В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Я не худрук, я группа быстрого реагирования Назад
Я не худрук, я группа быстрого реагирования
Московский театр "Современник" готовится к своему 50-летнему юбилею. В день торжества, 15 апреля, здесь сыграют легендарный "Крутой маршрут". Публику на этот спектакль отбирали в течение всего сезона. Каждый зритель мог объясниться театру в любви и опустить свое послание в стеклянный куб посреди фойе. Авторы самых трогательных, самых интересных записок не только увидят "Крутой маршрут" - они смогут остаться и поговорить с актерами, как это было полвека назад, после "Вечно живых". Тот ночной - до открытия метро - диалог с залом "современниковцы" считают своей главной путевкой в жизнь.

- Галина Борисовна, неужели ни одного VIPа в зале не будет? Верится с трудом...

- Это наше принципиальное решение - не устраивать юбилей в прямом смысле слова, с капустниками, с поздравительными адресами. Мы всегда - и побеждая, и проигрывая - старались жить естественно. А что может быть естественнее, чем отметить наш юбилей как парафраз той ночи, когда "Современник" родился? Мы выжили только благодаря нашим зрителям. Им мы должны поклониться в ноги и сказать: "Спасибо вам на все времена за то, что вы в ту ночь поддержали нашу веру в себя, заставили нас продолжать это дело в немыслимых условиях и были нам верны все эти годы". Люди шли на Маяковку, потом - на Чистые пруды, они не поддавались слухам, будто "Современник" умер. Сегодня в зале сидят дети и внуки наших первых зрителей.

- Вы уже определили список счастливчиков, которые попадут в "Современник" 15 апреля?

- Многим мы уже позвонили, пригласили. Причем география настолько широкая...

- Иногородних вы просто приглашаете или привозите за счет театра?

- Оплатить всем иногородним гостям проезд и гостиницу мы не можем. Но люди в основном говорят: "Мы сами приедем". Только у нескольких человек затруднения материального порядка, их мы привезем, и администрация гостиницы "Волга" уже предложила нам помощь с расселением.

Приглашены будут 250 человек - с таким расчетом, что каждый придет не один. Плюс в зале будет сидеть весь коллектив театра, за исключением тех, кто занят в "Крутом маршруте".

Мы отсеивали тех, кто просто писал "люблю, обожаю". Искали что-то оригинальное. Среди тех, кого мы зовем, есть и шестнадцатилетние, и шестидесятилетние. Причем практически все рвутся выступить, у всех есть какие-то личные истории, связанные с "Современником".

Примерно в пятой части записок спрашивают, почему в фойе нет "иконостаса" - фотографий наших актеров. Когда-то это было принципиальной позицией "Современника", но теперь мы пойдем навстречу зрителям, и в день нашего рождения эти портреты на стенах появятся.

- А были плохие записки?

- Были, но не более десятка. Из них две по поводу "Крутого маршрута", явно просталинские. Причем обе написаны одним и тем же почерком.

- Кстати, насчет Сталина. Прошлогодняя премьера - "Полет черной ласточки" с великолепной работой Игоря Кваши - не вызвала протеста демократической общественности?

- Нет. Михаил Сергеевич Горбачев очень интересно реагировал. Во время антракта он на меня с удивлением косился, но ничего не сказал. На этом же спектакле были Юрий Карякин и Василий Аксенов. После спектакля мы остались, посидели в буфете, пришли артисты. Мы выпили винца, Михаил Сергеевич встал и говорит: "Я в антракте испугался. Думаю, как это может быть в "Современнике": Сталин - и вдруг добрый дедушка?! Но потом понял - вам надо вместе со зрителем пройти определенный путь..." Я говорю: "Да, по-другому нам неинтересно. Сразу взять и обмазать все черной краской - это не для нас..."

- Вы не боитесь, что друзья из числа медийных лиц, а у "Современника" их много, обидятся, если юбилей пройдет без них?

- Я думаю, те, кто нам действительно друзья, нас поймут. А остальные - что поделаешь?..

Михаил Эрнестович Куснирович, наш партнер и просто близкий человек, спустя месяц обещает нам праздник в рамках фестиваля "Черешневый лес". Вот туда мы и позовем знаменитых друзей.

- В том числе, наверное, Аллу Пугачеву, с которой вас связывают теплые отношения. Как вы отнеслись к переменам в ее семейной жизни?

- Ну, это я комментировать не могу. Могу только сказать, что я ее безмерно уважаю, считаю большой артисткой и очень люблю. Люблю с ней молчать, разговаривать...

- Петь...

- Петь - нет. Мы видимся нечасто, несколько раз в год. Но в эти моменты нам есть о чем и помолчать, и поговорить.

- Что касается Куснировича... Я смотрю, у вас в "предбаннике" висит олимпийская куртка. Значит, удобная вещь, если вы продолжаете ее носить?

- Очень удобная. Я не могу с этой курткой расстаться. Я ее уже постирала, но она все равно наполнена той живой эмоцией, которая была в Турине.

- Вы разве человек спортивно озабоченный?

- Тут дело не в спорте. Просто у нас так мало осталось зон для проявления патриотизма, когда мурашки по спине, когда гордость за свою страну и не стыдно это демонстрировать...

Все мои связи со спортом - это дружба с Таней Тарасовой, человеком ярким и потрясающе талантливым. Вообще у меня давний интерес к тренерскому цеху. Мы же коллеги. Меня всегда занимала командная психология, взаимоотношения звездных игроков с остальными. В свое время я пропиливала мозги Бескову, выясняла, сопоставляла...

И еще одна у меня есть мечта из той же серии - прийти на репетицию оркестра. Может быть, договорюсь со Спиваковым. Хочется понять, что это за взаимоотношения: дирижер - оркестр.

- Вы руководите театром без малого 34 года. Ваш главный личный рекорд за это время?

- Терпение. Терпение. Терпение.

- То, что происходило полвека назад, для вас "словно вчера было" или, наоборот, "как будто не со мной"?

- У меня есть такое свойство - я не люблю вспоминать. Всегда говорю, что "вспоминать" - это не активный глагол. Конечно, хочется быть молодой, энергичной, хочется, чтобы глаз горел, как в двадцать лет... Но все-таки я больше думаю о том, что будет, нежели о том, что было. Я у себя в театре не режиссер, не худрук - я группа быстрого реагирования. Мне нужно заботиться абсолютно обо всем. На ностальгию времени не остается.

- На последнем сборе труппы вы довольно резко высказались по адресу Сергея Гармаша, застрявшего на очередных съемках. Телевидение протранслировало ваш гнев на всю страну. Ходили слухи, что популярный актер и театр "Современник" могут развестись. Тем не менее 11 апреля у вас премьера - "Пять вечеров" - с Гармашем в главной роли...

- В театре всякое бывает, но Гармаш - один из самых ярких представителей своего актерского поколения. Мы полтора месяца ждали, пока он отснимется у Михалкова, зато сейчас он здорово репетирует и очень помогает молодым.

"Пять вечеров" в постановке Александра Огарева станут нашей первой премьерой в этом сезоне. Потом должна состояться "Америка. Часть вторая" - это ставит Нина Чусова на Другой сцене. "Три старушки вечерком" - с Ахеджаковой, Покровской и Козельковой - делает Борис Мильграм. И, наконец, "Клеопатра" Кирилла Серебренникова. Все это мы должны успеть.

- Последние несколько лет на вопрос "Что и когда вы будете ставить?" вы упорно отвечаете: "Когда появится пьеса, которая защемит мне какой-нибудь нерв". До сих пор ничего не защемило?

- Нет. Пока не защемило. У нашего диалога со зрителем 15 апреля есть и такая цель. Мы хотим понять, чего от нас ждут сегодня.

- И что дальше? Вы поставите спектакль по заявкам трудящихся?

- Я по заявкам никогда в жизни ничего не делала, просто не умею, но то, что это отложится у меня в подкорке, несомненно.

- Галина Борисовна, "Современник" - доступный театр? Цены на билеты у вас какие?

- Цены разные. У нас есть спонсоры, которым мы очень благодарны, кроме того, нам дают деньги из бюджета, но мы должны платить надбавку всем сотрудникам - всем, а не только артистам, мы должны выпускать несколько премьер в сезон, а спектакли сейчас обходятся дико дорого, режиссеры хотят работать с самым современным оборудованием... В общем, мы должны зарабатывать себе на жизнь. Отсюда и наше ценообразование. Тем более что мы видим, как спекулянты продают наши билеты за сумасшедшие деньги, и их все равно расхватывают.

- Назовите, пожалуйста, нижний предел и потолок.

- Сейчас я уточню... На вечерние спектакли - от 50 рублей, это неудобные места, до двух тысяч.

- А есть какие-то социальные льготы? Студентов, пенсионеров пускаете?

- Пускаем, конечно, по мере возможности.

- Бестактный вопрос. Вы задумываетесь...

- О преемнике?

- Да.

- Не просто задумываюсь. Задумываться, то есть сидеть, обхватив голову руками, - бессмысленно. Я даю возможность молодым режиссерам не только поставить здесь спектакль, но стать частью нашей жизни. Я всегда говорила, что эстафету надо передавать не дрожащей рукой. И если бы нашелся человек, который дал бы мне отдохнуть...

- Вы ушли бы на пенсию?

- Нет, на пенсию я бы не ушла, но жизнь свою чуть-чуть бы облегчила.

- Похоже, перед юбилеем у вас не самое праздничное настроение...

- Да, это правда. Я очень благодарный Богу человек, но фиксировать моменты счастья не умею. Наверное, потому что все время куда-то бегу. Это мое личное качество, помноженное на быстротечность жизни вокруг. Я оглядываюсь назад и пытаюсь вспомнить, когда действительно была счастлива - не умом понимала, а кожей чувствовала счастье... У меня хватит пальцев на одной руке, чтобы перечислить эти моменты.

Елена Ямпольская

Сайт: Известия

Док. 529122
Перв. публик.: 04.04.06
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 122

  • Горбачев Михаил Сергеевич
  • Ахеджакова Лия Меджидовна
  • Козелькова Елена Георгиевна
  • Михалков Никита Сергеевич
  • Покровский Борис Александрович
  • Пугачева Алла Борисовна
  • Спиваков Владимир Теодорович
  • Волчек Галина Борисовна
  • Гармаш Сергей Леонидович
  • Тарасова Татьяна Анатольевна
  • Серебренников Кирилл Семенович
  • Мильграм Борис Леонидович
  • Чусова Нина Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``