В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Душа против юридизма. Своим фильмом Михалков бросил вызов Западу Назад
Душа против юридизма. Своим фильмом Михалков бросил вызов Западу
Фильм Никиты Михалкова не случайно был показан по ТВ в День народного единства. Для нас, вновь ищущих сегодня ответы на вопросы "Кто мы" и "Что мы", он может многое объяснить

Дух и буква

В пьесе Островского "Горячее сердце" мужики приходят к начальнику Градобоеву, чтобы он рассудил их. Градобоев, появившись на крыльце, спрашивает: "Как судить вас: по закону или по душе?" - "По закону!" - кричит народ. - "Сидоренко, принеси закон". Сидоренко выносит огромную кипу книг. Градобоев показывает на кипу и повторяет вопрос: "Так как же вас судить: по закону или по душе?" - "По душе!" - единодушно кричат мужики. - "Сидоренко, унеси закон!"

Русский человек боится законничества, не доверяет ему. В этом он прямо противоположен человеку Запада. Это различие в отношении к власти коренится в различии наших базовых религий, по-разному видящих отношения между человеком и Богом. Согласно православному учению, спастись, т. е. попасть в рай, одними только делами нельзя, ибо никаких дел, совершённых в течение жизни, не хватит для этого. Число добрых дел в любом случае конечно, а блаженство рая бесконечно, поэтому мы должны уповать только на Божье милосердие. Точка зрения католиков иная: есть вполне определённое количество добрых дел и молитв, которое можно обменять на пребывание в раю, и если человек принесёт этот объём добра к охраняемым апостолом Петром вратам рая, тот будет обязан его пропустить. Эта точка зрения именуется в богословии юридизмом.

Исходная вера почти забыта на Западе, но юридизм, вошедший в их плоть и кровь, там сохранился, породив культ писаного закона, совершенно не свойственный России. Мы больше прислушиваемся к духу закона, а они - к его букве, и тут нам никогда не сойтись.
Части одной цивилизации

О фильме "12" нередко говорят, что это ремейк (то же, но сделанное заново), старой американской картины "Двенадцать разгневанных мужчин", где тоже показывается совещание присяжных заседателей. Но Михалков вспоминает тот фильм и говорит себе: в нём показано, как судят у них, давайте посмотрим, как судят у нас, и подумаем, где судят лучше. К сожалению, американского фильма из наших современных зрителей почти никто не видел, поэтому внимание зрителя концентрируется на спорах между присяжными о том, осудить подсудимого или оправдать. Это спор между своими, и потому особенно интересный и волнующий. Михалков сделал свою дюжину присяжных срезом всего нашего общества, как выражаются статистики, - "репрезентативной выборкой". Как в капле воды показал в этом коллективе всю нашу Россию. Спор между собой присяжных - это тот самый нескончаемый спор, который ведётся в наших автобусах и трамваях, на наших улицах, в наших учреждениях и на предприятиях.


Среди присяжных есть и типичный еврей, и типичный грузин, и типичный русак, но все они - наши люди. Они принадлежат к одной и той же цивилизации. И то обстоятельство, что все михалковские двенадцать частички одного духовного целого, называемого российской цивилизацией, служит гарантией того, что в конце концов они договорятся (что и происходит в фильме). При всех их различиях у них имеется общее российское убеждение, что мы должны быть милосердными друг к другу - как Бог милосерден к нам. И, начав с милосердия, они выходят на объективную истину.
Вызов Западу

Заседание обещает быть кратким, ибо с формальной точки зрения всё ясно, вина доказана. И лишь один, присяжный, который видел все вещдоки и читал все свидетельские показания, руки не поднимает. "Ну как же так, - говорит он, - взять и вот так осудить человека на пожизненное лишение свободы". Заметьте: им руководит не сомнение в доказанности вины, а нечто совсем другое. Что это? Жалость. Чувство, которое судья должен в себе подавлять, ибо оно мешает служить его величеству закону.

А для этого присяжного жалость оказывается выше буквы закона. И на этом совершенно нелогичном языке колеблющийся присяжный начал говорить с остальными: да, доказано, что он убил, но ведь пожизненно Какая чушь, не правда ли, - в огороде бузина, а в Киеве дядька? Но ведь все двенадцать были одной закваски - нашей, и один за другим начали вспоминать какой-то генетической памятью, что у нас надо судить по душе. И что удивительнее всего - этот суд по душе оказался справедливым и с точки зрения беспристрастного Закона.

И здесь проступает наружу полемика Михалкова уже не с фильмом, которого никто не видел, а со всей западной цивилизацией. Своими "12" он бросает ей вызов. "Вы хвалитесь тем, что у вас всё разумно и поэтому комфортно, а мы никак не можем этим похвастаться, но зато у нас есть то, чего нет у вас, - жалость ко всякому человеку, ко всякой твари, ко всякому воробышку".

Откуда в нас эта жалость, какая сила не даёт нам измениться и строить жизнь на началах чистого разума - об этом только намекает нам фильм.


Виктор Тростников

Статья из АИФ N48

Док. 527993
Перв. публик.: 26.11.08
Последн. ред.: 29.11.08
Число обращений: 17

  • Михалков Никита Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``