20 марта у Ирины Александровны Антоновой, директора ГМИИ имени Пушкина юбилей. В этот день в 14:05 была показана авторская программа Ирины Антоновой "Пятое измерение", а в 20:50 телеканал показал документальный фильм "Командор искусств".
"Командор литературы и искусств" - это французский орден, которого была удостоена Ирина Александровна Антонова за самоотверженное служение музейному делу. И она действительно Командор - в самом высоком смысле этого слова. Бесконечно преданный своему делу, непримиримый и бескомпромиссный воитель, которому мы обязаны невероятной насыщенностью жизни одного из главнейших музеев России - Государственного музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина.
"До сих пор - я говорю без всякого кокетства - я не уверена в выборе профессии, - рассказывает в фильме Ирина Александровна. - До сих пор мне кажется, что в каком-то деле я могла бы быть более эффективной и более удовлетворенной собой". Фильм "Командор искусств", построенный на интервью с Антоновой, изобилует такими сокровенными, порой довольно неожиданными переживаниями героини. "Я не считаю себя счастливым человеком, - говорит Ирина Александровна. - Я и не жалуюсь. У меня были минуты ярчайшего, звездного счастья. Счастья, возникавшего от соприкосновения с интереснейшими людьми или с художественными произведениями".
Ирина Александровна увлекательно рассказывает о том, как складывалась ее судьба, о людях, с которыми ей посчастливилось встретиться, о непростых, но неизменно удачных решениях, которые на протяжении вот уже 46 лет принимает директор знаменитого Музея.
"В 60-е годы у меня была репутация проводника формалистического искусства, - вспоминает Антонова. - А художники меня до сих пор благодарят за выставку Тышлера, которая состоялась в 1966 году" Через несколько дней после проведения этой выставки, Ирина Александровна встретилась с тогдашним министром культуры Екатериной Фурцевой, которая в буквальном смысле слова приперла Антонову к стенке. "Что я слышу? - разгневанно начала Фурцева. - Вы сделали выставку Тышлера? Это же ужас! Формализм!". Спас положение художник Борис Иогансон, тогдашний первый секретарь правления Союза художников СССР. "Мимо проходил Борис Иогансон, к мнению которого Фурцева прислушивалась, - рассказывает в фильме Антонова, - и он сказал, что Тышлер - хороший художник. Фурцева растерялась: как хороший? А мне говорили, что плохой"
Также ярко и эмоционально рассказывает Ирина Александровна о том, каким она впервые увидела своего будущего мужа, Евсея Ротенберга, о своих взаимоотношениях с Виктором Никитовичем Лазаревым и Борисом Робертовичем Виппером, Святославом Теофиловичем Рихтером и Марком Шагалом, и, конечно, о своем Музее "Я просто делала то, в чем была уверена: так надо делать", - говорит Ирина Александровна.
В фильме использованы уникальные фотографии из архива Антоновой, а также хроника событий музейной жизни разных лет.