Древний русский город Нижний Новгород На земле его родилось множество славных имен России. И среди них ярко светится звездочка прекрасной актрисы - Людмилы Хитяевой.
Это она - синеглазая волжанка, сумела создать в кино такие незабываемые, проникающие в душу женские образы, которыми не могла не покорить все население Советской страны. Творчество Людмилы Хитяевой в основном пришлось на ХХ век, в котором прошла значительная часть ее жизни.
Родившись 15 августа 1930 года, она еще ребенком пережила тяжелое лихолетье Великой Отечественной войны, полное тревог и лишений. Ее родители своим самоотверженным трудом изо всех сил приближали день желанной победы. Мать - Вера Ивановна Хитяева военврач 1-го ранга спасала раненных, вывозя их на судне "Пролетарий" из пылающего Сталинграда. Отец - Иван Яковлевич Хитяев трудился на заводе, где в ту нелегкую для страны годину выпускали танки, и который впоследствии стал известным на всю страну автозаводом, выпускающим гордость отечественного автомобилестроения автомобиль "Волга".
В наступившее мирное время могучая и полноводная "мать - река" Волга свободно и легко понесла свои мощные воды далеко на Юг, призывая Великий город, расположившийся на ее благодатных берегах, начать путь возрождения, как уже не раз бывало в его древней истории.
Началась новая жизнь и у шестнадцатилетней Людмилы Хитяевой. Случайно оказавшись в стенах Горьковского театрального училища, сопровождая на экзамен подругу, заодно и сама решила прочитать перед приемной комиссией выученный монолог Катерины из "Грозы" А.Островского. Результат не заставил себя долго ждать - ее приняли на первый курс училища.. После окончания, работая на театральных подмостках в Горьковском драматическом театре им. М.Горького, Людмила Хитяева и не думала о карьере киноактрисы. И только когда известный прозаик и сценарист будущего нового фильма "Екатерина Воронина" Анатолий Рыбаков увидел ее на сцене театра, а затем передал о своем впечатлении режиссеру И.Анненскому, она, получив телеграмму, пришедшую из Москвы в театр с вызовом на съемки кинопроб, ни минуты не сомневалась в правильности своего выбора и уехала на пробы.
Кинороман "Екатерина Воронина", который вышел на экраны в 1957 году, стал ее удачным дебютом в кино. Где она своей реалистичной, далекой от штампов игрой показала всю незаурядность своей героини, с сильным самобытным характером, способную любить и прощать. И задала тон всем ролям, которые в дальнейшем довелось сыграть в кино. Съемки проходили в знакомой ей обстановке, в Нижнем Новгороде в порту на Стрелке. После выхода на экраны этого фильма к ней пришла огромная популярность, очарованные ее героиней кинозрители писали письма, ходили на творческие встречи. Ее стали приглашать на новые роли в кино. В 1962 году Людмила Хитяева увольняется из театра, прощается с любимым театром, с дорогим ей городом и навсегда уезжает в Москву.
"Мне жизнь подарила много ролей, много любви",- рассказывает актриса. Она была три раза замужем, и все ее мужчины были прекрасными людьми, самым длительным был брак с третьим мужем - 20 лет, но "в одно прекрасное утро я взяла и ушла. Считаю: в жизни творческого человека главное - работа". Еще в театральном училище она полюбила и вышла замуж за своего однокурсника, но совместная жизнь не задалась. Он был "мужественным и основательным", но Людмила "ушла от него, хотя сильно любила". А он "умирал каждый раз, когда слышал о моем новом муже и женился только через 14 лет после нашего разрыва". Здесь же в Нижнем Новгороде родился ее единственный сын Павел.
В 2005 году страна праздновала юбилей любимой актрисы. Солидный возраст Людмилы Ивановны не стал помехой в ее, насыщенной событиями жизни. Она "полна энергии и творческих планов", член Союза кинематографии России, член Попечительского совета общественного благотворительного фонда, активный участник кинофестивалей, конкурсов. Всегда окружена поклонниками своего таланта. И так же красива, как и в прежние годы, с яркой синевой глаз и необыкновенной улыбкой, о которой в 60-70 гг. говорили, что в России есть только две улыбки - Юрия Гагарина и Людмилы Хитяевой. Ее как-то спросили, не явилась ли привлекательная внешность актрисы причиной большого успеха в кино. На что ответила: "Ну, конечно. Но, если нет таланта, то любая внешность остается просто внешностью". Оглядываясь на прожитый путь, она не пишет воспоминаний, а раскрывается в своих стихах, которые читает на многочисленных творческих вечерах, проходящих при полных аншлагах.
Целая галерея созданных ею женских образов сильных, смелых, глубоких натур и, в то же время, женственных и обаятельных являются шедеврами российского классического кино, а фильмы представляют его Золотой фонд. Но Людмила Ивановна, снявшись более чем в 50 фильмах, считает, что: "Все мои лучшие работы в кино связаны с творчеством Шолохова, ведь мне посчастливилось сыграть ведущие женские роли в фильмах "Тихий Дон" и "Поднятая целина" благодарю за то, что судьба подарила мне возможность воплотить на экране его образы и встречаться с ним лично". В свою очередь М.Шолохов так отзывался о сыгранной ею роли Дарьи Мелеховой, в трехсерийном фильме "Тихий Дон", 1958 год, реж. С.Герасимов: "Ты украсила картинуСыграла лучше, чем я написал". Фильм занял первое место в прокате, его посмотрели 47 млн зрителей. И не удивительно, что именно М. Шолохов порекомендовал С.Герасимову утвердить ее на роль Лушки в фильме "Поднятая целина". Людмиле Хитяевой особенно удался образ казачек, с их мужественным, независимым характером, уверенностью в себе, но не лишенных лиричности и задора. На встречах с кинозрителями у нее часто спрашивали: "Вы, случайно, не донская казачка?".
С фильма "Тихий Дон" Людмиле Хитяевой открылся длинный и славный путь в большое кино. Где она с присущим ей темпераментом и талантом сумела выразить любовь к народному характеру. Это особенно чувствуется в фильмах: "Кочубей" 1958 год, реж. Ю.Озеров, "Евдокия" 1961 год, реж. Т.Лиознова, "Приваловские миллионы" 1972 год, реж. Я.Лапшин, "Василий Буслаев",1982 год, реж. Г.Васильев и др.
Людмила Ивановна часто посещает город своей юности - Нижний Новгород, где ей всегда рады и горды тем, что она их землячка. Актриса с яркой творческой судьбой, обладающая сама, как и ее героини, твердым характером и неуемной энергией.
И невольно вспоминается та далекая эпоха, в которой жил и творил великий иконописец Феофан Грек, создавая свои вечные фрески на нижегородской земле, вдохновленный прекрасными ликами русских женщин, к числу которых принадлежит наша современная мадонна Людмила Ивановна Хитяева.