В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Черток: Сомали: Не на тех напали Назад
Леонид Черток: Сомали: Не на тех напали
Который месяц сообщения из Аденского залива, где бесчинствуют сомалийские пираты, занимают первые места в ленте международных новостей. Что ни неделя, то новый захват, аппетиты морских разбойников растут прямо пропорционально их популярности.

На минувшей неделе главная интрига разворачивалась вокруг торговли, главным лотом которой стал нефтеналивной танкер "Sirius-Star", шедший из Саудовской Аравии к берегам Америки. Стоимость груза оценивается в 100 миллионов долларов, еще 150 миллионов стоит само судно. Примечательно, что до этого флибустьеры позиционировали себя верными поборниками ислама. Теперь же они яростно опровергают сам факт спора по конечной сумме выкупа. Никаких исключений - 25 миллионов зеленых и баста! Видимо, и для этих гопников религия имеет чисто номинальное значение, ничего личного - только бизнес

Собственно, сведения о разгуле африканского морского рэкета появились около семи лет назад. Аккурат после того, как Сомали, вследствие правительственного кризиса и последующей за ним гражданской войны, фактически развалилось на несколько отдельных территорий, которые начали выживать в этом жестоком мире каждая по своим возможностям. Одному "осколку" досталось морское побережье, которое выходит на одно из самых активных в мире караванных путей. Естественно, что доходы от грабежа тысячекратно превышают доходы от морской рыбалки. В принципе, суть обоих промыслов одна и та же - загарпунить крупную рыбу. Средства передвижения тоже почти не отличаются, быстроходные катера и джонки с подвесными моторами. Орудия "ловли" только разные, на смену удочкам и сетям пришли автоматы Калашникова пополам с гранатометами. Зато риска поубавилось, морские конвои оказались намного милосерднее многотонного тунца, взбесившегося на рыболовном крючке.

Как известно, искусству разбоя человек обучается быстрее, чем премудростям остальных профессий. Вспомните, хотя бы, нашу недавнюю историю. От неорганизованных рыночных рэкетиров в клетчатых штанах и набитыми костяшками пальцев мы быстро перешли к "цивилизованным" братками на Мерседесах, в пиджаках от кутюр и мобильными телефонами. Плюс связи не только в правоохранительных органах, но и на всех уровнях власти. Примерно такая же трансформация произошла и у восточных берегов Африки. Современные пираты кичатся своими контрагентами в портах и в спецслужбах сопредельных государств, которые поставляют им сведения о ценности проплывающих мимо грузов и уровне их защиты. А это уже целая индустрия. Немудрено, что "штат" сомалийских пиратов постоянно пополняется волонтерами из других африканских стран, пальму первенства держат Кения и Южный Йемен. Иными словами, собирается всякий сброд. Рискну предположить, что в скором времени ряды этих "Робин Гудов" могут пополнить боевики из исламских террористических группировок Арабского Востока, прикрывшись громкими лозунгами священной войны против экономики Запада. Любому беспределу всегда найдется пристойное идеологическое обоснование

И как со всем этим бороться? Один из наиболее часто рассматриваемых вариантов - переориентироваться на альтернативный морской путь в обход мыса Доброй надежды, что автоматически удлинит время доставки грузов с азиатских рынков на Запад, как минимум, на две-три недели. Это автоматически повлечет за собой удорожание товаров, особенно неприятное во время экономического кризиса. Мне недавно рассказали, как в портах Швеции в сторону России формируются целые паромы, полностью забитые новенькими "Вольво", которые готовы отдавать оптом, чуть ли, не по 15 тысяч долларов за штуку. А куда деваться, стране "цивилизованного социализма" тоже надо выживать. Естественно, что дешевые азиатские товары сегодня востребованы, как никогда. Видимо, в штате у пиратов появились неплохие аналитики, которые вовремя спрогнозировали ситуацию. Вот вам одна из причин активизации пиратства.
Наверное, не только у меня возникает законный вопрос - а что же крутой спецназ крутых стран не соберется вместе и не расхреначит эту приморскую шелупонь к такой-то бабушке?! Неужели до сих пор непонятно, что в подобных делах промедление и неуверенность в правовом статусе решительных действий лишь рождает безнаказанность? Пока же мы видим, как наш широко разрекламированный "Неустрашимый" мотыляется вдоль береговой линии аки бобик. Здесь не превентивные меры нужны, а крупномасштабная войсковая операция с сухопутным десантом. Пока же слышу одни разговоры о том, что грузоперевозчикам неплохо было бы раскошелиться и включать в штат каждой судовой команды пару-тройку крутых парней с мощными гранатометами для отражения атак. Или создать неподалеку специальную антитеррористическую базу с вертолетным парком, уж очень флибустьеры нашего Ка-27 побаиваются. Как увидят этих летающих крокодилов в воздухе, так сразу и разбегутся.

Знаете, это мне напоминает сиквел советского бестселлера "Пираты ХХ века" с супер старпомом и супер боцманом. Здесь требуется не психотерапевтическое воздействие, а срочная операция с отсечением злокачественной опухоли. Представьте себе состояние вчерашних рыбаков и крестьян, в одночасье обзаведшихся собственными виллами и джипами. Вспомните, как в начале 90-х у наших с вами "ваучерных" нуворишей напрочь сносило крышу от бешеных денег, и они начинали мнить себя наместниками Бога на земле. Говорят, некоторые из них до сих пор в дурке маются, тот же владелец "Гермеса". Уверен, африканские флибустьеры будут продолжать свои опасные игры до собственного конца, да еще найдут для разбоев идеологическую платформу.

Логично ожидать первых решительных действий от двух супердержав - США и России. Однако пока они ведут себя более чем скромно. В Интернете появились размышления, что Америке выгоден подобный бардак у берегов Африки. Мол, она дожидается мандата ООН на вторжение, быстренько укрепит свое положение в регионе и контроль за морскими путями в Восточном полушарии. Что ж, такое не исключено. Но тогда объясните мне версию о том, что Россия может использовать ту же ситуацию для продвижения на мировом рынке нашего Северного морского пути, как альтернативу международному судоходству. Бред, да и только.

А ведь этот кризис с грузоперевозками можно использовать для очередного сближения между нашими странами в русле общей антитеррористической операции, которой будет аплодировать весь мир.

Так чего медлят? Лично у меня есть только одно объяснение - боязнь резонанса со стороны мусульманского сообщества, которое не замедлит обвинить христиан в гонениях на ислам. Вроде бы, с той стороны грозились отомстить за захват саудовского танкера, восприняв его провокацией против единоверцев, но пока слова остаются словами. Похоже, что общая религиозная принадлежность опять превзошла здравый смысл и принципы цивилизованного мироустройства.
А пока всех нас грабят с особым цинизмом. И поделом


www.rusnord.ru

27.02.2008

Док. 529303
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 03.12.08
Число обращений: 113

  • Черток Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``