В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентин Юдашкин. Космополит и патриот Назад
Валентин Юдашкин. Космополит и патриот
Этому дизайнеру российская мода обязана тем, что ее перестали воспринимать как нечто пафосно-возвышенное. Он сделал ее узнаваемой и популярной во всем мире. И еще доказал, что мода - не только искусство, но и важная статья экспорта. Он современен, но не отказывается от культурного наследия прошлого. Одевает элиту, и успевает работать сразу в нескольких направлениях. Делая моду, сводит воедино Интернет и ручную вышивку. О его творчестве можно рассказывать долго, но его имя настолько знакомо публике, что он не нуждается в особых представлениях. Валентин Юдашкин.

- Валентин, вы, пожалуй, самый космополитичный из отечественных дизайнеров: Вы и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Москве. Как Вам это удается?
- Мой Дом моды работает уже долго, и мы практически каждый год открываем новые направления: ювелирные изделия, столовое серебро, фарфор, сейчас вот готовим к запуску спортивное белье - мужское и женское, скоро будут солнцезащинтые очки. Поэтому когда мы говорим о готовой одежде - ее мы представляем в основном в Милане или Нью-йорке, а предметы роскоши - в Париже. Меняются общественные вкусы в области моды - меняются центры ее представления. Показы в Нью-Йорке интересны тем, что в Америке больше развиты средства скоростной коммуникации - Интернет-издания сообщают о показах практически сразу же после их проведения. Покупатели имеют возможность выбирать вещи по Интернету, и даже приобретать таким вот образом. Это очень важно для моды.

- Не способствует ли Интернет плагиату в моде?
- Скорее, наоборот - помогает защитить авторские права. Судите сами. Многие глянцевые издания публикуют фотографии коллекций спустя несколько месяцев после показа. И за эти несколько месяцев неизбежно происходит утечка информации - раньше фотографы продавали снимки с показов мастерским, специализирующимся на плагиате. И когда наступает сезон продаж, рынок оказывается насыщенным подделками, копиями, подражаниями. А Интернет - это практически прямая трансляция: покупатели видят, кто предложил ту или иную идею, видят, как выглядит оригинал.

- Ваш Дом моды, похоже, настроен именно на современные технологии
- Дело в том, что наши производители разбросаны по всей Европе, и с ними надо поддерживать практически мгновенную связь. Из нашего дизайн-центра, в котором разрабатываются лекала, мы отправляем всю необходимую документацию на фабрики с помощью электронной почты - это удобно и быстро. Если бы не e-mail, пришлось бы везти, дожидаться - время уходило бы впустую.

- Но мода все-таки ассоциируется у большинства не с высокоскоростными покупками через Интернет, а с походом в бутик, примеркой - так сказать с традиционными вещами
- Естественно! Всегда хочется пойти в магазин, потрогать, примерить самому. Но узнать последние новости сейчас возможно только через Интернет. Однако традиционное соприкосновение с модой останется - только при личном контакте с вещью можно определить, подходит она тебе или нет.

- Вы оказались в той маленькой группе дизайнеров, которые успели показать свои коллекции в Нью-Йорке до трагических событий в сентябре
- Мир моды многого ожидал от этих показов - они широко рекламировались. Мы успели - но на все Божья воля. То, что случилось там - просто ужасно. И то, что произошло, перекрыло все остальное - Америке не до моды.

- Для Вас показ был удачным?
- Для нас это новый рынок, мы там второй сезон. Все-таки европейский дизайн для американского глаза имеет определенное очарование. Коллекция - на обычном нашем уровне. Но интерес к ней был очень высоким. Показ проходил утром, в 11 часов, а зал был полон - такое внимание нас порадовало. В прессе публиковались большие материалы, прошли репортажи на телевидении

- Понятно, что американский модный рынок отличается от европейского. Но лично для Вас в чем тут различие?
- Во-первых, иная подача. Модная одежда продается в Америке в крупных универмагах - и работа в них более профессиональна, чем в европейских. В Европе мода предпочитает бутики. Американская женщина очень четко придерживается этикета в одежде, и никогда не спутает вечернюю одежду с дневной, деловую - со свободной. В Европе строгостей меньше. А у нас в России вообще сложная ситуации. Например, куда мужчина может надеть смокинг? Мероприятий такого уровня, куда непременно нужен смокинг - раз-два и обчелся. Конечно, вкус - это что-то очень относительное. Поэтому европейские претензии к американцам, одевшим когда-то классические брюки с кроссовками, спустя какое-то время стали необоснованными: такое сочетание стало встречаться даже у европейских дизайнеров - например, у Дома Шанель.

Синтез культур неизбежен, он естественен. Принято упрекать Америку в отсутствии культуры. Но это ведь неправда! Это не отсутствие, а синтез культур, в которых привнесли свое англичане, французы, китайцы, ирландцы, русские - да много кто. И они, между прочим, не только смешивают, но и берегут свое национальное своеобразие: например, разные диаспоры устраивают национальные праздники. В любом американском городе помимо космополитичного делового центра можно обнаружить множество национальных кварталов, представляющих чуть ли не все страны мира

- Чувствуется, что к Америке вы испытываете личную симпатию. Как по-вашему, сильно отразится теракт в США на мировой экономике, а в частности - на индустрии моды?
- На мой взгляд, это очень сильно повлияет на ситуацию в моде. Особенно в европейской, для которой Америка была мощным рынком сбыта. Но за кризисом всегда следует подъем. Мода сейчас очень сильно зависит от экономики - из искусства она превратилась в бизнес. И это придает ей авантюрности, интереса Однако кризис обязательно пойдет на пользу. Ведь сейчас ситуация в моде накалена до предела: показы опережают моду уже не на полгода, а на год. Мы спешим, чтобы всюду успеть, живем даже не завтрашним днем, а послезавтрашним. И многое при этом упускаем. Надо иногда останавливаться и задумываться.

- Как складываются ваши отношения с парижским Синдикатом высокой моды?

- Как складываются ваши отношения с парижским Синдикатом высокой моды?
- Пока никак. Платим взносы. А показы Я же не могу показывать в Милане, Париже и Нью-Йорке одну и ту же коллекцию. В этом нет смысла. Пока я являюсь членом синдиката, а там посмотрим. Париж - это мой старт. Попробовал - оказалось, что ничего страшного, ничего сложного. Когда я там появился, мной интересовались больше с политической стороны. А сейчас мой Дом моды устраивает показы в хороших местах, появились друзья, появилась своя пресса. Особенно приятно было, когда журналисты специально на мою коллекцию прилетели в Нью-Йорк. С дороги звонили, предупреждали, что опаздывают, просили задержать начало показа. Хотели непременно сами заснять. А Париж Было время, когда он объединял дизайнеров. Но сейчас...

Некоторых членов синдиката можно лишь условно назвать "парижанами", так как производство у многих вне пределов Франции. Главное, у синдиката нет точных правил игры. Они меняются относительно каждого игрока. Когда мой Дом был помоложе, поскромнее, такое положение дел можно было терпеть. Но сейчас некоторые вещи уже кажутся придирками. Еще в самом начале, когда мы были малоизвестными, французские дома чуть ли не инкогнито приходили на мои показы, подпольно покупали билеты - чтобы взглянуть на вышивки, на идеи.

Но сейчас мы уже встали на жесткий уровень, знаем себе цену - и отношение к нам изменилось. В Париже больше любят несчастных, начинающих 10 лет назад мы попали в сложное для синдиката время, когда был нарушен баланс показов: осталось 12 модельеров, представлявших высокую моды. Меня, Валентино и Версаче упрашивали войти в синдикат - и мы вошли в один день. А потом были симпозиумы на тему как вернуть высокой моде ее значение. Были выдвинуты несколько националистические идеи - а может, чисто коммерческие, - о размещении производства во Франции.

- Каждое платье - это отдельная история Не могли бы рассказать, как складываются ваши отношения с вашими творениями?
- Платья - как дети, требуют внимания. С каждым проводишь много времени, знаешь его до мельчайших подробностей. Так его изучишь, что уже просто видеть не можешь - кажется, что все в нем неправильно, все могло быть совсем другим. А проходит время, смотришь на него уже спокойно - и вроде ничего. Поэтому я так люблю новые вещи. Сейчас вот я закончил коллекцию для вильнюсского дома "Нийоле". Было очень интересно работать с мехом. Мех у меня и раньше присутствовал - но в виде отделки, а целую большую коллекцию я делал впервые. Я обращался с мехом скорее как с неким художественным полотном, а в Вильнюсе мне показали весь технологический цикл - обработку, покраску меха. Так вышло, что показ мы запланировали на 14 октября. Я не хотел отмечать свой день рожденья, но вот пришлось. Всегда получается, что в день рождения я то в перелетах, то на показах. Вот на этот раз решил, что побуду с семьей, но опять показ. А может, это и символично - все-таки первая коллекция для новой компании именно в день рождения.

- Ваша жена - очень светская женщина
- Это ее жизнь заставила (улыбается). Нас всюду приглашают, а поскольку я часто отсутствую, ей приходится заменять меня, делать что-то от моего имени. Такая вот семейная подстраховка.

- А любимый вид семейного отдыха у вас какой?
- Если это отпуск - обязательно выезжаем куда-нибудь вместе. Каникул зимних у нас сейчас не получается, очень жалко. В первых числах января начинается подготовка к неделе прет-а-порте - не до отдыха. Есть еще майские праздники - что-то все-таки хорошее есть в этой традиции.

- То, что ваша жена - модная женщина, это само собой разумеется. А как дочка относится к моде?
- У нее есть свое мнение о моде. Я ей ничего не навязываю. Носит большие джинсы, которые подметают пол, по две серьги в ухо Она - современный ребенок. Меня это радует.

- Вы не планируете создать какую-нибудь коллекцию в расчете на ровесников своей дочери?
- Наверное, что-нибудь подобное будем делать Но сейчас детская вещь, сделанная дизайнером, зачастую не отличается от продукции массового производства, только стоит дороже.

- Как по-вашему, российские женщины похорошели за последнее десятилетие?
- Конечно! Но наши женщины всегда держались на высоком уровне. Распространен стереотип, что у нас женщины менее ухоженные, чем на Западе - это из той же оперы, что у нас вечная зима и по улицам медведи ходят. Они всегда, даже в сложное время маленьких зарплат, изыскивали возможность красиво одеваться, находили модную помаду, духи. Этот факт как-то забылся сейчас.

- Не могли бы вы пожелать чего-нибудь нашим читательницам? Или посоветовать?
-Я не советчик - я и видение моды свое никогда не навязываю: ведь у каждой женщины есть свое чувство прекрасного, каждая знает, что нужно именно ей. А пожелать могу жить активной, интересной жизнью. Но чтобы поменьше тяжестей на нее наваливалось, а то ведь женщина - и мать, и хозяйка, и бизнес-леди. Быть любимыми, счастливыми и чтобы глаза блестели.

Виктория Селантьева

http://www.kleo.ru/

Док. 527413
Перв. публик.: 24.10.01
Последн. ред.: 28.11.08
Число обращений: 265

  • Юдашкин Валентин Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``