В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Черникова: Будущее без радио, нефти, спама, Перис и среднего класса Назад
Елена Черникова: Будущее без радио, нефти, спама, Перис и среднего класса
Продолжаем публикацию рубрики-пособие Елены Черниковой для юных и талантливых, которые хотят в журналистику сильнее, чем на танцпол. Для тех, кто пьёт залпом новые знания, а не пиво. Для тех, кто собирается в двадцать первом веке описывать подлинную Россию, а не какой-нибудь гоблинланд.


VI

"Одна из разновидностей гордыни, легко прощаемая друг другу людьми, - гиперлюбопытство, прописанное в массовом сознании под благозвучным псевдонимом "эрудиция". Можно обозвать это же заболевание информированностью, осведомлённостью, а хотите - образованностью. Мне всё равно, как вы назовёте сумму сведений, никак не влияющих на вашу жизнь и поведение, но дающих прелестное ощущение причастности к чему-то вечному и глобальному.

Я читала в толковых словарях по поводу коренных отличий образованности от осведомлённости, но это всё лирика. Суть одна: вы пилите опилки, вы потребляете прошлое, имевшее место секунду или тысячелетие назад, это неважно, и потребление прошлого даёт вам надежду на некие преференции в будущем. Лучший из сладких пирожков, давно выпеченных этой надеждой, есть постулат "не зная прошлого, мы не построим будущее". Дескать, учите, дети, историю, чтобы потом учиться на своих ошибках, а лучше - на чужих. Как вы знаете, человечество только и делает, что учитывает свои ошибки, правда?"

...А теперь, дорогие юные коллеги, перечитаем эти два абзаца и подумаем: скольких людей я сейчас обидела? В чьи нежные души, так сказать, сапогом попала? Как выглядят эти люди? Где живут? Что ценят больше жизни?

В этих абзацах я обратилась не к ним, а к аудитории СМИ, которого нет. В существующих изданиях, как правило, призывают любить историю, ценить информацию, хвалят эрудицию, воспевают образование. А что если представить аудиторию СМИ, в котором не будет ни одного стереотипа? А что если украсть у массового сознания его самомнение? В невозможное СМИ поместят серьёзную информацию о настоящем и будущем, никто не будет звать меня в салоны красоты, заклинать меня успехом, лидерством и средним классом как двигателем прогресса

Сколь возможно СМИ, где всё, высоко ценимое массовой публикой, подвергается сомнению? Найдётся ли сейчас целевая аудитория, для которой нет никаких "вечных ценностей", всё изменчиво и переливчато? У кого в голове нет никаких коммуникативных подставок для журналиста?

Я нашла журнал, который, кажется, хочет быть "переливчатым". Он бесплатно стоял на распорке-стремянке у входа в ресторан одного из творческих домов Москвы. Его брали. Он необычный: черно-белая папка-коробка, которую можно открыть, как конверт, а можно красиво порвать - имеется перфорированная полоска. Я повертела его в руках, но предмет показался мне а) тяжеловатым.

В правом верхнем углу так называемой обложки я увидела анонс: "прогноз на 50 лет вперёд". Полагая, что прогнозы бывают как раз вперёд, а не назад, я сразу выпала из аудитории этого журнала. Он показался мне б) неграмотным. Проявила явный снобизм. Зачем тащить домой эту тяжесть "прогнозами вперёд" Да ещё первая буква в названии повёрнута в обратную сторону и похожа на музыкальный знак "басовый ключ", хотя исполняет роль литеры "С". Да после заголовка стоит, в нарушение всех правил, точка. Словом, журнал выпендривается, а это не для меня, - поспешно решила я.

Однако поостыв, я вгляделась в махонькие циферки под заголовком: оказалось, N 1. Ага! Я уже почти двадцать лет коллекционирую первые номера газет и журналов, анализируя их судьбы. Значит, всё-таки придётся взять.

Обычно, заполучив новый экземпляр в свою коллекцию первых (иили нулевых) номеров, я сначала читаю обращение главного редактора к читателям. Потом смотрю, как его тезисы воплощены в корпусе журналистского текста этого издания. Затем гадаю: выживет издание или нет? Начало моей коллекции было положено в 90-х годах, когда по России пошёл издательский бум, поскольку прессе разрешили быть частной. В те невероятные годы, когда чуть не каждая овощная база кинулась учреждать свою газету, коммерческий дух ворвался в жизнь СМИ вместе с представлениями новых негоциантов о современном журнализме, о собственности, о добре и зле. Выжили единицы, хорошо продумавшие свои целевые аудитории. Не удержались экзоты типа газеты "Задница", но не уцелели и журналы для семейного чтения.

Не справились с управлением те, кто повёл свой корабль сразу во всех направлениях. Аудитория изменялась на глазах. Слышны выстрелы. Может, салют? Радуемся. Может, нападение неприятеля? Мобилизуемся. Неизвестно что такое? Ждём. А, это наши стреляют. Хорошо. А, это не наши стреляют. Плохо. И так далее. А всё одни и те же выстрелы. Для каждой аудитории - своё отношение к выстрелам. Аморально, конечно, но такова система СМИ.

Ни один редактор вновь порождаемого СМИ не отказывал себе в удовольствии воззвать к тем, кого он собирается осчастливливать. По этим коротеньким материалам и сейчас можно вполне отчётливо прогнозировать судьбу нового издания, но тогда их было значительно интереснее читать.

Воззвание всегда находится на видном месте, содержит обещания вечно любить именно эту аудиторию за её немыслимые достоинства и редко содержит честное описание её как целевой. Как правило, всё расплывчато и туманно, с красивостями, лестью и заигрываниями. Сверхважен первый шаг: какую эмоцию аудитории хочет вызвать автор. Если целью является доведение до публики достоверной информации, то он старается не раскачивать эмоцию. Но если цель автора - манипуляция, то он постарается даже простое уведомление о начале сбора грибов и ягод превратить в шокирующий выстрел стартового пистолета, чтобы публика для начала вздрогнула, потеряла бдительность, а ещё лучше - способность рассуждать вообще. Тогда публика быстро проскакивает "кирпич", то есть мысль, и бросается делать что-нибудь. Как правило, "что-нибудь", основанное на эмоциях, абсурдно. Тургеневские девушки никогда не брились, например, а наши как с ума все посходили.

В этом журнале, который я принесла домой из ресторана, быстро найти обращение к читателям мне не удалось. Видимо, редакция сочла, что это уже не комильфо. Тогда я поискала латентные формы обращения к читателям. Разумеется, всегда красноречив выбор выразительных средств. На каком языке говорят авторы? Какими картинками ублажает зрение журнал с пышным названием "Сноб"?

Как говаривал Оскар Уайльд, "мой вкус очень прост - всё только лучшее". Очевидно, в журнале взяли этот тезис великого сноба за основу. Внешность ослепительная. На журнал не очень похоже. Скорее, на ежедневник. Резинка-закладка, вкладыш со статьями, начинающимися со слов "Этим летом в Нью-Йорке", - броских элементов оформления уйма. Всё прекрасно, включая известные журналистские фамилии. А в самой сердцевине - футуристический материал "Чего не стало и не станет 1950-2050".

Не все выдержат его чтение. Там помещена диаграмма с перечнем былых и грядущих утрат человечества. Например, если к 80-м годам ХХ века утратили актуальность оспа, Джон Леннон и полёты людей на Луну, то никто и не плачет, а если к 2050 кончится слепота (всё - по прогнозу футурологов Росса Доусона и Ричарда Уотсона), Google и смерть, то это надо ещё проверить.

В середине материала я нашла один приговорчик, от которого может заколотиться сердце. Не моё. Сейчас поймёте, что я имею в виду. Цитирую интервью Алексея Гостева с футурологом: "А средний класс-то куда денется?" "Исчезнет, во всяком случае, как постоянная прослойка между богатыми и бедными с относительно гарантированным статусом. Общественная динамика будет гораздо более открытой. Вы либо карабкаетесь вверх, либо катитесь вниз. В будущем средний класс - это либо будущие богачи, либо будущие бомжи"

Сколько требуется выдержки и мужества, чтобы расстаться с мыслью о вечности и жизненной необходимости среднего класса! Мне, правда, всё равно, но ведь есть другие мнения. Сейчас все целевые аудитории глянца - это сплошной средний класс. Различия - только половозрастные. Психологическая основа среднего класса (высокоразвитое потребительство на основе жгучего интереса к тому, что теперь носят и "как принято" воспитывалась в России больше пятнадцати лет. Любить идею среднего класса считается признаком прогрессивного мышления. Но вот журнал "Сноб", ссылаясь на американцев, обещает кончину среднего класса примерно к 2035 году, и это обещание идёт из источника, где средний класс не просто цветёт, а структурированно: низший, средний и высший средний класс. И в Англии есть разные средние классы. Возможно, и у нас, но я этого не чувствую. Мне безразлично. Возможно, это снобизм.

В грядущем уходе среднего класса для меня лично заложена одна интересная идея: это же уход почти всех современных целевых аудиторий. Значит, придут совсем другие СМИ. Интересно, какие? Футурологи из Сан-Франциско пророчат уход проводных телефонов (к 2011-му), копирайта (2020), АМ-радио (2024), FM-радио (2028), глухоты (2040). Правописание и блоги уйдут одновременно (в 2022-м) и почему-то следом за ними потеряет актуальность Перис Хилтон.

Скажем прямо, публиковать такие вещи в журналах для домохозяек нельзя, несмотря на то, что к 2048 году обещан уход работы по дому. То, что люди идеализируют, на чем строят смысл своей жизни, - никак нельзя подвергать сомнению в работе с целевой аудиторией. Если домохозяйка, уверенная, что домоводство вечно, и кассир, ловко считающий купюры, узнают, что домоводства и банкнот через сорок лет не будет, они расстроятся. Помните, лет восемь назад чуть не весь мир сокрушался, что Солнце погаснет скоро, через 6 миллиардов (или миллионов, не помню) лет. Неизвестно, как теперь жить!

Ладно: классы, монеты уйдут, талия (я цитирую американских, напомню, футурологов), близость, извинения, кривые зубы, естественные роды, пластическая хирургия Но смерть? Согласно той же футурологии, она тоже куда-то денется. Журнал "Сноб" не побоялся эпатировать своих читателей расшатыванием основ. Сколько он протянет? Мне искренне любопытно.

Исчезновение чужой смерти не всем аудиториям по зубам. И не каждая согласна влачить свою вечность. (Из сорока студентов, когда мы с ними обсуждали на семинаре проблемы генной инженерии, только пятеро согласились на бессмертие.) В каких же СМИ следует вести дискуссию на раскалённые темы? И надо ли вообще, если даже нефть и Microsoft уйдут?

Член российского Комитета по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, писатель и философ Сергей Роганов всесторонне изучает тему смерти, читает по миру лекции, собирает материал по современной трансплантологии, биомедицинским технологиям, проблемам старения общества и многим другим, грубоватым на нежный слух среднего класса, воспитанного на культе вечной молодости и красоты. Идеи донорства органов не всем СМИ легко даются. Почему? " Противостояние медицины и общества, переходящее порой в открытые войны, и есть корень проблемы. Не разрешение или запрет на трансплантологию, т.е. чудесное исцеление, а разрешение или запрет на "забор органов" на основании критерия "смерть мозга", - вот гордиев узел современной истории медицины и технологий", - объясняет учёный. Вы что-нибудь знаете про упомянутый узел? Как публицист, Роганов постоянно подчёркивает, что тема органного донорства может в любой момент коснуться любого человека, но, заметим мы, обсуждать её конструктивно человечество не в силах. Между религиозным и атеистическим взглядами на жизнь и смерть заметно углубилась пропасть. А СМИ, где оба взгляда были бы корректно представлены именно при обсуждении вопросов жизни и смерти, нет и всё больше не может быть. Или может? Вы как считаете?

Домашнее задание: смоделируйте образ целевой аудитории, которая
а) спокойно может читать прогнозы о том, что через 20-50 лет что-то исчезнет (электронная почта, Аральское море, налог на наследство, транспорт на бензине, национальные государства),
б) любую информацию принимает к сведению бестрепетно. Возможно ли это? Что такое современная целевая аудитория СМИ, читайте в предыдущих выпусках нашей "Мастерской".

Продолжение следует...

15.12.2008,
www.viperson.ru

Док. 532508
Опублик.: 15.12.08
Число обращений: 5

  • Черникова Елена Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``