В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Хитяева : `На съёмках у Герасимова мы не спали по три дня и рыдали горькими слезами!` Назад
Людмила Хитяева : `На съёмках у Герасимова мы не спали по три дня и рыдали горькими слезами!`
В современном кино нет "звёзд" - уверена актриса Людмила Хитяева . Дарья из "Тихого Дона" приехала в Челябинск поклониться великому режиссёру Сергею Герасимову. Киноклуб имени Оболенского организовал встречу поклонников с актрисой.

Встреча поклонников Людмилы Хитяевой с самой актрисой происходит в камерной обстановке. Между ней и её почитателями - расстояние вытянутой руки. Но, кажется, ни для кого это не повод для смущения.

- В такой камерной обстановке я в первый раз, - улыбается актриса. - Хочу предупредить: Не снимайте меня в профиль. Ненавижу.

В Челябинск актриса приехала после долгого "турне" по Приморью. Встречи с кинолюбителями проходили в больших городах и маленьких деревушках.

- Я проделала колоссальный путь, 1700 километров. Нагрузка, конечно, большая. Каждая встреча у меня была по два часа, с показом фрагментов, конечно. Я приехала в восторге. Эти посёлочки, которые раньше были полудеревушками, превратились в большие индустриальные прекрасные селения. Сейчас разницы между городом и деревней абсолютно никакой нет. Везде сидели интеллигентные люди. И когда меня спрашивали: " Людмила Ивановна, как вы чувствуете себя, ведь это такая трудная поездка?", - я отвечала: "Блистательно!" Я просыпалась с прозрачной хрустальной головой. Там ведь океан. Пленительный совершенно воздух, которого мы абсолютно в Москве не видим. Там же огромное количество машин, весь этот смог, да я ещё живу в центре.

Нетрудно догадаться, что свою поездку сюда Людмила Ивановна связывает с кинофестивалем "Любить человека", посвященным её великому учителю - Сергею Герасимову.

- Почему я приехала на фестиваль? Меня это современное кино мало волнует. Я приехала поклониться памяти потрясающего нашего режиссёра. Не мне вам говорить, что это за личность. Он не только поцелован Богом, кажется, и приобнял его. Я до сего времени помню фильм "Маскарад". Он ведь играл там роль - несколько слов! Но помню я его отлично. Яркая, мистическая фигура. Если бы он был актёром - это был бы выдающийся актёр. Ведь даже в том, что он сделал, виден почерк и виден талант.

Людмила Хитяева уверена: грани таланта Герасимова не перечесть. Актёр, режиссёр, а ещё прекрасный педагог, о таланте которого актриса знает не понаслышке.

-- Он растил не просто актёров. Каждый из них был личностью. Достаточно назвать имена. Первая его ученица - Тамара Макарова, хотя она была старше его по возрасту. А кроме неё, естественно, вся эта "молодая гвардия": и Нона Мордюкова, и Клара Лучко, не говоря уже о Никоненко, Еременко, Белохвостиковой, Гурченко... Никита Михалков у него "прошёл" режиссуру и стал выглядеть незаурядно. Когда Герасимов рассказывал, мы все сидели, раскрыв рты. Потому что это был такой мыслительный аппарат!

Творческий путь Людмилы Ивановны начался с другого фильма и другого режиссёра, а ещё точнее - с театра.

- Я играла в горьковском театре драмы, когда Анненский приехал в наш город выбирать натуры для своего фильма "Екатерина Воронина". По пути зашёл в наш театр. На Екатерину пробовались уже 30 актрис. Но Анненский сразу зацепился за меня. Где-то в середине съёмок "Екатерины" прошёл слушок, что будет сниматься "Тихий Дон". Мы, молодёжь, тогда же начали обсуждать: кто же будет играть там основные роли? И вот однажды я иду в кителе Екатерины Ворониной. Навстречу мне в окружении своих учеников - Сергей Апполинариевич Герасимов. "Товарищ Хитяева , вы хотели бы у меня сниматься?" А ведь он для нас бог! "Я хотел бы предложить вам роль очень сложную. Колоритный, яркий, сочный, самобытный характер женщины с очень сложной и трагической судьбой. Я хотел бы предложить вам Дарью".

Поначалу актриса отказывалась от съёмок у Герасимова. Но сейчас вспоминает: делала это только по глупости.

- По своей наивности я начала трусить. Очень уж устала от предыдущих съёмок. Мне приходилось играть спектакль в горьковском театре, а потом садиться и ехать на съёмку "Ворониной". Только благодаря молодости я смогла это выдержать. Все были в шоке от моих слов: надо сниматься, а актриса отказывается. Надо, по меньшей мере, быть глупенькой. "Но как же вы можете, это же Шолохов!" - говорили мне. В конце концов, я согласилась. Как театральный человек я была мало знакома с кинематографической техникой. Сегодня тебя снимают, когда ты восторженно бежишь на пароход к своему отцу, а завтра ты уже руководитель порта. Эта скачкообразность! Только потрясающие партнёры помогли мне.

То, что Хитяевой несказанно повезло и с фильмом, и с ролью, и с режиссёром, актриса поняла сразу же.

- Уже в начале съёмок Герасимов предупредил: "Ты будешь известна, популярна. Веди себя скромно!". С тех пор у меня сложилось представление: мы - та же самая рабочая лошадка, только в другом производстве. Но делаем всё качественно! Это ведь только сейчас каждую девочку, промурлыкавшую пару песенок, называют звездой. Я таких титулов не люблю. Мне было трудно входить в коллектив. К тому же меня утвердили без кинопробы, просто на глаз. Не всё получалось сразу. Это ведь только сейчас всё снимается за пару минут. Эта девочка, которая "прекрасная няня", пробормотала свою реплику и тут же забыла. У нас же каждый кусок репетировали. Картина снималась два года! Каждая мелочь имела значение. "Знаешь, милая, - сказал мне однажды Герасимов, - давай серьёзнее. От тебя же пахнет духами! А должно - молоком, потому что ты только что подоила корову".

Герасимов был жёстким режиссёром. Ему не нужны были полуудачные дубли. Некоторые сцены приходилось снимать, снимать и переснимать

- Сцену, где Дарья причитает над умершим мужем, мы снимали три дня. У меня никак не получалось. А на площадке присутствовала настоящая казачка. И Герасимов сказал ей: "Слушай, помоги девочке войти в роль. Видишь, у неё не получается". Однажды вечером мы сели с этой женщиной в машину и нас куда-то повезли. Для меня это было полной неожиданностью. Мы приехали в маленькую казацкую деревушку, где умер древний старичок. Мы зашли в домик, где лежал дедушка. Казачка с ходу бросилась к гробу и запричитала: "Ой, батюшка! Да на кого же ты нас оставил" И с ней заголосили другие старушки, которые тоже были в комнате. Получился целый хор голосов: и тоненьких, и низких, и рыдающих, и причитающих Наутро мы приехали на съёмки. Когда я развязала платок, Герасимов увидел моё опухшее лицо с заплаканными как у кролика глазами, и сказал: "Сегодня мы снимем эту сцену!" Мы сделали всего три дубля. Я вышла на площадку и заголосила так, что потом меня не могли остановить даже валерьянкой. Мне пришлось зайти в дом и обдаться там холодной водой, только тогда рыдания прекратились. После этого Сергей Апполинариевич сказал: "Ну, моя дорогая, это уже настоящее искусство".

Герасимов учил актёров не только сценическому мастерству, но и философскому подходу к творчеству.

- Многое из того, что он нам говорил, я запомнила на всю жизнь. "Не вздумайте сниматься в плохих фильмах! - учил нас Герасимов. - Деньги растратятся, а позор останется". Теперь я могу сказать, что у меня за плечами 58 фильмов главных ролей. Среди них есть спорные, но плохих - нет.


Евгения ИСАКОВА

http://gorod4e.ru/

Док. 527587
Перв. публик.: 16.10.08
Последн. ред.: 28.11.08
Число обращений: 29

  • Хитяева Людмила Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``