В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Традиционный `Бомонд` в студии `Эха Москвы` у нас в гостях Амаяк Акопян. Назад
Традиционный `Бомонд` в студии `Эха Москвы` у нас в гостях Амаяк Акопян.
ГАНАПОЛЬСКИЙ - Традиционный "Бомонд" в студии "Эха Москвы" у нас в гостях Амаяк Акопян. Ну вот, я очень рад, что в этот такой час спокойный свободный, когда у нас есть 50 минут без всякой рекламы, никто нас не от чего не будет отрывать, кроме, естественно, радиослушателей, я могу встретиться здесь в студии, представить вам и посвятить этот час Амаяку Арутюновичу Акопяну - моему дорогому другу, которого я знаю уже много лет, за творческом которого слежу, и к которому у меня такая ровная хорошая симпатия. Здравствуй, Амаяк, здравствуй, дорогой.

А. АКОПЯН - Приветствую вас, уважаемые дамы и господа. Я хочу поприветствовать твою аудиторию, блистательную, волшебную.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Люди - часть заснула, а часть не спит, часть слушает.

А. АКОПЯН - Давайте приложим все усилия, чтобы они наконец-таки проснулись и пообщались с нами.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Не надо. Нам нужны только те, кто есть.

А. АКОПЯН - Тогда мягко, лирично приветствую всех, уважаемые дамы и господа, леди и джентльмены, матери-героини, отцы-одиночки ну и рекламопослушные жители. Низкий вам коленочашечный поклон, дорогой Матвей. Спасибо большое, что пригласил, потому что именно в этой студии последний раз я был со своими замечательными родителями. По-прежнему здесь светло, уютно, красиво, мило и замечательно. Знаешь, как, в тональность нашего разговора в русле будущих твоих вопросов быстренько рассказываю ершистое дитя фольклора, неувядающий литературный жанр - мной обожаемый анекдот. Встречаются два приятеля, которые давно друг друга не видели, и один другому говорит: "Вася, милый, как я рад тебя видеть! Сколько Лен, сколько Зин. Боже мой! Ну расскажи, как ты". Он говорит: "Ой! Не спрашивай, Петя! Кошмар! Ужас! За эти годы столько произошло! Столько произошло! Жена убежала с почтальоном 5 лет назад, старшая дочь в тюрьме (путана), средний сын алкоголик, младший сын у меня наркоман". Он говорит: "Боже мой, как жизнь-то твоя перевернулась. Ну а сейчас-то как ты, где ты, что ты делаешь, чем ты занимаешься". Он говорит, ну как и прежде, агент по продаже талисманов на счастье". Так что я по-прежнему агент по раздаче талисманов совершенно бесплатно на счастье.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я должен вам сказать, что действительно Амаяк - такой человек, излучающий всегда радость и оптимизм и какие-то такие очень положительные эмоции, сколько я помню тебя, всегда такой.

А. АКОПЯН - Это иллюзия, я создаю иллюзию.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А не важно - действует.

А. АКОПЯН - Я же иллюзионист не без иллюзий.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я хочу сказать, что сегодня у нас будет возможность поговорить, а у нас такая открытая передача, и у нас есть два эфирных телефона: 783-90-25 и 783-90-26 - тут Москва, там регионы. Еще есть пейджер 725-66-33, есть SMS-ки - 7 495 970-45-45 . И у нас есть возможность поговорить о разном: и о жизни, и о профессии, и о вот об этом удивительном жанре - жанре иллюзии, жанре фокусов.

А. АКОПЯН - Престидижитация - это более простое слово, его проще будет радиослушателям сейчас произнести.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Престидижитация - я когда-то долго это учил, когда с этим делом познакомился в ГИТИСе.

А. АКОПЯН - Но ты же образчик русской словесности, кто бы сомневался, господи!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но я хочу тебе сказать, дорогой, для меня это просто то, что называется простым и, на мой взгляд очень хорошим словом - иллюзионист. Я вообще в первую очередь хотел бы спросить тебя как специалиста по этому делу, по этой профессии, как это изменилось за последние, предположим, 10 лет. Вот что произошло?

А. АКОПЯН - Ты знаешь, чем отличаются пессимисты от оптимистов? Пессимисты думают о конце света, а оптимисты его готовят. Есть такая интерпретация. Я не являюсь пессимистом, я верую в то, что у жанра есть будущее. И я прикладываю максимум усилий, как и мой батюшка, который в свое время совершил революцию в этом жанре. Ты прекрасно знаешь, что жанр делится на две основные категории: на иллюзию, на иллюзион - это аппаратура, это эффектная аппаратура и иллюзионные реквизиты, аксессуары; и манипуляция, престидижитация, когда артист работает за счет техники рук. Это то, чем занимался мой отец всю жизнь и то, чем занимаюсь сегодня по сей день. Будущее есть у жанра, я в этом не сомневаюсь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я знаешь, что имею в виду. Раньше

А. АКОПЯН - Я бы сказал так. Будущее есть у жанра, даже есть специалисты и артисты, которые много делают в этой профессии, в этом ремесле, стараются. Как говорил мой отец, звезд много, артистов нет. Суперзвезд, как и в шоу-бизнесе, еще больше - личностей нет. Вот с этим значительно сложнее сегодня. Вот личностей в этом жанре сегодня на нашей планете не так много, их можно по пальцам перечесть.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но все равно появляются люди, которые (я по телевизору это вижу) вот либо в той иллюзии с машинами, о которой ты говоришь, либо вот в той ловкости рук, которой ты обладаешь, они все равно работают. Но они не столь обаятельны, как ты и т.д. Но они чего-то такое делают.

А. АКОПЯН - Делают, делают - об этом я и говорю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Другое дело для меня лично - большая проблема то, что исчезли, вымерли фактически ты помнишь, раньше были такие так называемые сборные концерты, в которых для иллюзиониста было место. И вполне естественно, когда звучала песня, потом кто-то читал стихи или какие-то юморески, потом выходил Винокур чего-то говорил и т.д. - какой-то престижный хороший концерт. После этого говорили, а сейчас вот и это было вполне естественно, когда выходил иллюзионист. А сейчас либо

А. АКОПЯН - Песня, либо сатира. На разном уровне.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Все остальные жанры просто до свидания, в том числе и твой.

А. АКОПЯН - Очень хорошо, я очень благодарен тебе, что ты заговорил на эту тему. Это действительно так. Большой эстрады сегодня в широком смысле этого слова нет, к великому сожалению. Разножанровой эстрады сегодня нет. Сегодня в основном артисты оригинального жанра работают, как правило, в ресторане, в казино, в ночных клубах, в лучшем случае. А там мы в ассортименте к пиву, и такое уже отношение к нам: "Человек! Пива! Два раза почки царице!" - это в лучшем случае. Почему так обстоит дело?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да почему - "по кочану". Вот такое время. Время, живем в другой стране, все изменилось. Вот как-то вот так.

А. АКОПЯН - Надо как-то выживать, что-то делать. Хорошо Амаяку Акопяну, у которого за плечами ГИТИС, режиссерский факультет, если у него нет работы любимой на эстраде - он занимается режиссурой, нет у него режиссуры - он снимается в кино (слава тебе, господи, приглашают).

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ты артист замечательный.

А. АКОПЯН - Не так много, как хотелось бы, но тем не менее. Но все больше приглашают как - как артиста поливалентного, я извиняюсь за неакадемическое полуночное слово. И я могу как-то цифлонировать и позволять себе многое сегодня. А хорошие артисты уезжают сегодня на Запад, в Европу с хорошими номерами, оригинальными номерами, эффектными.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вот там в каком виде это представляется зрителю?

А. АКОПЯН - Там тоже работают артисты этого жанра, как правило, в ресторане, в казино, в ночных клубах, но есть артисты высшей категории - те работают в "Ле До" на больших площадках. И я не знаю, кто из наших работает, я знаю, что европейские коллеги работают там: и в Америке, и во Франции. И в "Скала" я работал, и в "Ле До" работал, и в "Фридрихштадт-Палас" я работал. Туда приходят на спектакль, посмотреть артиста, посмотреть номер, посмотреть программу, посмотреть шоу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - То есть сцена не размывается?

А. АКОПЯН - Нет. Даже через призму бутылки, фужера.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Естественно!

А. АКОПЯН - Знаешь, как говорят, коньяк расширяет сосуды, ребята! Правильно, а водочка - связи.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я хотел бы, поскольку действительно некоторое время назад здесь в студии ты сидел с семьей, и здесь сидел Арутюн Акопян, человек, которого так было легко пародировать, вот это его припевающий, такую напевную манеру: "сюда кладем, отсюда достаем". Замечательный был артист, который очень многое сделал для развития этого жанра. По сути знаешь, были какие-то очень странные люди. Два у меня таких восточных человека: Махмуд Эсамбаев

А. АКОПЯН - Да! Алик Султанович.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Который и танцевал-то редко

А. АКОПЯН - Но как!

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет. Как - да. В основном там кинохроника была.

А. АКОПЯН - И в 75 блистательно себя вел.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И вот Арутюн Акопян - твой батюшка, который совершенно был удивительный атмосферный человек.

А. АКОПЯН - Спасибо, что ты вспомнил, Матвей. Это очень радостно и приятно. Действительно папа Арутюн Акопян - это целая волшебная планета, которую еще долго будут разглядывать в бинокли и телескопы, будут разводить при этом руками и говорить, ну надо же, как же он все это делал. Папа возвел сценический обман в ранг уважаемых профессий - а это немало. Отец всегда говорил, я не стараюсь работать лучше всех на сцене, я стараюсь работать лучше самого себя. И еще его любимая фраза, которую я постоянно перманентно повторяю и, среди ночи пробудившись ото сна. Папа всегда говорил: "А до того, как я стал знаменитым, я был чернорабочим". И это действительно так. Он был заложником своего таланта и заложником своего трудолюбия. Обожал свою профессию, любил себя в этой профессии и профессию в себе. И тут особых расхождений у него со Станиславским, мне думается, не было.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вот скажи, пожалуйста, откуда он, как получилось, что он стал заниматься престидижитацией (я выучил это слово)?

А. АКОПЯН - Дело в том, что папа приехал, будучи молодым мальчиком, в 17 лет в Москву, поступил в Институт землеустройства, блистательно закончил его с дипломом на "отлично", один из первых танцевал в ансамбле у Моисеева (тогда еще только-только начинал он танцевать). Он Таури танцевал. Он прекрасно двигался, блистательно танцевал. И впервые в жизни, будучи мальчиком, еще будучи студентом этого же института, вышеназванного мной, он увидел в концерте иллюзиониста-фокусника, который из ящика очень удачно доставал всевозможные предметы и кроликов, что его больше всего поразило. И он пробрался туда, к нему за кулисы и стал потрошить этот ящик, дабы узнать, а что же там за стенками в этом ящике, есть ли зеркала, есть ли двойные стены, и его накрыли при этом деле, вошел этот исполнитель, то бишь фокусник, взял его за шкирку, вызвал милицию; милиция тут же появилась, его привели в отделение, он там просидел несколько суток, потом когда навели справки, тогда же не было компьютеров, что он студент, честный малый, хорошо учится и которого заинтересовал этот жанр, это ремесло. И этот дядечка, то бишь фокусник, взял его к себе в ассистенты. Тот, не долго думая, изучив все, спустя месяц стал давать советы мастеру, что лучше-то из цилиндра доставать не кроликов, а, условно говоря, голубей и можно препарировать вот так этот предмет и вот так препарировать карты, а не так, как это делаете вы. Но тот его и отправил на все четыре стороны, сказал, тебя учить нечему, ты уже сам много чего можешь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И он стал выступать?

А. АКОПЯН - И он стал набирать опыта большого. Перечитал тонну книг всевозможных, стал ходить в цирк, а до этого особого интереса к ремеслу и к жанру не было. Провидение. Видимо так все складывалось и исторически, и судьба была, видимо, как-то предопределена, как мне думается. И он преуспел в этом жанре блистательно. Он в 42-м году уже стал ездить с артистами маститыми с концертными бригадами на фронт и выступать в этом жанре и уже тогда поражал всех своим мастерством. Но тогда он работал смешанную иллюзию, то есть работал и аппаратуру, и манипуляцию, а потом, спустя много лет, в середине 40-х он отказался от аппаратуры, отказался от сложных аксессуаров и стал работать манипуляцию, но она требовала очень много времени, она требовала от него всего, отдавал он всего себя, потому что надо было руки привести в такой блистательное состояние, чтобы можно было работать манипуляцию с мелкими предметами.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ну а как это? Это бесконечные какие-то мелкие упражнения?

А. АКОПЯН - Каждодневный тренинг. Это как к мужичку на Красной площади подходит, говорит: "Простите, пожалуйста, вы не скажете, как попасть в "Большой театр"?" Он говорит: "Молодой человек, репетировать, репетировать, репетировать нужно и как можно больше". Вот то, чем он занимался, по 15 - 17 часов в день он мог заниматься этим любимым делом, ремеслом. Я себе позволяю конечно же, но я люблю танец, я люблю пантомиму. Ты знаешь, я в институте этим занимался и много преуспел в этом деле. Поэтому приходилось и приходится по сей день репетировать и в том, и в другом жанре. Как говорят танцовщики "Большого театра" (мужчины), одно другому не мешает.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Могу тебе сказать, что еще часть магии твоего отца, да и твоя во многом - это то, что он конечно появлялся на сцене: восточный человек. Это просто поражало, вот эта его манера говорить. Я не буду сейчас пытаться это делать, как он это делал.

А. АКОПЯН - С легким акцентом. Но это такая красочка была.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Эта краска была часть его, причем очень значительная. Я не знаю, наверное, он дурачился, потому что он падежи не так говорил, он числа то ли намеренно, думаю, что намеренно, он путал.

А. АКОПЯН - Немножечко прибавлял, чтобы красочка была.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но это было совершенно потрясающе, потому что поначалу появлялось то, о чем ты в самом начале сказал - появлялся необычайно яркий человек. А мы же все, знаешь, вспомни артиста Мкрчана. Одно его появление (Фрунзика) и одна его фраза, и люди уже лежали.

А. АКОПЯН - Не нужно было ничего играть. Там был образ, там была маска.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А твой отец, кроме того, что говорит, как Фрунзик Мкрчан, он еще и фокусы показывает.

А. АКОПЯН - Да, он блистательно все это делал. Он обожал свою профессию - вот ведь в чем победа.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Думая о твоем отце, такая приходит мысль, что как хорошо, что каждый человек живет в какое-то свое время. Я себе представляю, если бы он например сейчас. Как-то получилось, он был такого нашего поколения, он все-таки застал ту классическую эстраду, ему было, где реализоваться. А если бы произошел такой перелом, как произошел сейчас, для него было бы унизительно, имея все звания, регалии, почет и уважение, потерять рынок работы.

А. АКОПЯН - Он бы не потерял бы конечно себя, свое лицо, свой имидж, свою популярность. Другое дело - он не позволил бы себе работать в ресторане где-нибудь и фланировать между фужерами. Но я себе даже не представляю, а как, а где. Наверное, мы бы уехали и работали бы за границей, скорее всего, где любят, помнят и знают батюшку и по сей день. Да, достаточно сложная история.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я тебе говорю, каждый человек своего времени. И на твой период попал этот сложный перелом от классической эстрады к такому эстрадному безвременью, когда все жанры оказались не нужны, все жанры остальные, кроме юмора и песни, как ты верно сказал - сквозь увеличительное стекло или призму бутылки. Тяжелая история.

А. АКОПЯН - Нелегкая, да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Оно говорит о том, что артист должен быть разнообразным, как разнообразный ты. И если например сейчас не удается фокусы показывать, вернее престидижитировать (я правильно выговорил это слово), то поиграем в кино или что-то еще сделаем, или будем просто веселым человеком, который украшает жизнь, чего тебе не занимать.

А. АКОПЯН - Я стараюсь. Знаешь, как звонок в офис, говорит: "Здравствуйте, вы на работу принимаете?"- "Да, принимаем. А вы кто?" - "Я негр". - "Ой, а чернорабочим пойдете?"

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь поговорим вот о такой истории. Ты же знаешь, что как всегда хочется у знакомого хорошего, все-таки могу тебя назвать моим хорошим знакомым.

А. АКОПЯН - Спасибо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Что я ценю

А. АКОПЯН - Это было, как я говорю, 40 тысяч бутылок водки тому назад.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Когда хочется спросить, а как это делается. Я тут был посвящен в силу разных обстоятельств в то, как делаются разные фокусы. Я знаю, что рассказывать это нельзя.

А. АКОПЯН - А я это делаю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И ты где-то писал, что жизнь твоя весит на волоске и тебя убьют.

А. АКОПЯН - Я побаивался, да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что за книга? Подари мне книгу.

А. АКОПЯН - Ну не одна книга. Мной написано за эти годы 15 и тоненьких, и толстеньких. И вот я одну из них хочу тебе подарить. Это "Лучшие фокусы и трюки. Секреты мастерства Амаяка Акопяна". Здесь мои карикатуры, здесь анекдоты, здесь трюки, очень простые трюки. Я даю азбуку фокусов. Как и любой музыкант, он должен знать семь нот. И благодаря тому, что он знает эти семь нот, он может себе позволить многое в этой жизни. Вот здесь гораздо больше нот у меня, то бишь фокусов и анекдотов, которые тебе наверняка пригодятся в свободное от работы время. Ты будешь потешать близких и родных. А тебе это сейчас просто необходимо, насколько я знаю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да.

А. АКОПЯН - У меня тут записаны кое-какие шуточные истории. "Бритва "Джилетт": с утра побрился, и до вечера полный порядок. Русский станок "Спутник" - и щетина месяц не растет: боится". "Ну что вы пляшете под его дудку? Ну что вы пляшете под его дудку? Это не дудка. А что это такое? Это ствол". Это о том, как мы давно с тобой знакомы. "Мы так давно знакомы. Родственники смотрят семейный альбом: "А вот это Мишенька голенький на полу ползает". - "Ну не надо, мама!" - "Господи, но это же со всеми было!" - "Но ведь не в 20 лет, мама!" А какой я был в 20 лет, только Матвей помнит.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да, замечательный был, трюки всякие делал.

А. АКОПЯН - "Если жена не смеется над шутками мужа, значит в доме гости". "Абрамович получил Нобелевскую премию. Мелочь, а приятно".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ты какого Абрамовича имел в виду?

А. АКОПЯН - Того, который на крайнем Севере. "Эстония. Таллиннское метро: "Остро-о-ожно, две-е-ери, закрыва-а-аются, сле-е-едующая ста-а-анция Да вот она!" Матвей, дорогой. Вот эту книжечку я хочу "О практической магии или как перехитрить законы подлости", а вдруг пригодится.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Замечательно.

А. АКОПЯН - И еще одна тоже. Хочу подарить твоему сыну Михаилу, уже большому взрослому мальчику, а вдруг пригодится.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ты действительно в этой книжке рассказываешь, как фокусы делать.

А. АКОПЯН - Да. "Ну как сына назвали?" - "В честь Суворова". - " А, Сашенькой". - "Нет, Измаилом". Любимая сказка "О рыбаке и рыбке": "Первый раз закинул старик свой невод, и пришел невод с травою морскою, покурил старик той травы, а дальше как в сказке: и рыбки золотые с ним говорят, и желания сбываются". "39 лет водил Иван Сусанин поляков по лесу. Однако в книгу "Рекордов Гиннеса" так и не попал. Года не хватило". "Кто такой тормозок? Армянскому радио задают вопрос: "Скажите, пожалуйста, кто такой тормозок?" - "Тормозок - это эстонец-лилипут".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да, маленький.

А. АКОПЯН - "Минута смеха добавляет год жизни, причем условно".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А в этой книжке, которую ты сейчас

А. АКОПЯН - То же самое, так же разоблачаю. "На физико-математическом семинаре Амаяк Акопян при помощи шарика и наперстка отверг теорию вероятности". А вот эта шутка мне очень нравится: "Добрыня Никитич на распутье. Камень. На нем надпись: "Без вариантов". "Армянскому радио задают вопрос: "Скажите, пожалуйста, кто такой шулер?" - "Шулер - это человек исправляющий ошибки фортуны". А вдруг пригодится дорогому моему другу, драгоценному алмазу моего сердца, Матвею.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А у тебя не было конфликтов с собратьями по цеху?

А. АКОПЯН - Нет, нет, нет. Собратья знают, что я пишу, над чем я работаю. Как я уже говорил, я описываю секреты простых чудес, которые интересны простому зрителю, которые можно демонстрировать в кругу друзей близких.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вот давай я тебя спрошу о сложной одном трюке, который делаешь не ты, который я увидел по MTV.

А. АКОПЯН - Качнулся купол неба?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, не качнулся купол неба. А там такой некий парень магический с длинными волосами, как и полагается фокуснику.

А. АКОПЯН - И в маске.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, он не в маске.

А. АКОПЯН - И разоблачает Копперфилда?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет. Наоборот, он делает трюк, но, убей меня бог, я не могу понять, как он это делает. Сначала он говорит девушке, думайте о чем-то хорошем. Она говорит, да, я думаю о чем-то хорошем. После этого он ее наклоняет

А. АКОПЯН - Пардон?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он ее наклоняет назад, как будто опрокидывает. Я думаю, что многие видели это.

А. АКОПЯН - У меня в другом ракурсе это.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, он делает это правильно!

А. АКОПЯН - Я догадываюсь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он опрокидывает ее назад, и она почти ложится, при этом ее поддерживают. После этого он ее отпускает и она зависает над полом.

А. АКОПЯН - Это старинная

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Секунду! Сейчас тебе расскажу, что дальше происходит.

А. АКОПЯН - Берет кольцо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, не берет кольцо. Он естественно (у него трость) тростью проводит под низом, видно, что естественно там нет никаких подпорок. Потом он берет ее Вот тут начинается интересное, Амаяк. Он берет ее одну ногу и поднимает горизонтально опять же. Получается, что она на земле одной ногой, причем эта одна нога стоит ну не важно, просто опирается одной ногой. Я знаю, про конструкции, которые делают, такие легкие конструкции, которые выдерживают. Но дальше вот тут вообще уже я не понимаю. Дальше он поднимает и вторую ногу, и она просто висит в воздухе. При этом он проводит этой тростью полностью слева направо, естественно там рядом стоят люди, которые рвут на себе волосы и говорят, боже мой, как это, как это. При этом сотрудники MTV гарантируют, им можно поверить Это в Лас-Вегасе в этих комплексах.

А. АКОПЯН - Я работал, я знаю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ты сейчас расскажешь, как делается этот трюк половинчато, то, что когда двумя ногами ты стоишь, а вот история с тем, как поднимается сначала одна нога, потом другая - вот это уже круче моего понимания. Вообще как бы ты прокомментировал эту историю?

А. АКОПЯН - Я не очень понял, что там происходило на сцене. Я понял, что барышня зависает.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Не на сцене - прямо в проходах между игральными автоматами! В том то и дело, что это было не на сцене. Просто там стоят эти игральные автоматы, стоят два оператора MTV, и прямо на наших глазах он останавливает пару, которая идет, говорит, идите сюда, хотите поучаствовать в фокусе. Она говорит, да. Он говорит, идите вы тоже сюда, там еще пара пар, вы можете быть свидетелями.

А. АКОПЯН - Вполне возможно, что подсадные всегда

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это согласен на 100 %.

А. АКОПЯН - Вот такого иллюзиониста, который не работал бы со статистами, с партнерами, с ассистентами

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Согласен. Ты скажи мне, какой может быть механизм этого трюка?

А. АКОПЯН - Надо было бы увидеть воочию. Мне сейчас очень сложно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вот то, что я тебе рассказал, вот я тебе ровно то рассказал, что я вижу.

А. АКОПЯН - Ну, вполне возможен вариант, как я, например, в ГИТИСе делал. Моя ассистентка Раечка, замечательная наша пародистка, ты ее прекрасно помнишь, актриса Рая Мухамедовна тоже зависала в воздухе. Так у меня был огромный пояс и крюк, на котором она лежала. И он у меня шел от живота, от пупка и давал возможность лежать на этом штыре, зависая на каркасе, который крепился у позвоночника у нее. Один из вариантов такой есть. Есть вариант такой классический, который папа показывал еще в 40-е годы, когда висела и летала у него женщина-ассистентка. Тоже штырь на лебедке поднимают, струны тончайшие невидимые подтягивают либо за кулисами кран стоит, который дает возможность ее поднимать. Но тут надо посмотреть.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - То есть другими словами, это

А. АКОПЯН - Это хороший иллюзион красиво сделанный и не позволяющий разоблачить даже на расстоянии 2 - 3 метров. Опять же здесь играет декорация большую роль, свет - как он поставлен, как мы высвечиваем актера, партнершу, и как мы отбиваемся от зрителя - тоже немаловажный момент. Так что я не тешу себя иллюзиями, и ими потешаю других, как я говорю. Поэтому иллюзионный трюк может Матвей показать в любую секунду с любой ассистенткой.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А скажи, пожалуйста, ты много видел естественно выступлений всяких разных людей. Какой иллюзионный трюк или престидижитационный ты считаешь таким образцовым, что тебя в свое время поразило, и ты считаешь, что это действительно великая работа?

А. АКОПЯН - Конечно же, манипуляция с предметами, с картами, как работал папа. Я помню, как он здесь в этой студии бросал карты, а мама пела при этом. Ты прекрасно помнишь. И обманывал на расстоянии 5 - 10 сантиметров. Это высочайший пилотаж в жанре манипуляция. Но я видел в Париже когда работал своего коллегу-иллюзиониста. Но его нельзя даже так назвать иллюзионистом в полном смысле этого слова, потому что он показывал всего лишь один трюк, иллюзионный трюк - это спецэффекты театральные, сценические эффекты. И ставили ему специалисты по визуальным эффектам. Он выходил на сцену, кланялся зрителям. В центре сцены стоял огромный рояль красный "Стейнвэй", небезызвестный всем. Садился на стульчик и начинал играть. Играл он довольно-таки посредственно. Но играл, сам играл.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Реально играл.

А. АКОПЯН - Это не фонограмма звучала безусловно. Где-то на третьей минуте, когда он рьяно отдавался клавишам (я бы его развал так: возмутитель покоя фортепианных клавиш), вдруг он вместе с этим роялем на стульчике стал отрываться от сцены и подниматься потихонечку на 10, на 15, на 20, 30, на 40, на метр от сцены, он вместе с роялем находился над сценой параллельно, по том начиналось вращение на сцене. Он вместе с роялем пикировал. Он поднимался перпендикулярно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Перпендикулярно полу?

А. АКОПЯН - Полу. Потом делал переворот рояль, и он зависали в воздухе кверху ногами, и рояль кверху ножками, а он кверху ногами своими и продолжал играть. Потом был поворот на 360, и он медленно возвращался на сцену: и рояль, и он. Пауза была 3-минутная, наверное, в зрительном зале, а потом шквал аплодисментов. Один трюк.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Понятно, что машинери, но восхищает.

А. АКОПЯН - Блистательно. Сейчас этот трюк уже многие делают. А он один из первых делал. Парень испанец, молодой, такой задорный. Он сам не иллюзионист, ему кто-то продал, какой-то революционер-иллюзионист в этом жанре революционер, режиссер и он же инженер, продал этот трюк, он его придумал. И он был первым исполнителем этого замечательного восхитительного аттракциона. Это аттракцион. Потому что вот такого рода вещи рода трюки мы видим сегодня в парке имени Горького любимого всеми.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, ну такого уровня все-таки мы не видим.

А. АКОПЯН - Но тем не менее, механика та же, эффект ошеломляющий почти тот же. Но для того чтобы продемонстрировать это чудо, этот трюк, Матвей Ганапольский приходит и репетирует буквально 10 минут, даже ему не надо играть, хотя ты играешь на всех инструментах.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - То есть сажусь и

А. АКОПЯН - А дальше за тебя делает ассистенты, механики все, что ты должен. Главное, чтобы тебя прикрепили надежно к стульчику.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А вот скажи, когда он там поворачивался, он там все время продолжал играть?

А. АКОПЯН - Он продолжал играть, в этом весь эффект. Я вспомнил, как папа рассказывал смешную историю. Идет конкурс Чайковского, конкурс пианистов, всемирный, причем, конкурс. И выходила играть пианистка, очень красивая молодая девушка, всей ей восхищались и говорили, ах, она похожа на Венеру Милосскую. Но играла она отвратительно совершенно. И наш покойный композитор Хачатурян встал и сказал всем, сидящим в жюри, да, действительно похожа на Венеру Милосскую, но для большей убедительности нужно было бы ей отбить руки. Вот этому парню не нужно было отбивать руки, Если бы он еще отбивал чечетку при этом, был бы совсем аттракцион.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ты знаешь, что я разгадал один трюк в Интернете.

А. АКОПЯН - А кто бы сомневался. Ты-то знаешь все про это.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, я ничего не знал. Это же трюк такой на обман. Я тебе кратно расскажу. Есть в Интернете такой трюк, который называется "Дэвид Копперфилд". Ты не встречался с этим, нет?

А. АКОПЯН - С ним?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, не с Дэвидом, а трюк "Дэвид". Трюк с картами "Дэвид Копперфилд".

А. АКОПЯН - У него много трюков

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - В Интернете.

А. АКОПЯН - Он же все покупает.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Зайчик, в Интернете. Слушай меня, как это делается. Появляется лицо Дэвида Копперфилда. Он смотрит на тебя так. сейчас вы увидите потрясающих совершенно трюк. Сейчас вы увидите, я не помню, сколько, сейчас вы увидите пять карт. Выбирайте одну из этих карт. Но до этого написано, вы думаете, что я трюки делаю так, я даже их могу делать с экрана вашего компьютера. Ну ясно, да? Вот смотрите внимательно на эти карты перед тобой появляется пять карт, и надпись: "Выберете одну из этих карт и внимательно на нее смотрите, не отрывая глаз". Человек думает, ну, дай подыграю. Смотрит на какую-то карту. Дальше, внимание, смотрите, через некоторое время карты исчезнут. И когда они вновь появятся, именно той карты, на которую вы смотрите, не будет. И что ты думаешь? Карты исчезают, и когда они появляются вновь, то той карты, на которую ты смотрел, нет. Парень, который пришел ко мне, приятель, говорит, ну застрели меня, я не понимаю, как этот трюк делается. Я тоже стал внимательно, как предлагает мне этот Дэвид Копперфилд, я смотрю на карту, после этого карты исчезают, и карты появляются, и безошибочно та карта, на которую я смотрю, ее как раз и нет. Ты знаешь, как оказалось, сделан этот трюк?

А. АКОПЯН - Расскажи, мне будет интересно узнать.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Послушай меня, это совершенно просто и гениально. Вот это доказательство того, как эта кажущаяся иллюзия насколько построена на механике и на остроумии. Дело в том, что я, как человек не очень внимательный и разболтанный, я решил запомнить две рядом стоящие карты. Мне лень было все время запоминать одну. Выяснилось, что Дэвид Копперфилд такой чудовищно талантливый человек, что две карты, которые я запомнил, они тоже исчезают. Короче говоря, трюк заключается в следующем: когда карты исчезают, а потом появляются якобы без твоей карты, то появляется пять вообще других карт. Но поскольку он тебя заставляет концентрировать внимание на одной карте, он выскакивает, ты видишь, что твоей карты нет, а через секунду изображение исчезает. То есть тебе не дают времени посмотреть на соседние карты. Просто, гениально, остроумно. Такой Дэвид Копперфилд в Интернете.

А. АКОПЯН - Он сам ничего не придумывает. Ему предлагают и он покупает. Ты знаешь, как армянскому радио задают вопрос: "Скажите, пожалуйста, что такое большое искусство?" Армянское радио отвечает: "Большое искусство, это когда много раз по маленькому".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вот у него это много раз по маленькому. Вот здесь идут сообщения: "Американский иллюзионист Джеймс Рэнди выплатит миллион долларов тому, кто продемонстрирует сверхъестественные способности" И даже адрес дан в Интернете. Зачем сверхъестественные. Кстати, сегодня был Нет, ладно, это уже другая тема. "Доброй ночи, Амаяк. Расскажите, пожалуйста, о том, как исчезает вагон поезда", - спрашивает Дмитрий Акимов.

А. АКОПЯН - Дорогой Дмитрий, это все телевизионные трюки. Так что ничего сложного нет. И так же, как и статуя Свободы исчезает, благодаря талантливым ребятам, которые работают на телевидении и тем людям, которые монтируют эту программу. На сцене всего этого не происходит. У артистов нашего жанра локомотив не исчезает, но исчезают по старинке и по сей день автомобили. Не так давно в цирке я вел программу, компания "Форд Фокус" попросила меня провести юбилейную программу. И очень попросили меня, чтобы

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Исчез автомобиль "Форд Фокус".

А. АКОПЯН - Я говорю, ну что вы, ну все знают, на всех континентах, как демонстрируется, и в чем секрет этого трюка. Но попросили, я это сделал.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь ездишь на этом "Форде Фокусе" и чувствуешь себя хорошо.

А. АКОПЯН - Нет. Сам автомобиль уходит под манеж, а на манеже остается каркас из тончайших прутьев, которые поднимаются на цепях на лонжи. Поднимаются, под куполом цирка находятся, потом срывается покрывало, и остаются только тончайшие струны, которые имитируют кузов автомобиля, чего в свете прожекторов не видно. А сам автомобиль вместе с Амаяком в это время уже ушел вниз под манеж. И я бегу по коридору. Самое интересное, самое смешное, что я не по тому коридору бежал и вместо того, чтобы выскочить в люк и попасть в сектор "А" в зрительный зал, я выскакиваю на улицу, представляешь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Правильно.

А. АКОПЯН - А потом вернулся.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Александр Григорьев пишет: "Уважаемый Амаяк, застав выступления вашего папы Арутюна Акопяна, в его выступлениях поражала и была очень приятна интеллигентность". Да, он действительно

А. АКОПЯН - Да, папа был очень интеллигентен на сцене. И ему был присужден даже приз в свое время. Он единственный, кто носитель этого приза за элегантность.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тут такой странный вопрос от Семена из Самары: "Амаяк, скажите, что вы делаете, когда на вас "накатывают", чем снимаете стресс?"

А. АКОПЯН - Пью водочку - горькую государственную слезу. Или дам вам хороший рецепт от Амаяка Акопяна, называется он "Алые паруса". Записывайте. "200 грамм водки" - "Так, и все?" - "Нет, нет, нет. И еще 200 грамм водки". - "Так, записал. И еще? И все?" -"И еще 200 грамм водки и больше-больше романтики, ребята".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Один человек, когда тоже зашел разговор, я спросил его, чем он снимает такую ипохондрию, он мне сказал, а знаешь, есть такой универсальный способ - написать историю своей семьи. Я сказал, не понял. А у тебя, что, особенная какая-то семья. Он говорит, нет. Просто будут дети, внуки. Мы же ничего дальше дедушки не знаем, да и о прадедушке часто ничего не знаем. Раскопай историю своей семьи. Напиши просто книгу в стол, не обязательно ее публиковать. И оказалось, что многие сейчас этим занимаются. Просто пишут: моя бабушка, мой дедушка оттуда-то, начинают выяснять, лезут в эти родовые книги.

А. АКОПЯН - Очень правильно делают.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Такая благородная, мне кажется, история. Но я не верю, что ты стресс снимаешь 200 грамм как ты это назвал?

А. АКОПЯН - Коктейль "Алые паруса".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, я думаю, что все-таки ты книги пишешь всякие разные. И это совершенно замечательно. Они выходят красивые и радостные.

А. АКОПЯН - И хорошим тиражом.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И ты тут такой магический весь, с шариками, с картами

А. АКОПЯН - Легкий, изящный благородный.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Амаяк Акопян "Лучшие фокусы и трюки. Секреты мастерства знаменитого чародея". Ну разве не купишь. Как заставить предметы внезапно исчезать.

А. АКОПЯН - Я очень рад этому. Покупают. Востребован. Это же так важно сегодня. И приятно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - У нас осталось 6 минут до конца программы. Давайте пару телефонных звонков, потому что есть люди, которые помнят и отца твоего, и твою работу очень хорошо.

А. АКОПЯН - Кстати, если позволите, дорогой Матвей, в тональность нашего разговора в русле ваших вопросов. Отец как-то говорил: "В жизни, Амаяк-джан, существует всего 5 главных вопросов. Первый вопрос праздный вопросы: вы не могли бы одолжить мне 500 долларов. Второй вопрос, бестактный вопрос: мадам, сколько вам лет. Третий вопрос, глупый вопрос: мадам вы не хотите выйти за меня за муж. Четвертый вопрос, щекотливый вопрос: вай, почему все твои дети похожи на соседа. И наконец самый главный вопрос жизни и смерти: Вась, с чего ходить, с червей или бубей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он знал, с чего ходить. Давайте 783-90-25. Возьми наушники. Давай послушаем пару вопросов тех, кто слушает нашу ночную программу. Алло. Доброй ночи.

СЛУШАТЕЛЬ - Доброй ночи. Александр. Москва.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Здравствуйте, Александр.

СЛУШАТЕЛЬ - Вопрос к Амаяку. Сейчас есть один известный еще с советских времен, так же известный, как и вы, человек не на эстраде, он шахматист гроссмейстер. И он пошел в политику. Вы как иллюзионист, как фокусник, были бы очень востребованы наверное в политике. От какой-нибудь партии не хотите баллотироваться? Я думаю, успех будет просто - аншлаг обеспечен. И мы видим, многие политики на сцене выступают. Они тоже делают какие-то фокусы, но не хватает жестикуляции, не хватает

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ну да, он бы был поярче. Хороший вопрос. Не хочешь в политику пойти? Я думаю, в некоторых партиях тебя бы были счастливы видеть.

А. АКОПЯН - Да я сам себе партия, я сам себе политик. Звали, звонили. И от барышни Хакамады Ириночки, звонили, приглашали. И мною уважаемый Владимир Вольфович.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ну как без него.

А. АКОПЯН - Милейший человек и очаровательный дядечка. Не думаю, что я был бы там полезен этим людям. Я ничего не понимаю в политике. Хотя наверно бы сориентировался.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А сейчас же модно торговать лицом. Сейчас же важно быть лицом.

А. АКОПЯН - Не потерять бы тогда маску. Человек, который не имеет своего лица, не имеет и маску. А если ты не имеешь своей маски, ты можешь потерять свое лицо. Знаешь, как говорят, по наследству передаются не только гены, но и чебурашки. Мне уютнее со своими чебурашками, которые мне достались по наследству. И комфортно. Сапер от лопатки недалеко падает. И я очень рад, что я упал туда, куда надо. Знаешь, как я говорю, радуйся медленно, кто знает, когда у тебя будет следующий повод для радости. А там, я боюсь, мне не удалось бы порадоваться всему тому, чему бы я хотел порадоваться. А уж порадовать кого-то было бы довольно-таки сложно. Хотя у меня есть хороший анекдот для них. Думаю, если меня когда-нибудь вызовут на трибуну, я им расскажу любимый анекдот моего папы, кстати говоря. Как великий Сталин много уважаемый Коба приходит в театр во МХАТ, его пригласили. И он смотрит "Отелло". Он и его свита. И больше никого. Актеры играют только для великого учителя. Спектакль заканчивается, выходит Сталин, свита за ним, он раскуривает трубку и своим говорит: "А этот Яго неплохой организатор был". Вот я был бы там наверное плохим организатором.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нам надо заканчивать. Я хотел бы сказать тебе вот что. Самое трудное быть организатором своей собственной жизни, потому что в жизни у нас есть и радости, но как-то она так устроена, что в ней все-таки больше печали. И твоя жизнь непростая в этом смысле. Хотя мы этому сегодня передачу не посвящали, но у любого веселого человека не один скелет в шкафу грустный. Я хочу поднять бокал и сказать следующий тост. Действительно, помнишь мы говорили о твоем отце. Лучше было бы конечно, если бы он прожил на 20 лет дольше, но он был человеком своего времени, и я лично не хотел бы видеть, как он сейчас бы не находил себя, потому что мир изменился. А вот тебе досталась довольно суровая дорога находить себя, нести, с одной стороны, свою профессию, а с другой стороны, находить себя с этой профессией вот в этом довольно злом мире, который сейчас существует. И ты это делаешь и делаешь успешно. Поэтому я за тебя очень рад и давай чаще встречаться и будем не забывать друг о друге.

А. АКОПЯН - Встретились два колокольчика, пообщались, поговорили, один другому говорит, ну ладно, созвонимся.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, встретимся в эфире. Это был "Бомонд". У нас в гостях был Амаяк Арутюнович Акопян. Вел программу Матвей Ганапольский. До свидания.


http://echo.msk.ru/

Док. 527878
Перв. публик.: 15.08.06
Последн. ред.: 29.11.08
Число обращений: 116

  • Акопян Амаяк Арутюнович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``