В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пожизненный номер автомобиля. Или автомобилиста? Назад
Пожизненный номер автомобиля. Или автомобилиста?
Государственный автомобильный номер может остаться с автомобилем навсегда. Вплоть до самой кончины машины. Именно в этом главный автоинспектор Российской Федерации Виктор Кирьянов видит выход из сложившейся ситуации, когда номерные знаки попросту заканчиваются, а количество автомобилей растёт. Какие изменения в жизни автомобилистов могут возникнуть в обозримом будущем, выяснял корреспондент "Фонтанки".

"ГИБДД выступает с предложением об изменении существующих ГОСТов, в соответствии с которыми государственные номерные знаки автомобилей будут "закрепляться" за машиной пожизненно, - рассказал корреспонденту "Фонтанки" главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов. - На самом деле инициатива исходила от организаций, изготавливающих номерные знаки. Мы подумали и решили, что такой выход будет наиболее приемлемым. Для чего? Да для того, чтобы жизнь упростить автомобилистам. Каждый раз при смене владельца автомобиля не нужно будет ходить в управление, оформлять и заказывать номерные знаки, выстаивать очереди и тратиться дополнительно! Правда, уж слишком долго эти вопросы решаются у нас на уровне правительства. Пока о конкретных сроках нововведения ничего сказать определенно нельзя. Я лично этим вопросом занимаюсь почти год, пока согласования пройдут, пока все ведомства рассмотрят... Но принципиальное согласие уже получено".

Главный автоинспектор России сообщил также, что рассматривался вопрос и о том, чтобы в номерах вместо трёх цифр стало четыре. Таким образом, по его мнению, существующий дефицит государственных регистрационных знаков должен очень быстро сойти на нет.

Как рождается этот самый дефицит? Сейчас регистрационный знак имеет 3 буквы (только те, которые имеют аналоги в латинском алфавите, коих 12) и 3 цифры; кроме того, имеет обозначение региона, в котором зарегистрирован его владелец. Общее количество комплектов регистрационных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта федерации, по нынешнему ГОСТу составляет 1 миллион 726 тысяч 272 штуки. В ряде регионов этот лимит уже давно превышен - в некоторых административных округах, таких, как Санкт-Петербург (78, 98), республика Татарстан (16,116) или Краснодарский край (23, 93) уже зарегистрировано по 2 номера. Есть регионы с тремя видами номерных знаков - Пермский ( 59, 81, 159) и Красноярский (24, 84, 88) края и Московская область (50, 90, 150). Лидером по количеству номеров регионов является столица РФ: с ноября 2008 года официально в Москве будет 6 различных сочетаний цифр в правом верхнем углу номерного знака автомобиля - 77, 97, 99, 177, 199 и 197. Как признался Кирьянов, работы из-за этого у сотрудников ГИБДД, регистрирующих автомобили, очень много.

Появление четвёртой цифры в регистрационном знаке означает то, что для каждого региона количество номеров увеличивается ровно в 10 раз (при этом регистрация нового номера для субъекта федерации увеличивает количество знаков только в 2 раза). А "пожизненное закрепление" номерного знака за машиной упростит систему оформления купленного авто. Так, например, могут навсегда пропасть очереди в МРЭО. Основная часть владельцев машин, которая сейчас обивает пороги межрайонных отделений - это покупатели подержанных автомобилей, что называется, "с рук". Вначале нужно свою собственность снять с регистрации, затем снова поставить на учёт уже новому владельцу. При этом процесс растягивается надолго. Иногда можно потерять целый рабочий день, иногда и не один. Правда, в руководстве ГИБДД уже подумывают о том, чтобы все действия сотрудников были бы расписаны по минутам, но этот внутренний регламент могут и не принять, а очереди изо дня в день, как показывает практика, будут только расти. В любом случае за кусок железа с номером придётся выложить минимум 700 рублей. И так при каждой перерегистрации. Есть альтернативный вариант - пойти в так называемое "платное МРЭО", заплатить там в два раза больше и без "шума и пыли" получить номерной знак. Только вот в законах нигде не встречается даже понятия "коммерческое межрайонное отделение", поэтому все эти конторы можно смело считать нелегальными, и законность такой "операции" остаётся под сомнением.

Правда, возникает два вопроса. Во-первых, что делать с так называемыми "блатными" номерами (некоторые закрепляются за определёнными работниками госструктур, некоторые попросту покупаются)? Во-вторых, как поступать тем, кто продаёт свой автомобиль в другой регион - не вызовет ли это большей путаницы? Однако, по словам руководителя ГИБДД, те изменения, которые должны быть внесены в ГОСТы, должны предусматривать право владельца на выбор. То есть, захотел - подал ходатайство об утилизации номера на продаваемом автомобиле, захотел, "списал" в расход регистрационный знак на покупаемой машине. Изменяется только система - по умолчанию номер останется на автомобиле.

"Мне кажется, что это решение приведёт к тому, что через несколько лет у нас в стране стоимость автомобиля будет зависеть от того, какие номера на ней висят. Причём именно этот фактор будет определяющим при выборе машины, а не её ходовые качества", - прокомментировал проект председатель комитета по защите прав автомобилистов Петербурга Александр Холодов. В остальном же, как он считает, давно стоило принять такой ГОСТ - он сильно облегчит жизнь автомобилистам.

Известный музыкант, шоумен, автогонщик и редактор автомобильного журнала Николай Фоменко прокомментировал возможные изменения негативно. По его мнению, "кусок железа" не должен иметь свой паспорт. "Не думаю, что этот ГОСТ сильно изменит ситуацию с дефицитом номеров. Машины в утиль каждый день пачками отправляют, теперь ещё и вместе с номерами это будет. Так нельзя, мне кажется. Гораздо лучше было бы, если номерной знак прикреплялся к человеку, независимо от того, на какой машине он ездит. Просто купил один раз то, что захотел, как это в большинстве цивилизованных стран мира происходит, и меняй машины до конца жизни сколько захочешь! Да и вообще, может, через 10-15 лет у нас и автомобилей на дорогах не будет. Наука семимильными шагами идёт вперёд. И мы не удивимся, если через несколько лет вообще не нужно будет регистрировать знак на какой-нибудь аппарат, который ездит на воде или углероде", - поделился своим мнением главный редактор журнала "Автопилот".

Между тем, несколько лет назад действительно были внесены изменения в законодательство, в соответствии с которыми можно сохранять номерной знак за собой и перевесить его на другой автомобиль. Однако все, кто это когда-либо пытался это сделать, сталкиваются с кучей проблем, которые разрешаются только на высшем уровне и, как говорят "бывалые", "по звонку кому надо". "В стране, в которой сменить имя, фамилию и паспорт можно с лёгкостью и неограниченное количество раз, а идентификационный номер кузова, рамы или двигателя автомобиля практически невозможно (а если это и делается, то обязательно с каким-либо "криминальным" умыслом), действительно нужно на веки вечные "привязывать" государственный номер к куску металла, а не к живому человеку", - прокомментировал ситуацию один из сотрудников Петербургского управления ГИБДД.

Александр Фролов,
Фонтанка.ру

Док. 527622
Перв. публик.: 19.09.08
Последн. ред.: 28.11.08
Число обращений: 40

  • Фоменко Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``