В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Фоменко . Номинация: Лучший режиссер пятилетия Назад
Петр Фоменко . Номинация: Лучший режиссер пятилетия
Нельзя сказать, правда это или театральная байка, но Петр Наумович никогда ее не отрицал, всегда переводя разговор "на другое". Соучастник же истории - Лев Дуров обычно пересказывает "дела минувших дней" со свойственным ему размахиванием рук и, вживаясь в образ, уморительно изображает респектабельного и заслуженного теперь Петра Наумовича, а тогда просто Петьку.

Дело было в начале 1950-х. Петька, Левка и сотоварищи учились в школе-студии МХАТ. Петька однажды, якобы, влез на дерево на улице Горького и, по словам Дурова, натурально ел древесную кору, приговаривая: "Я зайчик! Не трогайте меня, я голодный бедный зайчик!" Он же, теперь Петр Наумович, но уже тогда Фома, расставлял на проезжей части аптечные пузырьки и, перегородив движение, руководил: "Машины, объезжайте, объезжайте! Мы берем пробы воздуха!" Из школы-студии его выгнали. Это уже точно не байка, а самая настоящая правда. Как и то, что вышло все по доносу кого-то из самой студии. Анонимка с просьбой "убрать из государственного учреждения культуры "петрушку" поступила куда следует, и "где следует" приняли соответствующие необходимые меры. Фоменко доказывать и спорить не стал (никогда не будет делать этого он и впредь, что бы ни случилось) и поступил в МГПИ. Поступление это потом уже заслуженный и украшенный регалиями режиссер с мировым именем назовет самой большой удачей в своей жизни. Там, в педагогическом, вместе с ним учились Визбор и Ким. "Сидели с тюрмэ Проспер Мэримэ, актер Жан Марэ и Петя Фомэ", - пели на мотив "Опавших листьев" веселые однокурсники. До тюрьмы, слава Богу, дело не дошло. Зато студию МГУ, в которой Фоменко ставил уморительные КВНы, в 1960-е разогнали с треском, но это было чуть позже.

Каким образом из "опасного элемента" он превратился в "лучшего режиссера современного театра" - не знает никто. Ни те, которые определили его "элементом", ни те, которые сейчас определяют как "Мастера". Быть может, все дело в том самом "хулиганстве", которое Дуров называет "диссидентством", а сам Фоменко - "обыкновенной веселостью". Никогда ничего не просил, никогда ни к кому не ходил, ни с кем не спорил, ничего не доказывал. Первая весточка прогремела, когда в еще не остывшей после оттепели Москве с треском закрыли сразу несколько спектаклей. Одним из них был "Смерть Тарелкина", который поставил в Театре Маяковского Фоменко. За "кощунственное сопоставление и надругательство над святынями". Надо сказать, что в тексте Сухово-Кобылина режиссер не изменил ни слова. Это был первый удар и первое понимание, что театр существует вопреки.

В 1970-е он жил на два города - Москва, Ленинград и снова Москва, Ленинградский театр комедии и "Теркин на том свете", "Экзамены никогда не кончаются" в Театре Советской Армии и "Любовь Яровая" в Малом. Однажды он послал по известному адресу секретаря Ленинградского обкома партии Романова. Речь шла о сохранении акимовского наследия. "Вы же сами его гнобили!" - взорвался Фоменко, и отношения, причем сразу с двумя столицами, разладились окончательно. Фома перебрался в Тбилиси, здесь в Русском драматическом имени Грибоедова он поставил "Свой остров" и "Дорогу цветов". Здесь же на банкете после одного из спектаклей, на глазах у изумленной публики отказался выпить за здоровье товарища Сталина Это не был протест, это была позиция. Фоменко был тих, ничего не декларировал, просто сказал: "Не буду".

В 1981-м он вернулся в ГИТИС, уйдя из репертуарного театра. В 1988-м набрал свой теперь уже знаменитый курс, а в 1993-м появилась "Мастерская Петра Фоменко" как театр. Играли прямо в аудиториях, публика срывала двери с петель и сидела друг у друга на коленках.

Сергей Женовач, Иван Поповски, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Николай Дручек, сестры Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Тагир Рахимов, Юрий Степанов и Полина Агуреева - это все его театральные дети. А он по-прежнему запросто может по-гусарски, с локтя, тяпнуть сто граммов, взять гитару, спеть про "Забуели мои мысли". И скромно потупить глаза, не отрицая, но и не подтверждая, как однажды, на "Ленфильме" вместе с группой товарищей, проходя мимо стенда "Лучшие люди", они приклеили туда свои фотографии. А под ними листок, где написали - "люди похуже".

"Самый лучший способ определить, как действовать, - это зайти в тупик. Человек, который мучительно задает себе вопрос, что делать, уже начал преодолевать трудности"

Анна ТРЕФИЛОВА
"Театральные "НИ"

Док. 528146
Перв. публик.: 07.11.08
Последн. ред.: 30.11.08
Число обращений: 11

  • Фоменко Петр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``