В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Он весь из образов героев Назад
Он весь из образов героев
Представлять читателю замечательного артиста Олега Валериановича Басилашвили нет никакой нужды. Десятки великолепных ролей, сыгранных им на театральной сцене и в кино, и без того уже давно в памяти миллионов зрителей. А вот поговорить с ним всегда и интересно, и занимательно, и полезно.

- Олег Валерианович, вы ведь по-прежнему много играете в БДТ, в антрепризах?

- Гораздо больше, чем хотелось бы, честно говоря. Актёрам свойственно жаловаться на невостребованность, но у меня другая ситуация. Слишком напряжённый ритм работы, не успеваю задуматься. Но, с другой стороны, иначе, наверное, уж и не смог бы, такова сила привычки. Вот я сейчас нахожусь в Москве. Вечером у нас спектакль в театре им. А. Чехова "Ужин с дураком", там замечательная компания актёров - Хазанов, Равикович, Дьяченко. Работа с ними доставляет мне истинное удовольствие. Потом я сажусь в поезд, приезжаю в Петербург, и в этом городе у меня завтра очень сложный, тяжёлый спектакль. И очень мною любимый. "Копенгаген" по пьесе Фрейна, где я играю Нильса Бора, уже покойника, так сказать, который разговаривает со своим учеником Гейзенбергом - тоже покойным. То есть действие происходит как бы на том свете. Герои выясняют, почему же Гейзенберг, немец, в 1941 году приехал в оккупированную фашистами Данию, где жил Нильс Бор, и пытался узнать у Нильса Бора, как он относится к проблеме создания атомной бомбы в нацистской Германии. И что между ними произошло тогда. Почему они навсегда расстались после этого. Эти два человека могут говорить только языком своей науки, языком формул. Но таким образом они обсуждают общечеловеческие проблемы. Вот это мне очень интересно. Спектакль, на мой взгляд, очень любопытный, поставленный нашим нынешним главным режиссёром Темуром Чхеидзе. Но это очень тяжёлый спектакль. Текст сложный для запоминания, мизансцены очень сложно построены.

- Вы сказали, что любите этот спектакль. Вам чем-то близка его проблематика, близок этот персонаж - великий учёный Нильс Бор?

- Наверное, скажу банальность: всё, что артист играет, что более или менее удачно получается, это извлечено из собственной души. Во мне, наверное, живёт и Бузыкин из "Осеннего марафона". Уж очень свойственны мне его раздвоенность и отсутствие воли, которая заставляет двигаться по правильно выбранному пути. И, наверное, есть во мне черты других персонажей: и положительных, и отрицательных, и приятных, и неприятных. Всё это во мне есть. Важно только вытащить то, что в данный момент нужно. Использовать те качества, которые необходимы именно для этой роли. Бывают, конечно, и роли на преодоление своих психофизических данных. Это иногда тоже получается. Например, я играл Простого человека (так называется персонаж) в "Энергичных людях" Шукшина. Этот тип мне прямо противоположный, как и дядя Ваня в пьесе Чехова. Или Прозоров в "Трёх сёстрах". Или вот уже несколько лет у нас с большим успехом идёт спектакль, поставленный режиссёром Николаем Пинигиным, под названием "Квартет", где заняты Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих и я. Четвёртую роль там раньше играл Кирилл Лавров, а теперь Валерий Ивченко. Мы изображаем бывших звёзд оперной сцены, которые живут в доме престарелых, и вдруг неожиданно их посещает мысль: а не спеть ли им квартет из "Риголетто", который они так удачно исполняли сорок лет назад.

- Ну и как - спели?
- Ещё бы! Мы все получаем от пьесы большое удовольствие... Я в ней играю персонажа, которому далеко за 70. Кстати, почти мой возраст. Это человек, который, понимая всю обречённость старости, пытается остаться на плаву и делает всё для того, чтобы остальные тоже были веселы, здоровы, дружны и полны жизненного оптимизма. Правда, ему самому это не всегда удаётся.

- В чём, на ваш взгляд, основное отличие между сегодняшней Москвой и Петербургом?
- Дело в том, что я москвич. По рождению, по воспитанию. И школа, и студия Художественного театра, и родные мои здесь - все лежат на Ваганькове и в Донском монастыре. Так что я москвич по сути своей. Ну и отчасти - петербуржец, потому что с 1956 года работаю там. Это долго. Города совершенно разные, чего там говорить. Москва построена в удобном для жителей месте. На возвышенности, вокруг речки текут. Тепло, вокруг хорошие леса. И погода в общем хорошая. Зима - это зима, лето - это лето.

А Питер построен по мановению гениального императора Петра Алексеевича, он основал город в таком месте, где жить нельзя. Но получился замечательный город. Так что я живу в таком раздвоении. Питер люблю и в то же время хочу, чтобы он был в другом климате.

В Москве сегодня вращаются миллиарды рублей и долларов, поэтому столица более финансово обеспечена, чем Санкт-Петербург. Но благодаря стараниям горожан и нынешнего губернатора как-то Питер начинает немножко приходить в себя после упадка девяностых. Так мне кажется. Что касается культурной жизни, то мне трудно за ней следить, я о культурной жизни Москвы больше знаю, чем о культурной жизни Петербурга. Там у меня рабочая площадка, я там работаю почти каждый вечер. Поэтому в других театрах бываю редко, на всякие презентации я не ходок вовсе. Хожу на выставки, в Эрмитаж, когда есть время.

- То есть о нынешнем состоянии актёрского дела у вас нет ясных представлений?
- Вы знаете, я привык думать, что оно не зависит от реалий времени. Я вот как-то на днях случайно увидел старый фильм, малоизвестный, я даже не запомнил, как он называется. Там главную роль играл Олег Борисов. У меня с ним были очень сложные, натянутые по множеству причин отношения. Но, когда я увидел в очередной раз, как он играет, я испытал огромную радость. Или как он, допустим, играет в фильме "По главной улице с оркестром" неудавшегося композитора. Замечательно. Вот это я понимаю. Кстати говоря, видите, я говорю об Олеге Борисове, который уже на том свете, Царство ему Небесное. Но я не могу среди современных артистов найти кого-нибудь подобного. В большинстве современных молодых артистов я не вижу этих душевных, творческих стремлений. Вижу замечательные работы Миронова, Машкова. Но их нельзя назвать молодыми, они уже артисты среднего поколения.

- А бесчисленные сериалы смотрите?

- Редко. Но там действительно бывают удачные актёрские работы. Например, в "Детях Арбата" меня поразили фоменковские ребята. Вот Чулпан Хаматова - замечательная артистка, никто не спорит. Но рядом с ней существует артистка, играющая сестру её героини. Я, к стыду своему, не помню фамилию. Это же не просунуть иголочку между ней и персонажем. Она не играет, она есть. Она живёт в роли. Или артист, играющий влюблённого в героиню Чулпан Хаматовой какого-то инженера. Который понимает, что он безнадёжно влюблён. И я вижу, как он внутренне весь горит от желания любить её. И от желания сделать ей хорошее. В фильме у него нет таких слов, но я вижу это. Вот к чему надо стремиться. И несколько других фоменковских артистов в этом фильме. Например, главный герой. Опять фамилии артиста не упомнил, только знаю, что он из театра Петра Фоменко. Вот он играет, и я вижу в человеке, вышедшем из сталинского ГУЛАГа, того самого, кого встречал в хрущёвскую оттепель на Чистых прудах, на Патриарших прудах, на Садовом кольце. Они довольно неприятные люди. Потому что столько натерпелись. И артист очень точно это играет. Но таких примеров чрезвычайно мало. И почему-то хорошие артисты выходят именно из фоменковского центра.

- У вас репутация самого интеллигентного актёра страны. Как вы к ней относитесь?

- К репутации отношусь хорошо, а вот что такое интеллигенция, знаю плохо. Что такое интеллигентность? Природное чувство справедливости, боль за свою страну? За народ, за людей и так далее? Ладно, я согласен. Интеллигенция, в конце концов, свою задачу выполнила. Её усилиями исчезли КПСС и всё связанное с ней. А теперь, поскольку необходимо думать о дальнейшем, каждый видит свой отдельный путь. И боль его отличается от боли другого. Общность исчезла. Жаль. Но, наверное, это естественно и даже правильно. В конце концов, каждый отвечает за себя, за собственные мысли и поступки.

Юрий Арпишкин


"Гудок"

Док. 528094
Перв. публик.: 07.11.08
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 14

  • Лавров Кирилл Юрьевич
  • Басилашвили Олег Валерианович
  • Фоменко Петр Наумович
  • Фрейндлих Алиса Бруновна
  • Хазанов Геннадий Викторович
  • Шарко Зинаида Максимовна
  • Миронов Евгений Витальевич
  • Хаматова Чулпан Наилевна
  • Машков Владимир Львович
  • Чхеидзе Темур Нодарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``