В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тараторкин ищет вкус иных времен Назад
Тараторкин ищет вкус иных времен
Георгий Тараторкин на этот раз приехал в Ригу не в статусе президента театрального фестиваля "Золотая маска", а просто как артист. В порядке подготовки к будущему спектаклю он вместе с режиссером побывал в Юрмале - на месте действия арбузовской пьесы "Старомодная комедия". Совсем скоро, 9 сентября, Георгий Георгиевич посетит Ригу с гастролями и сыграет в другой антрепризной постановке под названием "Самое дорогое - бесплатно".


Поэтому и приезжает на гастроли к нам

Когда-то в Юрмале снимался замечательный фильм по пьесе Арбузова "Старомодная комедия" с Игорем Владимировым и Алисой Фрейндлих. Георгий Тараторкин говорит, что, к счастью для себя, фильма не видел и это делает его абсолютно свободным в работе над ролью. Его партнершей станет Ирина Муравьева, а режиссер постановки - ее муж Леонид Эйдлин, у которого Тараторкин когда-то снимался в сериале "Спас под березами".

Заложники профессионализма

- Мы искали в Юрмале места, в которых бы сохранились еще запах, вкус прежних времен, некая аура... - рассказывает актер "Часу". - У нас в спектакле будет использоваться видеоряд с участием главных персонажей. Представляете, вдруг на сцене возникает подлинная Юрмала... Вот мы сняли, например, стенд, на котором написаны год, число, температура воды, воздуха и все, как полагается.

А когда мне сказали, кто будет нашим оператором тут, то для меня это был просто восторг души. Потому что это Гвидо Скулте, с которым мы снимали "Самую длинную соломинку" Дзидры Ритенберг и "Последний репортаж". Нас столько связывает! Я сразу сказал: "Ну раз это Гвидо, то результат я вам гарантирую!" Сейчас такое время: все берутся за все. Как говорится, ни ухом ни рылом, но бабки-то надо зарабатывать... Но слава богу, есть люди, которых я называю "заложниками профессионализма". Они просто иначе не могут. И Гвидо тоже такой. В общем, мы тут поснимали такие кадры - красоты немыслимой!

Когда Георгию Тараторкину предложили роль в антрепризе "Старомодная комедия", он столкнулся с неожиданной трудностью: оказалась, в магазинах не достать произведения классика русской советской драматургии Алексея Арбузова.

- И я кинулся искать пьесу среди нынешнего безумного книжного развала, среди этого бесконечного глянца, на обложках которого числятся фамилии теток, которые на самом деле такие же писатели, как я космонавт. Оказывается, Арбузов за все последние годы ни разу не переиздавался! В конце концов в букинистическом магазинчике Литинститута мне достали книжку, изданную в 70-х годах. Просто попросили кого-то с ней расстаться, и я ее прибрел за немалые деньги. Вроде бы это к делу не относится, но работа над спектаклем началась с этой истории, и она как-то запала мне в душу.

"Мне еще нет 80!"

Главные герои арбузовской пьесы - главврач юрмальского санатория и его экстравагантная пациентка - люди весьма солидного возраста. Но ни Георгий Тараторкин, ни Ирина Муравьева в глазах публики с этим возрастом никак не ассоциируются...

- Я просто хорошо сохранился, - отшучивается артист. - И вообще жизнь показывает, что, извините за банальность, возраст - это состояние души. Вот мы встречались с Гвидо Скулте, и я говорю: "Дорогой, тебе сколько набежало?" А ему набежало даже больше, чем мне, но он абсолютно в той же человеческой и профессиональной форме, в которой был 25 лет тому назад. Ну да, 25, ведь Анька, моя дочка, как раз родилась в 1982 году, когда мы "Соломинку" снимали. Все же отсчеты от детей ведутся!

Конечно, грустно, что годы так летят. В первые дни мы с Гвидо только и вспоминали общих друзей. Я спрашивал: а где такой-то, а что с этим стало?.. И многократно, к сожалению, повторялся один и тот же жест - Гвидо показывал мне рукой... туда, на небо. Это очень горько.

А что касается возраста героев... У Арбузова, между прочим, эта барышня говорит: "Мне нет еще 80". И в своей санаторной карте в графе "Возраст" ставит прочерк, потому считает, что это неприличный вопрос. А мой герой ей отвечает: "В отличие от вас, женщин, которые по неясным соображениям скрывают свой возраст, я вам говорю совершенно откровенно: мне скоро 65". Вот и мне, правда, не скоро, не завтра, но когда-нибудь тоже стукнет 65!

Анна Тараторкина, конспираторша

У каждого возраста - свои радости. Для Георгия Тараторкина большая радость, что его дочь - та самая Аня! - уже выросла, стала актрисой и вот уже в спектакле "Самое дорогое - бесплатно" они играют вместе: он - отца, она - дочь. Жанр - трагикомедия. Жену главного героя играет Ольга Кабо, а его бывшую любовницу, которую экономные супруги берут в домработницы, - Людмила Чурсина. "Час" просит Георгия Георгиевича подробнее рассказать об актрисе Анне Тараторкиной.

- Это дочка одного моего хорошего знакомого, - шутит мой собеседник. - Ну ладно, ладно. Аня, дочка, чудная девочка. Собралась поступать в театральный, не спросясь нас, наверное, потому, что понимала - спрашивать бесполезно. Ну как могут к этому отнестись папа и мама, немножко, мягко говоря, знающие, что такое актерская жизнь? Я не знал, как себя вести, и просто лег на дно. Потому что если кому-то позвонить, сказать, мол, дочка поступает, то все скажут: "Ну да, понятно, по блату"... Не позвонишь - тоже плохо. Скажут: "Ага, такой гордый, даже и позвонить не мог!"

Как рассказывает Георгий Георгиевич, Аня при поступлении старалась соблюдать конспирацию. Когда приемная комиссия просила назвать свое имя и фамилию, она громко и четко говорила: "Анна!", а потом тихой скороговоркой: "Тараторкина"... "Как, как?" - переспрашивает комиссия. Она снова: "Анна Таратор..." И так раза три, пока уж бедной абитуриентке не пришлось выговорить отчетливо свою редкую фамилию, не оставляющую сомнений в родстве.

Ускользающая Япония

После окончания училища Аню пригласили в Российский молодежный театр, и сейчас она играет там в пьесах Акунина "Инь" и "Янь" и репетирует в пьесе Тома Стоппарда "Берег Утопии". Отец и дочь Тараторкины впервые оказались на одной сцене в спектакле "Самое дорогое - бесплатно", поставленном Юрием Ереминым по пьесе классика японской литературы ХХ века Юкио Мисимы.

- Юкио Мисима - один из интереснейших авторов ушедшего века. Человек, ушедший из жизни тем путем, которым уходили в Японии самураи. Для антрепризного спектакля он в достаточной степени неожиданный автор, потому что это не комедия положений и тут тексты не состоят наполовину из реприз! История этого семейства - это история, с одной стороны, очень японская, а с другой - как это вообще свойственно Мисиме, она в конечном счете становится планетарной... Сам я в Японии, к сожалению, не был. Так же как какие-то мои спектакли не доезжают до Риги (например, "Не будите мадам", где мы играем с Ольгой Остроумовой), так же я никак не могу доехать до Японии. У меня это было уже много раз, начиная с фильма "Преступление и наказание". Потом я даже должен был сниматься в Японии, но все время что-то мешало, - рассказывает Георгий Тараторкин.

Может, стоит организовать в Японии фестиваль "Золотая маска", в шутку предлагает "Час". А что, если в Латвии можно, то почему в Японии нельзя? Тараторкин улыбается, и мы расстаемся до следующей встречи в Риге.

"Для всех - это только Петросян!"

- Тревожно, что сейчас уходят могикане: Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, потрясающие личности, актеры, деятели, - рассуждает Георгий Тараторкин. - Уходит слой почвы, без которого она может очень сильно видоизмениться в своем составе и перестать приносить плоды. Тревожно, когда люди, от которых зависят судьбы театра, начинают важно чесать в затылке по поводу того, чего хочет зритель. Это самый бездарный вопрос, которым можно воодушевиться!

Адрес должен быть другой: ты! Чего хочешь ты, что тебе покоя не дает, что тебя радует, возмущает, обнадеживает... Только так можно создать нечто, что будет также небезразлично зрителю, как и тебе. И совсем не обязательно, что для всей тысячи зрителей, сидящих в зале, это будет одинаково дорого. Для всей тысячи можно быть только одинаково пошлым. Для всех - это только Петросян, уж извините.

Но я не склонен бухтеть и жаловаться на время. Тем более что и новое поколение актеров на подходе. У нас в спектакле замечательно работает Нелли Уварова, моя ученица по ВГИКу. И Вовка Вдовиченко - тоже мой. Думаю, он настреляется, морды набьет в кино, а потом наверняка обратится к другой драматургии. И моя Аня меня радует своим очень внимательным отношением к профессии. Сейчас самая большая опасность - приблизительность. Приблизительная правда, приблизительное мастерство... Это распространяется и на систему человеческих отношений: мы приблизительно любим, приблизительно ненавидим...

Мая ХАЛТУРИНА

Источник: Час

Док. 528188
Перв. публик.: 23.05.08
Последн. ред.: 30.11.08
Число обращений: 70

  • Тараторкин Георгий Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``