бы.
Есть хорошая фраза: "Если ты свободен,
значит, ты не нужен никому". Как относитесь к
одиночеству?
Отношусь к нему с наслаждением. Может
быть, из за большой семьи. Люблю побыть одна,
подумать, но могу побыть наедине с собой только в
машине. Одиночество для меня важно, чтобы в
голове что то заработало.
Все ли готовы к свободе? Всем ли она полезна?
Свободный человек должен быть внутри очень интеллектуально
организован. Таким не страшно давать свободу.
В нашей стране можно давать свободу?
Я не знаю.
Вам неинтересно, что происходит в стране?
Давайте по Булгакову: пусть каждый в своей квартире наводит
порядок. Тогда у нас в стране будет все хорошо. Я лучше буду менять то,
что зависит от меня.
С чем бы вы могли сравнить Россию?
Бенгальский огонь, который никак не могут потушить.
20
Излюбленный вопрос: как удается хорошо выглядеть?
Вот если мне при моей сегодняшней внешности было бы лет 60,
вот тогда можно было бы задавать такие вопросы. Глаза все равно 40 летней женщины. Весь опыт, те знания, которые рождают печаль, - в
глазах.
Что же в глазах у Ирины Апексимовой?
Когда мне было 20 лет, они были более круглые, я была открытая,
у меня не было особых неприятностей, переживаний, трагедий, потерь.
Но от этого никуда не денешься. Потерянные близкие люди - это все в
глазах.
Вас часто называют грымзой, стервой
Это та самая неправильная свобода, которую дал Интернет. Сидит
какой то человек - ущербный, закомплексованный или, как он считает,
абсолютно свободный и пытается рассказать гадость через компьютер
про человека, которого он видит только по телевизору или на сцене. Ну,
выйди напрямую, покажи свое лицо. Скажи: "Я тебя ненавижу". На них
не надо обращать внимания. Это та самая несвобода, когда читаю глу пости и расстраиваюсь. У меня есть фанаты, которые сделали сайт. Я
видела, что он появился, - не более того. Тут же написали: она наплева тельски относится к своим поклонникам. Ребят, но если я не участвую в
этих разговорах - это ничего не значит. Вы сначала меня спросите,
нужен ли мне этот сайт, чтобы туда лазить, отвечать.
Помнится наша с вами первая встреча: черная иномарка,
тонированные стекла, женщина в черном
Если я ношу черный, это не говорит о том, что сволочь, это штам пы, которые навязывали социуму книжки и сериалы. Если плохая - зна чит, брюнетка с карими глазами, если хорошая - значит, блондинка с
голубыми. Это нежелание мыслить. Это те самые люди, которым нельзя
давать свободу.
Если бы вы встретили сегодня девочку Иру Апексимову, что
бы вы ей сказали, о чем предупредили?
Я бы сказала только одно: "Больше доверяй себе и меньше слу шай остальных. Отвечать надо за свои ошибки, а не за чужие решения".
А что бы сказала девочка Ира Апексимова вам?
Когда я была маленькой девочкой, то думала, что могла бы
достичь большего, могла бы достичь лучшего. Не смогла, затормози лась. Я фаталист. Но все таки мы сами кузнецы своего счастья.
Вам задавали много вопросов. А чего еще не спрашивали?
У меня нет такого, что дайте мне сказать, дайте открыть рот. Мне
этого не надо. Не знаю.


http://www.millionaire.ru/

Док. 527365
Перв. публик.: 28.02.07
Последн. ред.: 28.11.08
Число обращений: 84

  • Апексимова Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``