В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интернет газетам не конкурент Назад
Интернет газетам не конкурент
Будущее СМИ - за созданием крупных синтезированных медиа-холдингов. К такому выводу пришли участники круглого стола под названием Интернет против традиционных СМИ, организованного Российской ассоциацией по связям с общественностью, газетой Взгляд и РИА Новости.

Получать информацию из Интернета предпочитает лишь каждый десятый россиянин.

Отдыхать с помощью глобальной сети - каждый восьмой. Такие данные привел директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Таким образом, Россия не является лидером в освоении сети, несмотря на то, что полугодовая аудитория Интернета составляет 21% населения нашей страны в возрасте старше 21 года. В этом отношении мы если не позади планеты всей, то занимаем довольно-таки низкие позиции. В Швеции, к примеру, эта цифра составляет 77%, в Германии - 61%, и даже в Бразилии - 23%.

После оглашения удручающих цифр Валерий Федоров призвал не сгущать-таки краски. Оказывается, все не так печально. Как показывают исследования, в Москве и Санкт-Петербурге доля пользователей глобальной сети значительно выше. Чаще всего Интернетом пользуются наиболее молодые и образованные россияне, жители крупных городов, а это значит, что всемирная паутина имеет большие перспективы развития в нашей стране. Вместе с тем большие возможности имеет и развитие электронных СМИ.

Все участники круглого стола признали, что сейчас Интернет-издания развиваются очень бурно. По мере роста изданий острее встают вопросы об ответственности Интернет-СМИ и доверии к ним. Исполнительный директор Института развития прессы Ольга Карабанова заявила, что юридически каждое издание, осуществляющее свою деятельность в сети, обязано иметь регистрацию и соблюдать все правила и нормы, предусмотренные законом о СМИ.

Но на практике дело обстоит иначе. Карабанова с сожалением отметила, что на сегодняшний день в России нет культуры регистрации Интернет-СМИ. Многие владельцы электронных изданий не считают нужным утруждать себя лишним хлопотами и бумажной волокитой. Они воспринимают глобальную сеть как огромное пространство, куда можно вынести все что угодно. Главным результатом такого безответственного подхода становится недостоверная информация, которую получают многочисленные пользователи паутины.

Этой же информацией в качестве первоисточника пользуются порой и традиционные средства массовой информации. Известны случаи, когда непроверенная информация из Интернета оказывалась на страницах печатных СМИ. Как пример участники круглого стола привели новость о смерти сына губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Непроверенная информация, которую позже пришлось опровергать, была опубликована на первой полосе даже в такой влиятельной газете, как Известия.

Еще один сегмент Интернета - блоги, или личные дневники пользователей глобальной сети. Их число растет с гигантской скоростью, каждую секунду появляется новый. Сегодня блоги воспринимаются уже как некое социальное СМИ, что, конечно, не совсем верно. Несмотря на непроверенность информации, многие журналисты во всем мире пользуются ими, как источником для своих материалов. Например, американские журналисты 60%-70% своей информации черпают именно из личных дневников. Редактор телеканала Russia Today Алексей Николов предложил свое название для блогов - средство распространения информации. Аббревиатура, правда, звучит весьма специфично, зато отражает самую суть, - заметил он.

В традиционных средствах массовой информации журналистика более ответственна, в большинстве случаев работает по утвержденным законодательным и этическим нормам. Следовательно, уровень доверия к традиционным СМИ - газетам, радио, телевидению - значительно выше, чем к электронным изданиям. К примеру, опубликованная в газете статья или новость может стать свидетельской на суде при защите чести и достоинства, а от материалов, опубликованных в Интернет-изданиях, судьи чаще всего отмахиваются, не считая их достаточным доказательством.

Вместе с тем, как было отмечено, сегодня уровень доверия к любым СМИ, будь то электронное издание или традиционное, падает. Не только в нашей стране - такая ситуация сложилась во всем мире. Даже в Соединенных Штатах, где, казалось бы, уровень доверия должен быть достаточно высоким, СМИ доверяет меньше 30% населения. Но, как отметил Валерий Федоров, в России средствам массовой информации традиционно верят во всяком случае больше, чем органам государственной власти.

Корреспондент Международник.ру поинтересовался мнением участников дискуссии, не следует ли укреплять позиции некоторых традиционных печатных СМИ, имеющих Интернет-версии, ограничением доступа к их электронным версиям. На это главный редактор газеты Взгляд Алексей Гореславский заметил, что подобные шаги имеют смысл только для изданий, имеющих сегментированную аудиторию. В качестве примера он привел газету Ведомости, половина материалов которой находится в свободном доступе, а вторую половину читатель может получить за небольшую плату. В данном случае ограничение доступа к электронной версии оправдано, так как заинтересованные пользователи способны заплатить за получение необходимой информации. В случае же с массовыми изданиями, такими как Комсомольская правда, закрывать часть архива не имеет смысла - их аудитория вряд ли будет получать информацию из Интернета за деньги.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что на сегодняшний день Интернет-издания не представляют угрозы для традиционных средств массовой информации и в ближайшее время не смогут вытеснить с информационного рынка традиционные издания. "Будущее - за некой конвергенцией, объединением всех информационных каналов, ресурсов", выразила общую мысль Ольга Карабанова.


15.07.2006
ismi.ru

Док. 530335
Перв. публик.: 15.07.06
Последн. ред.: 08.12.08
Число обращений: 125

  • Федоров Валерий Валерьевич
  • Гореславский Алексей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``