В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Мы так ждали тебя, ВОВА!` Назад
`Мы так ждали тебя, ВОВА!`
Соловьев - главный герой в классической постановке, где место, время и действие - Москва, наши дни, телевидение и политика.
Не заметили ли вы, как быстро у нас стал телеведущим номер один вездесущий Владимир Соловьев? Наверное, не могли не заметить. Даже если вдруг вы отсутствовали у экранов по уважительной причине весь последний год, то при желании буквально в течение двух дней вы сможете получить полноценное и многогранное впечатление от деятельности нашего героя. У него несколько передач на ТВ, ежедневный утренний эфир на популярном радио, он ведет добрую половину корпоративных вечеринок в столице, а также успевает ужинать в ресторанах с политиками и олигархами. В чем же секрет популярности и востребованности Соловьева? Судя по всему, в его уникальном соответствии законам классики - единству времени, места и действия.
Давайте вспомним, кто раньше был кумиром телеаудитории. Не будем повторять набившую оскомину фразу о том, как в начале 1990-х вся страна по ночам с замиранием сердца следила за "этими хорошими молодыми парнями" из программы "Взгляд". Парни выросли, стали телевизионными боссами, и именно этот, как сейчас сказали бы, проект стал базой для всего нашего современного телевидения. Скажем спасибо Михаилу Горбачеву за то, что он все-таки не распорядился закрыть "Взгляд", хотя, наверное, понимал, что эта передача всаживает еще один нож в спину советской империи. Отметим, правда, что не только телевидение несло людям ощущение свободы: многие, к примеру, с огромным удовольствием слушали по ночам Григория Явлинского, изо дня в день пересказывавшего на радио свою программу "500 дней".
Самым главным символом "Взгляда" был прорыв, открытие. Сенсации творились легко и непринужденно, хотя для самих творцов они были точно таким же откровением, как и сейчас. Можно было снять и показать всему народу мозг Ленина или архивы Сталина, и это было очень круто. Тогда еще мало кто понимал, что телевидение - это чудовищный элемент влияния. Можно было запросто в самом начале 1990-х годов выпускать передачу "Адамово яблоко", которую из-за скандальности сейчас под дулом пистолета не взял бы к себе ни один руководитель федерального канала. Еще бы, показывают голых людей, говорят про секс и прочие дела! А ведь тогда это хотя и было откровением для многих, но отнюдь не шокировало телеаудиторию.
Эпоха первооткрывателей завершилась, наверное, с убийством Владислава Листьева. Тогда многим стало ясно, что период чистого творчества, практически бури и натиска, на ТВ закончился. Постепенно до телебоссов стало доходить, что не реклама красит программу, а программа рекламу. Началась эра Леонида Якубовича. Кажется, это как раз самый худший период в новейшей истории российского ТВ, когда энтузиазм уже спал, а деньги и профессионализм еще не появились. Что касается предпочтений телезрителей, то во время правления Бориса Ельцина они были на стороне политических тяжеловесов-аналитиков типа Евгения Киселева или Николая Сванидзе, а также интеллектуальных шоуменов а-ля Дмитрий Дибров. Что тоже показательно: кто по-прежнему хотел политики, мог получить ее во всей красе в "Итогах" с византийской аналитикой, скучнейшими гостями в студии, тотальной серьезностью и "глубочайшим пониманием происходящего в стране", основанным на самом деле скорее на гаданиях вокруг крепкого рукопожатия президента.
Начало эры Путина совпало и со значительными переменами на ТВ. С остатками ТВ-6 и ТВС из "Останкино" вымели и последнюю надежду на самодеятельность в эфире, а подкрепили репрессии, как принято говорить, их величества рейтинг и реклама, не оставившие ни единого шанса мятежникам и правдорубам. Страна равнодушно отвернулась от "бившихся за правду" и за свое место под телевизионным солнцем, словно не желая тратить время на упавшего на улице пенсионера. Главным явлением на ТВ периода первого срока президента Путина стала очень профессиональная, эмоционально серьезная, но при этом не скучная программа Леонида Парфенова "Намедни". На общем фоне выстраивания информационных потоков, монополизации шоу-культуры и молодежного рынка Первым каналом "Намедни" оказалась сенсацией. Парфенов сделал то, чего никто не мог добиться, - стал свежо и современно рассказывать о серьезных политических событиях, не превращая это в скучное толковище. Да и отслеживать многие знаковые события ему нередко удавалось раньше, чем кому-либо другому.
И вот современная ситуация. Телеканал РТР вовсе отказался от итоговой аналитической передачи, выставив в эфир только "Вести недели". На Первом канале в этом жанре работает виртуоз ТВ Владимир Познер, ограниченный, правда, со всех сторон техническими барьерами в виде непрямого эфира и фильтрации гостей. Это, разумеется, сказывается на качестве: при стопроцентном профессионализме передачу бывает невозможно смотреть. Скука убивает все. О том, что творится на канале ТВЦ, говорить не стоит: серьезный анализ передач апостола Юрия Лужкова Павла Горелова "Лицом к городу" и итоговой программы некоего Ильи Колосова "Сегодня, завтра и послезавтра" может вызвать истерику даже у самого спокойного телекритика. Интереснее только одно занятие - разбирать смысловую и стилистическую нагрузку в диалогах дуэта "Новые русские бабки". Но мы отвлеклись.
Остается канал НТВ. Долгий поиск замены Евгению Киселеву и Леониду Парфенову был вполне понятен. Времена изменились, и теперь вовсе не обязательно быть в первую очередь матерым телевизионщиком, куда важнее чувствовать конъюнктуру и быть просто умным человеком с чувством юмора. Немодно быть бедным и ездить на плохом авто - среди успешных людей не поймут, да и аудиторию не обманешь. Кроме того, сейчас недостаточно быть политологом, ученым или экономистом-теоретиком, нужно иметь связи с реальными ньюсмейкерами, членами правительства, депутатами и олигархами, потому что именно личные отношения сейчас определяют все. Вы никого не узнаете? Ошибиться невозможно, это - Владимир Соловьев. Так что выбор был предопределен. Никакие приглашения топ-корреспондента газеты "Коммерсантъ" Андрея Колесникова и прочих персонажей на роль ведущего воскресной итоговой программы на НТВ не могли состояться, поскольку это место ожидало своего героя.
А Соловьев ведь тоже не сидел сложа руки последние несколько лет. Работоспособности Владимира Рудольфовича мог бы позавидовать ударник Алексей Стаханов, и уж точно он позавидовал бы его заработкам. Ни в коем случае не хочу лезть в чужой карман, должен лишь заметить: это очень хорошо, когда человек прилично зарабатывает. То, что он этого не скрывает, еще лучше, ведь это означает, что все заработано честным трудом. Так вот, за последние несколько лет образ Владимира Соловьева так же, как общество и телевидение, претерпел некие изменения. Он похудел на сорок килограммов, сбрил усы, поменял понтовый кабриолет родом из середины 1990-х Mercedes SL600 Brabus на внушительный и скромный Audi A8 6.0L, а самое главное - грамотно выстроил отношения со многими десятками и сотнями ньюсмейкеров как из политики, так и из бизнеса.
Как это Соловьеву удалось - сказать сложно. Может, за счет личного обаяния, может, за счет бесчисленных корпоративных вечеринок, ведущим которых он был. Да это и не важно, поскольку важен результат. А в результате уже не известно, кто кому нужнее - Соловьев телекомпании НТВ или НТВ г-ну Соловьеву. Единственное, что смущает в образе телеведущего номер один, так это какая-то нарочитая нескромность. Хотя и это, наверное, примета времени. Г-н Соловьев почему-то упорно называет передачи в честь себя, раз за разом нарушая неписаный закон о том, что ведущий должен быть так же незаметен на фоне гостя, как судья в футбольном матче. "Соловьиные трели", "Золотой соловей" - по-моему, это слишком! Или Владимиру Рудольфовичу кажется, что как бы никто не обратил на это внимания? Зря, обратили. Это как в Кремле, судя по всему, некоторым чиновникам кажется, что они делают все незаметно. А иные замечают. Вот, кстати, шутка, упомянутая г-ном Соловьевым в интервью одному из израильских СМИ: "Один из "наших" сделал карьеру - стал христианским богом". Кажется, и наш герой уже на верном пути.
В общем, тотального пришествия Владимира Соловьева на НТВ давно следовало ожидать. Он близок и понятен самой любимой категории зрителей НТВ - состоятельной московской аудитории, преимущественно мужской, а значит, с точки зрения рекламы канал попал в цель. А той самой аудитории следовало бы скандировать чуть измененные слова из песенки еще одних завсегдатаев корпоративных тусовок группы "УмаТурман": "Мы так ждали тебя, Вова!" Или, перефразируя Вольтера, можно сказать, что, если бы на НТВ не было Владимира Соловьева, его бы следовало выдумать. Пока же он главный герой в классической постановке, где место, время и действие - Москва, наши дни, телевидение и политика.

11 апреля 2005
Алексей Гореславский, Буржуазный Журнал
www.vsoloviev.ru

Док. 530345
Перв. публик.: 11.04.05
Последн. ред.: 08.12.08
Число обращений: 157

  • Соловьев Владимир Рудольфович
  • Гореславский Алексей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``