В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Черток: `Дело Гудовичева: Приговор по умолчанию` Назад
Леонид Черток: `Дело Гудовичева: Приговор по умолчанию`
На минувшей неделе в Архангельске был вынесен приговор по делу Владимира Гудовичева. Бывший (и отнюдь не единственный за последние годы) генеральный директор "Севергаза" получил 6 лет и 83 с лишним миллионов выплаты в доход государству. Последний пункт приговора звучит, по меньшей мере, нелепо, если не сказать, издевательски. Ну, сколько сможет заработать 60-летний зэк на пошиве ватников, если в стране резко урезали зарплату на более рентабельных предприятиях? Создается впечатление, что здесь иная подоплека. Во-первых, наглядно показать, что, сколько не своруй, все равно отдавать придется. Но по этой же логике зек Ходорковский должен нашить рукавиц в Читинском ИТУ на несколько зеленых миллиардов. Во-вторых, появился повод отказать в УДО из-за "нарушения графика выплат". Суммируем всё вместе и получаем - чтобы не повадно было. Два вопроса - не повадно что и кому?..

Процесс ожидался громкий, никому из бывших архангельских вип-заключенных такого не снилось. Несколько заявок было сделано в "Северном комсомольце", напечатавшем письма Гудовичева из СИЗО. Там такие фамилии фигурировали - пальчики оближешь! Лично меня в первую очередь интересовала правда о приснопамятной взятке, фиксированной на пленке. Той самой, где один, "похожий на", берет у другого, "похожего на", зеленые бумажки, "похожие на", а потом они хором посылают на всех и вся. Собственно, эта съемка и стала формальным основание к задержанию не только бывшего гендиректора крупного, почти государственного предприятия, но и экс-заместителя главы Архангельской области в одном лице.

Но это то, что мы все видели. А есть еще аудио запись телефонного разговора, которую слышали далеко не все. Там голос, похожий на Гудовичева, рассказывает голосу, похожему на Донского, всю коррупционную схему, созданную в областной администрации за время правления Николая Киселева. Мне это довелось слышать лично. Наверное, такой же чести удостоились и следственные органы. И тишина
Тишина в полном смысле. Одно объявление о том, что одно из самых громких коррупционных дел в новейшей истории Архангельска будет рассматриваться в ОСОБОМ ПОРЯДКЕ, не давало журналистам никаких шансов услышать что-то новое.

Пару слов для несведущих об этом "особом порядке". Меня тоже на него склоняли во время следствия по делу о клевете на губернатора Киселева. Сплошные плюсы, - доверительно уговаривал дознаватель. - Подписываешь бумагу, и через день мы тебе возвращаем конфискованный ноутбук. А дальше совсем просто - признаешь себя виновным, судья впаяет года два условно, и идешь домой выплачивать жалкие проценты со своей грошовой пенсии. Охота время терять? Вот уж фигушки, - ответил зловредный Четок, - лучше я такое политическое шоу устрою, никому мало не покажется. И оказался прав, объятый иллюзиями о своем переназначении, Киселев сам пошел на мировую. Компьютер и так вернули. Правда в убитом состоянии, он до сих пор пылится в виде мебели, но я снисходительно прощаю нашим правоохранительным органам эту маленькую, но сладкую мстю.

Вернемся к Гудовичеву. У него все круче, срок грозил реальный. Вроде бы, и терять-то уже нечего, можно побороться и попытаться, хотя бы, отомстить. Ну, это зависит от того, какие люди задействованы в деле, какие интересы и суммы фигурируют, здесь легко и жизнь потерять. Сразу после публикаций в "СК" подследственный был этапирован в московский изолятор. Знающие люди сомневались, что он доедет живым даже до Котласа, зная суровой характер визави. Именно последующие руководители "Севергаза" - Шевелев и Заерко - выступали на процессе в ранге терпил. И именно их имена чаще всего упоминались в публикациях и телефонном разговоре с бывшим мэром. Видимо, Гудовичев решил замолчать из инстинкта самосохранения, я его по-человечески понимаю.

Однако известны случаи, когда человека в момент истины пробивает на правду, так во время войны потенциальные дезертиры неожиданно вставали в полный рост под ураганный огонь немцев. А тут еще телекамеры с фотоаппаратами на тебя смотрят, на миру и смерть красна. Дабы избежать подобного "форс-мажора" в заранее написанном сценарии, судебные приставы сделали все возможное, чтобы не допустить на первое заседание прессу. Даже составили протокол об административном нарушении на двух моих коллег. Бредовый, не имеющий ни малейшего шанса дать делу ход. Зато выиграли время. Ждали от Гудовичева сюрпризов, ждали. Иначе, с каких делов Шевелев с Заерко сели перед клеткой в зале судебных слушаний аки шерочка с машерочкой? У меня лишь одна версия - контролировать поведение без пяти минут зека, одним своим видом напомнить, что ему и до смертника три шага.

Знаете, мне где-то жалко Гудовичева. Общие знакомые рассказывают, что он из тех чудаков-коррупционеров, для которых деньги вторичны. Даже суд признал, что от почти ста миллионов уворованных рублей, он скромно оставил себе только три. Остальные ушли "неустановленным лицам". Типа того, самого на себя непохожего. В области мало кто сомневается, что к изготовлению "пинцетного компромата" имеет непосредственное отношение бывший зам Киселева по финансам. И сделал он это, чтобы держать тогдашнего шефа на коротком поводке. Однако даже Штирлиц не мог просчитать всех вариантов. Тут главное ликвидировать все ненужные последствия, как видим, это удалось. Сам же Гудовичев просто балдел от своей значительности в общественной и политической жизни, возомнил себя наместником пророка на земле. Возможно, он был откровенен в своих заблуждениях. Вот только УК это не учитывает, а люди не оценивают.

Могли бы при другом раскладе на одной скамейке с ним оказаться другие известные личности? Наверное, но не в этом городе и не в этой стране. Жаль. Хотя, мне еще в детстве бабушка говорила - не прячь под ванну дневник с двойкой, внучек. Сколь веревочке не виться


www.rusnord.ru

27.02.2008

Док. 529296
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 03.12.08
Число обращений: 118

  • Черток Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``